Цели:
- углубить представление о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне;
- сформировать понимание невозможности оставить Москву;
- помочь сформировать позицию по отношению к защитникам Родины.
Задачи урока:
- Рассказать о сражении за Москву.
- Показать на карте места наиболее крупных сражений.
- Рассказать о подвигах советских бойцов.
- Объяснить название «Великая Отечественная война».
- Знать понятия: «таран», «аэростат», «бомбардировщик».
Оборудование урока:
- карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов»;
- диск DVD c документальным фильмом «От Кремля до Рейхстага»;
- грамзапись песен «Священная война», «Моя Москва»;
- выставка книг о Великой Отечественной войне.
План урока:
- Повторение пройденного материала.
- «Вставай, страна огромная».
- Защита Москвы с воздуха.
- Подвиг панфиловцев.
- Враг отброшен.
Ход урока
I. Организационный момент
На предыдущем уроке мы приступили к изучению раздела истории: «Наша страна в годы Великой Отечественной войны». Говорили о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
II. Повторение пройденного материала (Приложение. Слайд 3)
Фронтальный опрос.
- Назови дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941г.)
- Объясни, какие войны называются отечественными? (Отечественная война – справедливая война в защиту своего отечества).
- Сколько отечественных войн ты знаешь? (Отечественная война 1812 г. Великая Отечественная война 1941 – 1945г.)
- Расскажи о первых месяцах Великой Отечественной войны. Покажи на карте направления главных ударов противника. (Слайд 4)
- Расскажи об одном из героев Великой Отечественной войны. (Слайды 5, 6)
III. «Вставай, страна огромная»
Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город плотным кольцом, захватить, а потом стереть с лица земли вместе с миллионами жителей. Решено было затопить Москву, построив огромные плотины вокруг города. На месте Москвы должно плескаться море.
К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве, прорвавшись на танках к Химкам. Гитлеровцы уже рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.
Но Москва сдаваться не собиралась. (Слайд 7) «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Все советские люди поднялись на священную Отечественную войну за свободу и независимость Родины. ( Звучит запись песни «Священная война»).
Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков (Слайд 8). Он принял энергичные меры по наведению порядка в войсках и усилению обороны столицы.
Рассказывают ученики.
1-й ученик. Из москвичей формировалось народное ополчение. (Слайд 9) В его ряды добровольно вступали те, кто по разным причинам не подлежали призыву в армию: одни из-за возраста (старики и молодежь ), другие из-за состояния здоровья, третьи из-за работы, связанной с производством военной техники и снаряжения.
2-й ученик. Вокруг столицы москвичи вместе с воинами рыли окопы (Слайд 10), возводили проволочные заграждения и противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев, которые прозвали «ежи». Чтобы враг не прошел на подступах к Москве устанавливали мины, взрывали мосты.
На улицах города выросли баррикады. Ровными рядами от одной стороны улицы к другой лежали мешки с землей (показ иллюстраций).
IV. «Защита Москвы с воздуха».
Рассказывают ученики.
3-й ученик. В крепости превращались дома па улицах города. За решетками и перилами балконов укрепляли бронированные листы железа, ставили пулеметы. Дула пулеметов выглядывали из чердачных окон.
На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. (Слайд 11). Из них били по немецким бомбардировщикам, прорвавшимся в город.
4-й ученик. На картах воздушных немецких стрелков были отмечены важнейшие объекты города. Их надо было спрятать.
На Кремлевской стене Красной площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры и полотна на самой площади. Чтобы погасить золотой блеск куполов соборов Кремля, их покрасили зеленой краской. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами.
Особенно отважно сражались летчики. Если им не хватало боеприпасов, они шли на «таран». (Работа с понятием «таран» - прямой удар самолета, танка, корабля, наносящий пробоину). (Слайд 12). Такой случай произошел в ночь на 8 августа 1941 года. Давайте посмотрим об этом документальный фильм (фрагмент образовательного диска «Великая Отечественная война 1941-1945»)
V. Подвиг панфиловцев
- На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. (Слайд13). За шесть дней беспрерывных сражений они подбили 80 танков и уничтожили сотни гитлеровцев.
- Чтение текста учебника с. 54-55 (Слайд 14).
- Прослушивание записи песни «Моя Москва».
VI. Враг отброшен
Защитники Москвы обороняли каждую позицию. Красная армия накапливала резервы и готовилась к решительному наступлению. (Слайд 15). С Урала и Поволжья, из Сибири и Дальнего Востока направлялись к Москве эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами.
5-6 декабря 1941года войска перешли в наступление. Наступление оказалось настолько мощным, что немецкие войска стали откатываться от Москвы. В ходе контрнаступления немцы были отброшены от Москвы на 300 км.
VII. Итог урока (работа в парах)
1) Выполнить задания.
1. Впиши фамилию летчика.
В ночь на 8 августа 1941года фашистский бомбардировщик пытался пробраться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте четырёх километров ____________ настиг врага и дал пулеметную очередь. Правый мотор самолета начал дымить.
2. О ком и о чем куплет следующей песни?
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердце будут жить 28
Самых смелых твоих сынов. ________________
3. Кого ты знаешь из героев Великой Отечественной войны? Продолжи перечень. Н.Ф. Гастелло, Г.К. Жуков…
4. Укажи отечественные войны. Обведи в кружок нужную цифру.
Война с французами в 1812 году.
Война белых и красных в 1919 году.
Война с немцами в 1943 году.
5. Вставь фамилию. В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве _____________ .
2) Фронтальная проверка. (Слайд 16).