Тема: Озера.
Цели: Изучить особенности озер; познакомиться сточными и бессточными озерами; продолжить формирования умения работать с картой, схемами, сравнивать, делать выводы.
Личная значимость изучаемого для школьника: Человек постоянно использует воду, без нее невозможно хорошее качество жизни.
Тип урока: комбинированный, практическая работа.
Методы обучения: Проблемный. Почему озерные котловины по происхождению разнообразны, сточные и бессточные озера? Частично- поисковый.
Форма организации учебной деятельности: Диалог.
Основные понятия и термины урока: Озера:тектонические,вулканические,запрудные,ледниковые,остаточные , карстовые. Сточные и бессточные.
Организация деятельности учащихся: Обсуждают выступления учащихся, подготовивших опережающие задания, высказывают свое мнение, отвечают на проблемный вопрос урока.
Оснащенность урока: магнитофон, музыка «Славное море, священный Байкал»,таблица «Воды суши»,сообщения учащихся.
Знать: озера, их происхождение, сточные и бессточные озера, значение озер в жизни человека.
Уметь: различать озера по происхождению, знать типы озер, работать с картой.
Элементы содержания образования повышенного уровня
Знать: особенности озерных котловин, сточных и бессточных озер.
Уметь: различать сточные и бессточные озера, различать по происхождению озерные котловины.
Структура урока
1. Актуализация знаний об озерах.
2. Изучение нового материала: Вступительное слово учителя.
1. Работа с классом. Озера. Озерные котловины.
2. Вода в озерах. Сточные и бессточные озера.
3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.
4. Значение озер.
3. Закрепление: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях.
4. Вывод урока. Обобщение.
5. Оценки. Домашнее задание.
6.Рефлексия.
Ход урока
1. Актуализация знаний об озерах.
- Давайте вспомним , что относится к водам суши?
- Расскажите об озерах, которые вы видели. Чем озеро отличается от реки?
2. Изучение нового материала.
1. Звучит песня «Славное море, священный Байкал»
2. Вступление учителя: О каком виде вод идет речь в песне? Эта тема нашего сегодня урока- «Озера »
1) Работа с классом. Озера. Озерные котловины.
Озеро – это замкнутый водоем,образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Они образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы и под влиянием хозяйственной деятельности человека. Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной.
Работа в группах. Карточки с названием котловин, учебник стр. 96.
1 группа - тектонические.
2 группа - запрудные.
3 группа - ледниковые.
4 группа - остаточные.
5 группа - вулканические.
6 группа - карстовые.
Учащиеся представляют от своих групп озерные котловины. По мере выступления заполняется таблица.
Происхождение котловин |
Рисунок в поперечном разрезе |
Примеры озер |
1. Тектонические | Каспийское Байкал Онтарио Мичиган |
|
2. Запрудные | Сарезское Рица |
|
3. Ледниковые | Имандра Ладожское Онежское |
|
4. Вулканическое | Кроноцкое Курильское |
|
5. Остаточное | Чад | |
6. Карстовые провальные | Районы с распространением известняков |
Работа с картой. Найдите все перечисленные озера на карте.
2) Вода в озерах. Сточные и бессточные озера.
- А чем питаются озера?
- дождевой
- талой
- подземной водой.
Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручьев, впадающих в озеро, и грунтовых вод. Из многих озер вытекают реки, т.е. происходит сток озерных вод. Такие озера называются сточными. Сточные озера - пресные .Озеро Байкал пресное, самое глубокое, воды в нем небогаты растворенными солями, 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 500 рек и ручьев и вытекает одна река - Ангара.
Озера, не имеющие стока, называются бессточными. В таких озерах соль выпадает на дно в осадок. В них добывают поваренную соль, соду .Мировой известностью пользуется озеро Баскумчак ,летом покрывается слоем соли , как снегом. Самое соленое - озеро-море - Мертвое, соленость в нем 270 промиллей. В этом озере нельзя утонуть. Почему?
Озера по степени солености:
Пресные – до 1 промиллей.
Солоноватые от 1 до35 промиллей.
Соленые – более 35 промиллей.
Найдите закономерность, где встречаются соленые озера?
Демонстрация карточек.
Назовите, какие озера показаны на рисунках?
1 группа – карточка №1.
2 группа – карточка №2.
Работа с картой.
- Приведите примеры сточных и бессточных озер на карте полушарий и карте России.
- В чем различия изображения соленых и пресных озер на карте?
Пресные озера - голубым цветом.
Соленые - розовым.
Заполнить схему «Виды озер».
3) Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера – уникумы.
- Самое глубокое. (озеро Байкал)
- Сладкое озеро. (Урал)
- Озеро чернил. (Алжир)
- Озеро «кастрюля». (Африка)
- «Горящее» озеро. (Ильмень)
4) Значение озер
1. Судоходство.
2. Рыболовство.
3. Орошение.
4. Водоснабжение.
3. Закрепление. Практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях.
План.
1. Название.
2. На каком материке находится и в какой части?
3. Между какими меридианами и параллелями расположен?
4. Происхождение котловины.
5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
6. Соленое или пресное.
4. Вывод урока. Обобщение.
- Мы сегодня познакомились еще с одним видом вод суши - озерами. Какими бывают озера по происхождению? Сточные и бессточные озера? Значение озер в жизни человека.
5. Оценки. Домашнее задание.
Работа в контурной карте по обозначению изученных озер.
6. Рефлексия.
Программа под редакцией Т.П.Герасимовой.
Н.П.Неклюкова.