"Анализ учебно-воспитательной работы за 2007-2008 учебный год в начальной школе"

Разделы: Администрирование школы


Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

На 2007-2008 учебный год перед коллективом учителей начальных классов ставились следующие задачи:

  1. Повышение уровня педагогического мастерства, профессионализма.
  2. Повышение уровня качества образования.
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
  4. Развитие экологической культуры, ответственности в рамках воспитательной системы школы.

Данные цели и задачи являются приоритетными в современном образовании и сформулированы в Госстандарте и ГОСНРК.

В начальных классах на 1 сентября 2007 года обучалось 182 человека (из них 19 КРО). На конец первого полугодия 179 человек, на конец года 174.

Четверть

Выбыли

Поступили в течение года

I

1

1

II

4

1

III

7

3

IV

1

-

итого

14

6

Анализируя численность учащихся в течение 4 лет мы видим стабильность.

Сравнительная таблица.

Год

Начало учебного года (человек)

Конец учебного года (человек)

2004-05

177

169

2005-06

174

168

2006-07

191

188

2007-08

182

174

Обучение велось по четырехлетней программе. Количество классов – 9, такое же как и в прошлом году. Обучение велось в режиме одной смены. В массовых классах в режиме пятидневной учебной недели, на основании новых санитарных норм. В классах специального (коррекционного) образования VII вида в режиме шестидневной учебной недели. В течение года работало 9 групп продленного дня.

Первая задача

В начальной школе работали – 9 учителей начальных классов, 6 учителей- предметников, логопед-дефектолог, воспитатель ГПД.

Учителя начальной школы имеют образование:

а) высшее - 10 человек,
б) незаконченное высшее - 1 человек,
в) среднеспециальное - 1 человек.

По стажу педагогической работы: а) от 10 до 20 лет – 6 человек, б) от 20 до 30 лет – 2 человека, в) более 30 лет – 4 человека.

В педагогическом коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимание, поддержки (взаимопосещение уроков, с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий).

Повышая свой профессиональный уровень, учителя посещают районные семинары, КПК в центрах «Развивающее обучение», «Семья и школа», участвуют в районных, городских педагогических чтениях. Овладев новыми информационными технологиями, педагоги активно делятся своим педагогическим опытом на сайтах «Екатеринбургское образование»: Касаткина Е.В., Банных Н.М., Луткова Н.М., Чибакова М.Г., Насифуллина З.М., Сафиуллина И.Р., «Первое сентября»: Короткова В.Е. наши статьи можно увидеть и в городских сборниках по экологическому просвещению.

Учителя не только повышают свой профессиональный уровень, но и обменивались приобретенным опытом со своими коллегами и коллегами из других школ на заседаниях МО, семинарах. В рамках реализации пректа развития школы «Ноосферное образование» Насифуллина З.М., Банных Н.М., Соломеина Н.В. были участниками семинара «Реализация ноосферного образования в рамках воспитательной системы школы», который состоялся на базе нашей школы. Работа педагогов начальной школы получила одобрение и поддержку у присутствующих.

Среди кабинетов, представленных на районный конкурс, был кабинет начальной школы - Насифуллиной З.М. Большая работа педагога была отмечена дипломом.

В сентябре учащиеся Насифуллиной З.М., стали участниками телепередачи «Зелены дом» на канале «Ермак».

Анализируя содержание районных, городских мероприятий пед. Коллектив принял решение о необходимости организации МО по экологическому образованию и воспитанию. Руководителем была назначена Насифуллина З.М., имеющая большой опыт работы в этом направлении. Это позволило активно участвовать в мероприятиях разного уровня, с привлечением не только учащихся, но и педагогов, родителей. Собранные материалы, отчеты получили одобрение в районном управлении образования и на городской акции «Марш парков».

Главным достижением педагогов начальной школы стала победа на районном конкурсе «Учитель года» - Насифуллиной З.М., которая получила право выступать на городском конкурсе.

Данные результаты – серьезная, плодотворная работа всего коллектива, коллектива – единомышленников.

Только вместе, только сообща мы смогли достичь высоких результатов, е=которые по достоинству оценила аттестационная комиссия. Пять человек -Высшая категория: Касаткина Е.В., Чибакова М.Г., Насифуллина З.М., Банных Н.М., Луткова Н.М. Соломеина Н.В. – Первая категория.

Педагоги начальной школы работают в тесном контакте с учителями – предметниками, логопедом, специалистами центра «Семья и школа», что благоприятно влияет на качество образования.

Вторая задача

Четверть

Количество учащихся 2-4 классы (без КРО)

Успевают на «4» и «5»

количество

%

I

124

72

58

II

120

83

69

III

116

77

66

IV

116

77

66

Вышеизложенные результаты показывают стабильный уровень качества образования.

Сравнительная таблица.

Год

Количество учащихся 2-4 класс

Успевают на «4» и «5»

количество

%

2004-05

134

65

50

2005-06

122

51

50

2006-07

138

86

62

2007-08

135

83

62

Сравнительная таблица показывает рост качества образования на 12% и стабильность за последние два года.

Качество образования по основным предметам отслеживалось в течение года.

Математика

Класс

I

II

III

IV

год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

13

65

12

63

12

70

15

88

14

82

24

96

24

96

23

88

23

88

24

96

18

72

20

87

19

83

17

74

19

83

15

68

14

64

15

68

14

64

14

64

24

85

23

82

23

82

24

85

24

85

4а(КРО)

7

64

4

36

4

36

5

45

5

45

4в(КРО)

2

25

3

37

3

37

4

50

4

50

Стабильно высокое качество образование во 2б классе учитель Банных Н.М. и в 4б классе Чибакова М.Г.

Хочется отметить 2а класс Сафиуллина И.Р., 3а класс Насифуллина З.М. и 4в (КРО) класс Рязанова В.А. где значительно вырос уровень качества к концу учебного года: на 17% во 2а, на 11% в 3а, на 25% в 4в классе. На 19% снизился уровень качества в 4а(КРО) учитель Федоренко М.С.

Русский язык

Класс

I

II

III

IV

год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

45

12

63

10

59

10

59

9

53

24

96

23

88

24

96

23

88

24

96

15

68

18

78

17

74

18

78

21

91

14

64

14

64

15

68

14

64

14

64

25

89

23

87

24

85

23

82

23

82

4а(КРО)

5

45

6

55

5

45

7

64

5

45

4в(КРО)

3

37

2

25

2

25

3

37

3

37

Стабильно высокое качество сохраняется во 2б и в 4б классах: 96% и 82%. Значительно к концу года вырос уровень в 3а классе на 23%.

Литература

Класс

I

II

III

IV

год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

18

90

18

94

17

100

15

88

17

100

25

98

25

98

25

98

23

88

25

98

22

88

19

83

20

87

21

91

21

91

17

77

14

64

18

82

18

82

18

82

28

100

28

100

28

100

28

100

28

100

4а(КРО)

11

100

11

100

10

90

11

100

11

100

4в(КРО)

4

50

4

50

4

50

5

63

5

63

 
Стабильно высокий уровень качества образования по литературе наблюдается во 2б, 4б, 4а(КРО), примерно 100%. До 100% вырос уровень качества и во 2а классе.

Анализируя уровень качества образования по основным предметам можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень качества в большинстве классов стабильный.
  2. В некоторых классах наблюдается рост качества образования.

С целью выявления уровня усвоения программного материала по математике были проведены контрольные срезы знаний по математики и русскому языку (диктант).

Сравнительная таблица.

Математика

Четверть

«5»

«4»

«3»

«2»

Успевают %

Качество %

Средний балл

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

I

20

20

58

45

37

28

10

7

93

65

3,8

II

36

28

61

47

28

21

6

4

96

75

4,0

III

21

17

61

48

36

29

8

6

94

65

3,8

IV

41

32

64

50

19

15

5

3

97

82

4,1

Сравнительный анализ результатов показывает значительный рост качества при контрольном срезе знаний по математике на 17%, а также достаточно высокий средний балл – 4, 1.

Сравнительная таблица.

Русский язык

Четверть

«5»

«4»

«3»

«2»

Успевают %

Качество %

Средний балл

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

I

23

17

59

45

42

32

8

6

94

62

3,7

II

41

32

61

47

24

19

3

2

98

79

4,1

III

21

17

50

40

46

37

8

6

94

57

3,7

IV

22

18

75

60

25

20

3

2

98

78

4,0

Сравнительный анализ результатов показывает нестабильный уровень качества образования при контрольном срезе знаний по русскому языку. Самый низкий уровень наблюдается в первой и третьей четвертях. Сказывается адаптационный период в первой четверти и усталость самой продолжительной третьей четверти.

Глубокий, всесторонний анализ, а также результаты анализа позволяют утверждать о большой серьезной работе педагогов начальной школы, о высоком уровне их педагогического мастерства.

Третья задача

Одной из приоритетных целей современного образования (Госстандарт) является развитие личности школьника, его способностей, одаренности. Для достижения данной цели педагогический коллектив начальной школы использует разнообразные виды деятельности. Например: проектировочная, исследовательская.

Систематические выставки рисунков, поделок («Здравствуй осень», «Природа и фантазия») позволяют выявить эстетические, творческие способности учащихся. Организатором данных мероприятий является учитель художественного труда Соломеина Н.В. Для выявления литературных способностей, вот уже два года, работает проект литературно-экологический альманах «Экозвездочка», куратором которого является учитель начальных классов, зам.директора по УВР Касаткина Е.В.

Проектировочная и исследовательская деятельность способствуют выявлению интеллектуальных возможностей ребенка. Учащиеся 2б класса, классный руководитель Банных Н.М., еще в мае прошлого учебного года начали исследовательскую работу: выбирали тему, предмет исследования, намечали план работы, наблюдали, фотографировали, делали зарисовки. В сентябре мы стали свидетелями научно-практической конференции в 2б классе.

К юным исследователям 2б класса присоединились учащиеся других классов. В феврале 2008 года на общешкольной НПК принимало участие 14 учащихся, из них 7 человек было направлено на районный конкурс «Юный академик», 3 человека на городской конкурс. Все работы получили дипломы в разных номинациях.

Также с целью выявления интеллектуальных способностей в начальной школе проводятся предметные олимпиады, где принимают участие все желающие.

Результаты школьных олимпиад говорят о необходимости систематического использования заданий повышенной трудности, на развитие логического мышления.

50% учащихся, что на 18% больше, чем в прошлом учебном году, приняли участие во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру». Трое учащихся 2а класса, учитель Сафиуллина И.Р., были награждены дипломами и призами. Куратор данных мероприятий рук. МО Банных Н.М. была отмечена дипломом всероссийского оргкомитета за помощь, оказанною в организации Всероссийских олимпиад.

Четвертая задача

Воспитательная работа в школе эта большая составляющая всей деятельности ОУ. В Госстандарте воспитательной работе отведена значительная роль.

Воспитанию экологической культуры, ответственности было отведено особое место в этом учебном году. Назначенный руководитель МО по экологическому воспитанию Насифуллина З.М. провела большую работу по организации экологической деятельности. Был разработан план мероприятий с учетом всех субъектов образовательного процесса. Педагоги получили теоретическую и методическую поддержку по данному вопросу. На заседаниях МО, на семинарах в Российской Академии образования. Учителя Банных Н.М., Касаткина Е.В., Чибакова М.Г., Насифуллина З.М., приняли участие в августовском виртуальном педсовете, где поделились взглядами на экологическое воспитание младших школьников, изложили свои приемы, методы и формы работы. Кроме того некоторые работы опубликованы в сборнике «Экологическое образование и воспитание: практическая реализация Стратегического плана Екатеринбурга на период до 2015 года». Благодаря умелой организации, повышенной активности педагогического состава , учащиеся начальной школы стали участниками многих районных и городских мероприятий экологического содержания.

В сентябре школьный проект литературно-экологический альманах «Экозвездочки» нашел свое признание на городском поэтическом марафоне. Все произведения, написанные детьми, были экологического содержания.

В октябре ученик 3а класса Шаймарданов Даниил стал лауреатом городского конкурса школьных экологических проектов «Екатеринбург – город будущего».

В этом году наша школа стала районной площадкой для проведения конкурса экологических проектов «ЭкоКолобок», где заняла первое место (4б класс Чибакова М.Г.)

Организация данного мероприятия получила хорошие отзывы у коллег из других школ, у представителей РУО.

Под руководством научного руководителя школы Иванова С.А. учащиеся начальной школы (3а) впервые приняли участие в городской акции «Зеленый трамвай». Акция была проведена с целью пропаганды охраны окружающего мира, приобщению взрослых к проблемам экологии города.

Несколько исследовательских работ, представленных на районном и городском конкурсе «Юный академик», были экологического содержания.

Впервые мы приняли участие в городских конкурсах «Экомарафон» и «»Марш парков», где были представлены не только детские работы, но и результаты деятельности педагогов. Назарова Татьяна 2б класс – третье место в конкурсе рисунков, Молчанова соня 2б класс – диплом за проектную деятельность. Педагоги Насифуллина З.М. и Банных Н.М. – грамоты за активное участие в деле воспитания экологической культуры младших школьников.

Среди внутришкольных мероприятий экологической направленности хочется отметить сбор макулатуры, озеленение пришкольного участка, школьных коридоров, выпуск стенгазет, выставки рисунков, плакатов и т.д.

Результаты работы показывают ответственное отношение педагогов к проблемам экологического воспитания и подтверждают высокий уровень профессионализма педагогов.

Анализ выполнения задач 2007-2008 учебного года

  1. Уровень педагогического мастерства значительно вырос.
  2. Качество образования стабильное.
  3. В учебном процессе реализуется личностный подход, с учетом индивидуальных способностей ребенка.
  4. Программа по развитию экологической культуры полностью выполнена.

Задачи на 2008-2009 учебный год

  1. Совершенствование педагогического мастерства учителей начальной школы.
  2. Создание системы мониторинга качества образования младших школьников.
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности младших школьников.
  4. Совершенствование системы воспитательной работы в рамках реализации проекта программы школы «Ноосферное образование».