Исследовательский проект по теме "Алфавит"

Разделы: Начальная школа


Проектно-исследовательская работа посвящена глубокому изучению темы «Алфавит».

17 февраля 1995 года я получила «Свидетельство» негосударственного учреждения дополнительного образования «Научно-исследовательского центра «Лила» г. Иркутска в том, что закончила курсы по методике обучения академика Зайцева Н.А.:

- обучение чтению и счёту детей с 2-х лет в игровой форме;
- постановка каллиграфического почерка;
- грамматика русского языка.

С тех пор я применяю элементы этой системы обучения в своей работе на уроках чтения, русского языка. А для быстрого запоминания алфавита использую алфавитные песни-плакаты Зайцева Н.А., оформив их соответствующим образом, и распевая алфавит с детьми на знакомые мелодии.)

Интерес к проблеме изучения темы «Алфавит» в первую очередь возник у меня, т.к в период обучения грамоте (чтению и письму) в 1-м классе, да и часто в 4-м, дети (и их родители) ошибались в названиях букв.

Актуальность глубокого изучения этой темы подтверждается тем обстоятельством, что одним из важнейших в начальном курсе русского языка является раздел «Звуки и буквы».
К концу 1 класса учащиеся должны знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие: звуки произносим, буквы пишем.

Учащиеся должны уметь:

- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и т.д.

В III – IV классах совершенствуется звукобуквенный анализ слов.

Во второй четверти IV класса я предложила ребятам заняться более глубоким изучением темы «Алфавит». В дальнейшем в проекте исправлялись ошибки, вносились изменения, дополнения.

Гипотеза исследования (учительская). Если я правильно организую работу над проектом, то данная работа обеспечит активное и осознанное усвоение учащимися темы. Поможет развить самостоятельность, мышление, инициативность, интеллектуальные возможности, волевые качества, творческие способности, умения вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения, уверенно держать себя во время выступления, оценивать работы своих товарищей.

Были определены следующие этапы работы над проектом «Алфавит»:

  1. Выбор тем ученических исследований (по предложению руководителя).
  2. Создание групп учащихся, распределение обязанностей (коллективно).
  3. Составление плана работы (коллективно).
  4. Выполнение исследования.
  • Подбор соответствующей литературы (самостоятельно).
  • Анкетирование.
  • Проведение экскурсий – защита работы (самостоятельно).
  1. Оформление результатов работы (при помощи учителя).
  • Создание презентации по итогам работы.
  • Составление черновика выступления и его корректировка (самостоятельно, с учителем).
  • Перепечатка исправленных материалов (самостоятельно, с учителем).
  • Репетиция выступления (самостоятельно, с учителем).

В рамках работы над проектом, учащимся были предложены следующие темы исследований:

- Что такое алфавит и азбука?
- Как создавался алфавит?
- Зачем надо знать весь алфавит?
- Как быстрее выучить алфавит?

Сауцкая Лилия выполняла работу по теме «Алфавит и азбука» (Приложение 1). Залибовский Вячеслав – по теме «История создания алфавита» (Приложение 2). Буровенко Алина – «Почему надо знать весь алфавит?» (Приложение 3) Шестакова Евгения – «Как быстрее выучить алфавит?» (Приложение 4).

Учащиеся отвечали на проблемные вопросы:

- Чем алфавит отличается от азбуки?
- Кто и когда придумал алфавит?
- Нужно ли алфавит знать или не обязательно?
- Как выучить алфавит очень быстро?»

Выдвигали следующие гипотезы:

- Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же.
- Алфавит был создан очень давно и у него есть создатели.
- Никакой катастрофы не произойдёт, если совсем не знать алфавита.
- С помощью специальных приёмов алфавит можно выучить очень быстро.

Выводы по исследовательской деятельности учащихся были сделаны следующие:

1. Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название букв; алфавит – греческое название букв: альфа (а) + вита (в).
2. Русскую азбуку придумали Кирилл и Мефодий в IX веке.
3. Современный алфавит составлен на основе этой азбуки (кириллицы).
4. Если не будем знать алфавит, то не сможем:

  • читать и писать;
  • находить нужную книгу в библиотеке;
  • пользоваться:

    - словарём,
    - энциклопедией,
    - каталогом.

Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:

  • учить стихи и скороговорки на нужную букву;
  • прописывать буквы;
  • петь алфавит на разные мелодии.

Информацию для изучения темы искали:

  • в фондах домашней, школьной и городской библиотек;
  • в Интернете.

Совместно с учителем провели экскурсии:

  • В школьную библиотеку, где познакомились с каталогом, словарями, энциклопедиями. Узнали, что весь материал оформлен строго в алфавитном порядке.
  • В школьный медицинский кабинет, где узнали, что медицинские карточки оформляются не по алфавиту, а по названиям улиц.
  • В школьный кабинет секретаря, где познакомились с личными делами, журналами. Узнали, что списки учащихся составляются строго в алфавитном порядке.
  • На почту, где познакомились с каталогами на выписку газет, журналов, товаров. Узнали, что каталоги составляются строго в алфавитном порядке.
  • К мемориалу «Вечного огня», где увидели, что на «Стене Славы» фамилии записаны строго в алфавитном порядке.
  • В городской архив, где познакомились с документацией. Узнали, что вся документация составляется строго в алфавитном порядке.
  • В музей боевой славы в/ч № 07001 МО РФ, где увидели, что на «стене Славы» фамилии бывших курсантов – отличников, командиров записаны строго в алфавитном порядке.

Во время экскурсий проводили опросы библиотекаря, медицинского работника, секретаря, почтальона, полковника, архивариуса, зам.начальника по воспитательной работе части.

Проводили анкетирование в 3 «б» и 4 «а» классах. Учащиеся отвечали на вопросы:

- Зачем нужен алфавит?
- Как Вам больше нравится учить буквы алфавита?

Для оформления результата исследования использовали: фотографии, картинки и иллюстрации, схемы, таблицы. Подбирали стихи, песни, пословицы. В тексте выступления использовали стихи собственного сочинения ученика 3 «б» класса Гришина Александра.

Результаты исследования.

- Глубоко изучена тема «Алфавит».
- Подготовлен различный дидактический материал для изучения этой темы.
- Формируется интерес к предмету и активная позиция ученика.
- Более полно проявляются общеучебные навыки и умения: работа со справочной литературой, пользование текстовым редактором, Интернетом; создание слайдовой презентации, публичное выступление.
- Развиваются умения:
- вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения;
- оценивать работы своих товарищей.

Апробация результатов исследования отражена в таблице.

Где?

Когда?

Кем?

Учителем

Учащимися

1. Уссурийский государственный педагогический институт. 10.12.2007г. Участие в конкурсе, проходящем в рамках международного проекта Intel®: «Обучение для будущего» (3 место, приз). Участие в номинации «Ученические исследования» на конкурсе, проходящем в рамках международного проекта Intel®: «Обучение для будущего» (свидетельства за активное участие, призы).
2. МОУ СОШ №22 г.Уссурийск 25.01.2008г. Участие в семинаре для завучей школ г. Уссурийска и Уссурийского района по теме: «Использование компьютерной технологии в современном образовании» с показом слайдовой презентации, web-сайта по теме «Алфавит»(гости одобрили выступление). Участие в семинаре для завучей школ г. Уссурийска и Уссурийского района по теме: «Использование компьютерной технологии в современном образовании» с показом слайдовой презентации по теме «Алфавит» (гости одобрили выступление).
3. МОУ СОШ №22 г.Уссурийск 25.03.2008г. Демонстрация слайдовой презентации и web-сайта по теме «Алфавит» для учащихся класса и их родителей (родители и одноклассники высоко оценили проект) Демонстрация слайдовой презентации по теме «Алфавит» для учащихся класса и их родителей родители и одноклассники высоко оценили проект)
4. Методический центр г.Уссурийска 16.05.2008г. Участие в городской методической ярмарке с проектом «Алфавит»:номинация «Деятельность творческих групп учителей».(2 место)  
5. Дальневосточный региональный специализированный центр по работе с одарёнными детьми г. Владивосток 08.11.2008г. Участие в Краевом конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» (диплом за продуктивное руководство учебно-исследовательской деятельностью младших школьников) Участие в Краевом конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь»(дипломы участника).

Результаты проведённого исследования дают возможность утверждать, что разработанный проект позволяет повысить уровень подготовки учащихся начальной школы по теме «Алфавит», способствует развитию творческой активности учащихся.

Проведённое исследование подтвердило справедливость положения гипотезы, позволило решить поставленные задачи и открывает путь к дальнейшим разработкам в этом направлении.

При проведении исследования мною была разработана методическая презентация «Проект по теме «Алфавит» (Приложение 5), разнообразный дидактический материал: тест по русскому языку (Приложение 6), кроссворды по чтению (Приложение 7) и русскому языку (Приложение 8) и методический материал: «педагогическая копилка» (Приложение 9), сценарий праздника азбуки (Приложение 10).

Более подробно с проектом «Алфавит» можно ознакомиться в Интернете на web-сайте http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel/teacher_project/mamasheva/sait.htm.