Цели.
- Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края.
- Показ роли Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани.
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю, к своей стране.
Задачи. Способствовать формированию у младшего школьника позитивного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории Кубани.
Оборудование. Мультимедийный экран, презентация с фотографиями, картины, фото Екатерины II, раздаточный материал с текстами, толковый словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, «исследовательские листы».
Ход урока
Коллектив учеников разделён на три группы.
I. Организационное начало урока
Выразительное чтение стихотворения одним учеником с мультимедийного экрана. (Приложение 1. Слайд 1)
Слышу в тополях веселый шорох
Вижу в бликах солнца тротуар…
Как же ты мне памятен и дорог,
Тополиный город Краснодар!
(В. Подкопаев)
II. Познавательно-информационная беседа
1. Актуализация знаний учащихся
Сегодня мы продолжаем путешествие в прошлое нашего города. (Слайд 2)
Рисунок 1
- Что вы видите на фотографии? (Памятник)
- Кому поставлен этот памятник? (Екатерине Великой)
- Кто такая Екатерина II? (Императрица, правившая Россией в XVIII веке)
- Что вы знаете об истории создания памятника?
2. Рассказ учителя о памятнике
Памятник Екатерине Великой был построен еще в 1907 году по проекту крупнейшего русского скульптора Михаила Микешина на средства Кубанского казачьего войска. Он создавался в течение семи лет и представлял собой композицию, включающую бронзовую императрицу и других исторических персонажей, связанных с прошлым кубанского казачества. После прихода на Кубань советской власти в 1920 году монумент был разобран, а через несколько лет переплавлен - бронза пошла на промышленные нужды. Ломать исторические наследия оказалось проще, чем восстанавливать.
День 8 сентября 2006 года вошел в историю как второе рождение памятника Великой Императрице Екатерине II.
За два с половиной года скульптор Александр Алексеевич Аполлонов по сохранившимся чертежам и фотографиям воссоздал монумент из небытия.
Честь открытия памятника доверили представителям трех поколений – Председателю стариков Кубанского казачьего войска Павлу Захаровичу Фролову, губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и совсем юному казачку Диме Малиновскому. «Сегодня без преувеличения, действительно исторический день. Такое редко бывает. Века разные, а событие одно. Ровно 110 лет назад на этой же площади был заложен первый памятник Екатерине Великой. А сегодня знаменитый монумент возвращается на свое место» – сказал губернатор.
- Для чего восстанавливаются памятники?
3. Вывод детей
Памятники – это наша история. Её надо знать и передавать следующим поколениям. Без прошлого нет настоящего.
- Подтверждают ли ваш вывод словари В.И Даля и С.И. Ожегова?
- Найдите в словарях толкование слова «ПАМЯТНИК».
III. Постановка проблемы
Почему именно Екатерине Великой был построен памятник в нашем городе Краснодаре? (Потому что исторически наш город назывался Екатеринодаром.)
Почему назывался именно Екатеринодаром? (От имени Екатерина.)
IV. Решение проблемы. Организация исследования
1 гипотеза – в честь св. Екатерины. (Слайд 3)
Рисунок 2
Дети ведут исследовательскую работу по материалу под заголовком «Историческая справка».
Историческая справка
Екатерина (с греческого) – всегда чистая, (невинная).
Великомученица пострадавшая при Максимиане в IV веке в Александрии, подвергнутая по его приказу жестоким мучениям, отличалась умом и красотою, была дочерью царя Ксантаса. Многих обратила в христианство, и несколько раз, по приказу Максимиана, вступала в прения с языческими философами, всякий раз оставаясь победительницей.
Из предания: Она отличалась умом, красотой, богатством. К ней сватались много женихов, включая правителей. Однако, Екатерина, отказывая всем, говорила, что только если ей попадется равный по уму, красоте и состоянию муж, только тогда она обретет счастье замужества. Один старец – христианин заявил, что знает равного ей, и подарил ей икону богоматери с младенцем. Ночью она во сне увидела царицу небесную с ее сыном на руках, хотела рассмотреть его лицо, но отрок отворачивался от нее взора. Утром она рассказала о том, что видела старцу. Он преподал наставление в вере и крестил ее. В новом сновидении, младенец ласково смотрел на нее. Проснувшись, Екатерина обнаружила на своей руке перстень, свидетельство обручения ее с небесным супругом. Ему она оставалась верной до самой смерти, к отступничеству ее не смогли сломить не угрозы, не жестокие пытки. Святая сама положила голову под меч палача.
Святая Екатерина считается покровительницей брака и невест, ей молятся о даровании хороших женихов и при трудных родах.
Екатерина (собирательное имя) пяти лиц канонизированных римской церковью.
24 ноября (в Греции и на Западе 25) (по старому стилю), а по новому 7(8) декабря по церковному календарю, это День святой Екатерины.
- Заметна ли роль св. Екатерины в создании нашего города? (мало упоминаний об этом)
Вывод детей: город мог так называться в честь св. Екатерины, но это маловероятно.
Физпауза
Казаки кубанки поправляют,
Танцевать казачек приглашают.
Эх! Кубанский перепляс,
Закружи-ка в вихре нас!
Сами пляшут ножки
В кожаных сапожках.
(Движения под музыку.)
2 гипотеза – в честь Екатерины Великой.
Дети приходят к выводу, что эта гипотеза самая главная, т.к. по историческим сведениям именно Екатерина II даровала земли южных рубежей казакам.
- Что вы знаете о Екатерине Великой? (Высказывания учащихся.)
1. Рассказ учителя (выборочно, с опорой на те знания, которыми обладают дети)
(Слайд 4)
Рисунок 3
Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Её отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать — принцесса Иоганна Елизавета — происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. В раннем детстве принцесса София побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу её три короны».
Она росла живой, общительной девочкой, любившей верховодить в играх. Однако, мать воспитывала дочь в строгости и подавляла в ней всякие проявления гордости и высокомерия. И того и другого у девочки было вдоволь, и необходимость скрывать свои чувства научила ее искусству притворства, которым она вполне овладела и успешно пользовалась всю жизнь. « Я сохранила на всю жизнь, — писала впоследствии Екатерина, — обыкновение уступать только разуму и кроткости; на всякий спор я отвечала спором».
Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Пётр Ульрих. Старше её на год, он был таким худым и длинноногим, что походил на кузнечика. Одетый как взрослый в парик и военный мундир, мальчик постоянно вздрагивал и с опаской поглядывал на своего воспитателя.
Мать рассказала ей, что Пётр Ульрих, претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Принц — сирота, и попечение о нём вверено случайным людям, которые грубо и жестоко обходятся с ним. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.
Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Пётр Ульрих. За это время его тётка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Фёдоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестёр европейских герцогов и принцев.
Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.
Очень скоро юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих. В 1745 г. состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной.
После смерти императрицы Елизаветы русским царём стал Петр III.
Венценосных супругов к этому времени почти ничего не связывало, но многое разделяло. До Екатерины доходили слухи, что Пётр хочет избавиться от неё, заточив в монастырь или лишив жизни, а их сына Павла объявить незаконнорождённым. Екатерина знала, сколь круто обходились с постылыми женами российские самодержцы. Но она много лет готовилась взойти на престол и не собиралась уступать его человеку, которого все не любили и «в голос без трепета злословили». Летом 1762г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины. По словам современника тех событий, Пётр III «позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать». Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.
(Слайд 5)
Рисунок 4
- Что позволило Екатерине II стать императрицей? (Характер)
* Изучив материалы (Приложение 4), ответьте: Какие человеческие качества позволили Екатерине стать Великой.
* Свои исследования запишите (каждой группе выдаётся исследовательский лист)
(Слайд 6)
Воспитание в семье (образование) |
|
Личностные качества, формирующиеся в России: |
1. Учение: 2. Отношение к русскому народу: 3. Отношение к православной вере: 4. Отношение к придворным (людям, её окружавших): 5. Екатерина – императрица России: - дела для блага государства: - для Кубани: |
V. Подготовка и защита материалов исследований
Каждая группа учеников озвучивает результаты работы, с опорой на исследовательские листы и на выдержки из текстов.
Демонстрируют картины, фото Екатерины II.
Вывод детей: несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага России, для Кубани.
VI. Итог
Учитель: Все в мире становится историей, близким или далеким прошлым: слова, дела, поступки, здания, даже сама природа. Незаметно исчезают поколения, и вот уже никого нет из современников той эпохи, которая еще вчера, казалось, была вечной полновластной и обыденной в своих приметах. И только людская память должна быть вечной, передаваться из поколения в поколения. Я горда тем, что в столице нашего края вновь установлен замечательный памятник Екатерине Великой и будущие поколения будут помнить Екатерину.
Кроссворд
(Слайд 7)
1. В.И. Даль «… - всё, что сделано для облегченья памяти, для того, чтобы помнить или поминать
дело, не забыть чего».
2. Имя. В переводе с греческого – всегда чистая, невинная.
3. Венценосный супруг Екатерины II.
4. Она твёрдо поставила себе цель стать … и забыть своё немецкое происхождение.
5. Имя Екатерины Великой до приезда в Россию и принятия православия.
6. Скульптор, воссоздавший памятник Екатерине II в г. Краснодаре.
7. Историческое имя Краснодара.
- Какого человека, по вашему мнению, называют патриотом? (Ответы детей)
- Почему Екатерину II считают патриоткой России? (Ответы детей)
(Слайд 8)
VII. Задание на дом
- Найдите значение слова «патриот» в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова.
- Сочинение-размышление на тему «Мой вклад в процветание Кубани».