Урок Краеведения в 4-м классе "Именем Екатерины нареченный"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели.

  • Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края.
  • Показ роли Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани.
  • Воспитание патриотизма, любви к родному краю, к своей стране.

Задачи. Способствовать формированию у младшего школьника позитивного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории Кубани.

Оборудование. Мультимедийный экран, презентация с фотографиями, картины, фото Екатерины II, раздаточный материал с текстами, толковый словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, «исследовательские листы».

Ход урока

Коллектив учеников разделён на три группы.

I. Организационное начало урока

 Выразительное чтение стихотворения одним учеником с мультимедийного экрана. (Приложение 1. Слайд 1)

Слышу в тополях веселый шорох
Вижу в бликах солнца тротуар…
Как же ты мне памятен и дорог,
Тополиный город Краснодар!
(В. Подкопаев)

II. Познавательно-информационная беседа

1. Актуализация знаний учащихся

Сегодня мы продолжаем путешествие в прошлое нашего города. (Слайд 2)

Рисунок 1

- Что вы видите на фотографии? (Памятник)
- Кому поставлен этот памятник? (Екатерине Великой)
- Кто такая Екатерина II? (Императрица, правившая Россией в XVIII веке)
- Что вы знаете об истории создания памятника?

2. Рассказ учителя о памятнике

Памятник Екатерине Великой был построен еще в 1907 году по проекту крупнейшего русского скульптора Михаила Микешина на средства Кубанского казачьего войска. Он создавался в течение семи лет и представлял собой композицию, включающую бронзовую императрицу и других исторических персонажей, связанных с прошлым кубанского казачества. После прихода на Кубань советской власти в 1920 году монумент был разобран, а через несколько лет переплавлен - бронза пошла на промышленные нужды. Ломать исторические наследия оказалось проще, чем восстанавливать.

День 8 сентября 2006 года вошел в историю как второе рождение памятника Великой Императрице Екатерине II.

За два с половиной года скульптор Александр Алексеевич Аполлонов по сохранившимся чертежам и фотографиям воссоздал монумент из небытия.

Честь открытия памятника доверили представителям трех поколений – Председателю стариков Кубанского казачьего войска Павлу Захаровичу Фролову, губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и совсем юному казачку Диме Малиновскому. «Сегодня без преувеличения, действительно исторический день. Такое редко бывает. Века разные, а событие одно. Ровно 110 лет назад на этой же площади был заложен первый памятник Екатерине Великой. А сегодня знаменитый монумент возвращается на свое место» – сказал губернатор.

- Для чего восстанавливаются памятники?

3. Вывод детей

Памятники – это наша история. Её надо знать и передавать следующим поколениям. Без прошлого нет настоящего.

- Подтверждают ли ваш вывод словари В.И Даля и С.И. Ожегова?
- Найдите в словарях толкование слова «ПАМЯТНИК».

III. Постановка проблемы

Почему именно Екатерине Великой был построен памятник в нашем городе Краснодаре? (Потому что исторически наш город назывался Екатеринодаром.)

Почему назывался именно Екатеринодаром? (От имени Екатерина.)

IV. Решение проблемы. Организация исследования

1 гипотеза в честь св. Екатерины. (Слайд 3)

Рисунок 2

Дети ведут исследовательскую работу по материалу под заголовком «Историческая справка».

Историческая справка

Екатерина (с греческого) – всегда чистая, (невинная).

Великомученица пострадавшая при Максимиане в IV веке в Александрии, подвергнутая по его приказу жестоким мучениям, отличалась умом и красотою, была дочерью царя Ксантаса. Многих обратила в христианство, и несколько раз, по приказу Максимиана, вступала в прения с языческими философами, всякий раз оставаясь победительницей.

Из предания: Она отличалась умом, красотой, богатством. К ней сватались много женихов, включая правителей. Однако, Екатерина, отказывая всем, говорила, что только если ей попадется равный по уму, красоте и состоянию муж, только тогда она обретет счастье замужества. Один старец – христианин заявил, что знает равного ей, и подарил ей икону богоматери с младенцем. Ночью она во сне увидела царицу небесную с ее сыном на руках, хотела рассмотреть его лицо, но отрок отворачивался от нее взора. Утром она рассказала о том, что видела старцу. Он преподал наставление в вере и крестил ее. В новом сновидении, младенец ласково смотрел на нее. Проснувшись, Екатерина обнаружила на своей руке перстень, свидетельство обручения ее с небесным супругом. Ему она оставалась верной до самой смерти, к отступничеству ее не смогли сломить не угрозы, не жестокие пытки. Святая сама положила голову под меч палача.

Святая Екатерина считается покровительницей брака и невест, ей молятся о даровании хороших женихов и при трудных родах.

Екатерина (собирательное имя) пяти лиц канонизированных римской церковью.

24 ноября (в Греции и на Западе 25) (по старому стилю), а по новому 7(8) декабря по церковному календарю, это День святой Екатерины.

- Заметна ли роль св. Екатерины в создании нашего города? (мало упоминаний об этом)

Вывод детей: город мог так называться в честь св. Екатерины, но это маловероятно.

Физпауза

Казаки кубанки поправляют,
Танцевать казачек приглашают.
Эх! Кубанский перепляс,
Закружи-ка в вихре нас!
Сами пляшут ножки
В кожаных сапожках.

(Движения под музыку.)

2 гипотеза – в честь Екатерины Великой.

Дети приходят к выводу, что эта гипотеза самая главная, т.к. по историческим сведениям именно Екатерина II даровала земли южных рубежей казакам.

- Что вы знаете о Екатерине Великой? (Высказывания учащихся.)

1. Рассказ учителя (выборочно, с опорой на те знания, которыми обладают дети)

(Слайд 4)

Рисунок 3

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Её отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать — принцесса Иоганна Елизавета — происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.

Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. В раннем детстве принцесса София побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу её три короны».

Она росла живой, общительной девочкой, любившей верховодить в играх. Однако, мать воспитывала дочь в строгости и подавляла в ней всякие проявления гордости и высокомерия. И того и другого у девочки было вдоволь, и необходимость скрывать свои чувства научила ее искусству притворства, которым она вполне овладела и успешно пользовалась всю жизнь. « Я сохранила на всю жизнь, — писала впоследствии Екатерина, — обыкновение уступать только разуму и кроткости; на всякий спор я отвечала спором».

Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Пётр Ульрих. Старше её на год, он был таким худым и длинноногим, что походил на кузнечика. Одетый как взрослый в парик и военный мундир, мальчик постоянно вздрагивал и с опаской поглядывал на своего воспитателя.

Мать рассказала ей, что Пётр Ульрих, претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Принц — сирота, и попечение о нём вверено случайным людям, которые грубо и жестоко обходятся с ним. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.

Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Пётр Ульрих. За это время его тётка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Фёдоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестёр европейских герцогов и принцев.

Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Очень скоро юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих. В 1745 г. состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной.

После смерти императрицы Елизаветы русским царём стал Петр III.

Венценосных супругов к этому времени почти ничего не связывало, но многое разделяло. До Екатерины доходили слухи, что Пётр хочет избавиться от неё, заточив в монастырь или лишив жизни, а их сына Павла объявить незаконнорождённым. Екатерина знала, сколь круто обходились с постылыми женами российские самодержцы. Но она много лет готовилась взойти на престол и не собиралась уступать его человеку, которого все не любили и «в голос без трепета злословили». Летом 1762г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины. По словам современника тех событий, Пётр III «позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать». Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.

(Слайд 5)

Рисунок 4

 - Что позволило Екатерине II стать императрицей? (Характер)

* Изучив материалы (Приложение 4), ответьте: Какие человеческие качества позволили Екатерине стать Великой.

* Свои исследования запишите (каждой группе выдаётся исследовательский лист)

(Слайд 6)

Приложение 2.

Воспитание в семье (образование)

 

 

Личностные качества, формирующиеся в России:

1. Учение:

2. Отношение к русскому народу:

3. Отношение к православной вере:

4. Отношение к придворным (людям, её окружавших):

5. Екатерина – императрица России:

- дела для блага государства:

- для Кубани:

V. Подготовка и защита материалов исследований

Каждая группа учеников озвучивает результаты работы, с опорой на исследовательские листы и на выдержки из текстов.

Демонстрируют картины, фото Екатерины II.

Вывод детей: несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага России, для Кубани.

VI. Итог

Учитель: Все в мире становится историей, близким или далеким прошлым: слова, дела, поступки, здания, даже сама природа. Незаметно исчезают поколения, и вот уже никого нет из современников той эпохи, которая еще вчера, казалось, была вечной полновластной и обыденной в своих приметах. И только людская память должна быть вечной, передаваться из поколения в поколения. Я горда тем, что в столице нашего края вновь установлен замечательный памятник Екатерине Великой и будущие поколения будут помнить Екатерину.

Кроссворд

(Слайд 7)

Приложение 3.

 

1. В.И. Даль «… - всё, что сделано для облегченья памяти, для того, чтобы помнить или поминать
дело, не забыть чего».
2. Имя. В переводе с греческого – всегда чистая, невинная.
3. Венценосный супруг Екатерины II.
4. Она твёрдо поставила себе цель стать … и забыть своё немецкое происхождение.
5. Имя Екатерины Великой до приезда в Россию и принятия православия.
6. Скульптор, воссоздавший памятник Екатерине II в г. Краснодаре.
7. Историческое имя Краснодара.

- Какого человека, по вашему мнению, называют патриотом? (Ответы детей)
- Почему Екатерину II считают патриоткой России? (Ответы детей)

(Слайд 8)

 VII. Задание на дом

  1. Найдите значение слова «патриот» в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова.
  2. Сочинение-размышление на тему «Мой вклад в процветание Кубани».