Раскрытие темы "Судьба человека в жизни науки" на уроках и во внеурочной деятельности школьников по физике

Разделы: Физика, Внеклассная работа


При ответе на вопросы о жизни и деятельности Человека-науки пересекаются многие научные направления физики, так как ученый редко ограничивался изучением какого либо одного раздела физики: механика и термодинамика, электродинамика и магнитное поле, классическая и квантовая теории света, наука о строении молекул, физика и химия.

Физика как учебный предмет является центральным в естественно - научном образовании школьников, вносит решающий вклад в процесс формирования научного мировоззрения и ценностных ориентации.

Одной из форм организации учебных занятий (уроков и внеурочных видов работ) являются конференции по различной тематике, примером которых служит тема "Судьба человека в жизни науки". Разработкой методики проведения таких занятий мы начали заниматься с 2000 г. [8]. Тематическое занятие проходит в виде игры на основе творческой работы учащихся. На примере 10 класса нами предлагается система работы над рефератами и проведение через неё каждого ученика. Формируется познавательный интерес к истории науки, навыки публичного выступления, раскрываются меж предметные связи, гражданская позиция - осознание своего значения в жизни, роль семьи (родителей, братьев и сестер) и близких людей для человека.

Цель комплексной игры: изучение вклада ученых разных стран и континентов в развитие разделов физики - механика, молекулярная физика, тепловые явления (термодинамика) и электродинамика.

I. Первый этап получил название "технология подготовки рефератов" и подразумевает следующее:

1. Мотивация написания рефератов идет с первого урока учебного года в ходе беседы и проведения анкетирования учащихся.

История науки - это не только история идей, но и история творцов, её создающих. Красота науки представляется нам в духовном богатстве людей, её формирующих. Осознание ценности каждого ученого как человека, его творческих идей и богатство содержания науки заставляют каждого смотреть на всё происходящее вокруг нас с точки зрения человека в обществе окружающих его людей. За названием школьного предмета физика, химия, биология стоят тысячи жизней, тысячи мук и страстей, радостей и переживаний людей, чьи имена тесно связаны с этими науками. Очень важно знакомить ребят с судьбами тех, кто жизнь свою посвятил науке.

На первых уроках нового учебного года школьниками заполняется анкета, где напротив фамилии человека указывается знаком "+" или "-" имеет ли он отношение к физике (в списке ученых встречаются фамилии литераторов, например А.С. Пушкин.) Выполняя это задание в 10 классе ребята вспоминают как нужно работать с учебником, что для поиска учебной информации можно воспользоваться предметно-именным указателем и наглядными материалами, расположенными на стенах кабинета физики. Подводя итог работы, учитель говорит: "Итак, о том какими людьми были эти ученые мы узнаем на конференции в феврале-марте. Необходимо собрать материалы об этих ученых, охватив исследованием разные страны: Россию (в том числе и наш Нижегородский край), Америку, Англию, Францию, Италию, Германию и другие государства.

2. Учащиеся выбирают ученого из предложенного списка 10 - 15 фамилий. Возможно формирование по желанию составов групп учащихся для написания реферата об ученом-физике (по 2-3 человека).

3. Предлагается перечень вопросов, ответить на которые должен ученик в работе.

4. Указывается по одной книге - источнику информации, остальные 2 - 3 - учащийся находит сам в библиотеке или Интернете. Учащиеся предупреждаются о наличии в реферате ссылок на источники информации. Объясняются правила их использования.

5. Оговаривается объем реферата: 12 страниц формата А4, текст с одной стороны листа, крепление страниц с левой стороны (книжное).

6. Предъявляются требования к оформлению работы и дается образец титульного листа, наличие плана, само содержание (введение, несколько глав или параграфов, выводы по тексту) и список литературы - источников информации (библиография).

7. Срок сдачи реферата - конец первого полугодия. На зачетную оценку - (сдано, не сдано) каждым учеником в конце декабря.

II. Второй этап можно озаглавить "индивидуальная работа учителя по проверке рефератов и разработка основных моментов выступления учеников".

  1. Оценка педагогом содержания и оформление работы.
  2. Подготовка доклада учащимися по плану: Ф.И.О. ученого, где родился, в какой стране (или странах) жил и работал, сколько прожил лет, из какой семьи вышел, его семья или факты из личной жизни, какое получил образование, хобби, учителя и последователи физика, его окружение, его деятельность в оценке ученых и просветителей, вклад в физику - открытия в области физики перечислить, одно из них описать подробно, где сейчас используются открытия и находки ученого: приборы и устройства, названия физических величин и терминов, единицы измерения, явления, теории, использование идей в практике и технических устройствах, достижения в других отраслях знаний [8].
  3. Изготовление наглядных изображений (чертежи, схемы приборов и других изобретений ученого), которые затем демонстрируются на конференции.
  4. Каждый ученик выполняет персональное задание по изготовлению флага страны, в которой были выполнены основные открытия ученого.
  5. Формируются группы выступающих ребят по странам, где прошла основная часть жизни ученого.

III. Третий технологический этап (методический момент) - это проведение самой конференции, с учетом ряда требований.

  1. С целью повышения интереса слушателей и привлечения их внимания необходимо все доклады иллюстрировать, сопровождая их демонстрацией опытов, фрагментов кинофильмов, диапозитивов, видеофильмов и т.д. В последнее время практикуем создание презентаций по темам конференции и во время уроков информатики.
  2. Необходимо как можно более разнообразить методы работы участников конференции. Облекать конференции в форму научного симпозиума, совещания специалистов и т.д. Чередовать доклады с выступлениями заранее подготовленных оппонентов, продумать возможность широкого привлечения слушателей к активному участию в работе конференции.
  3. Доклад и выступления ведущего должны быть образными и эмоциональными.

Опишем подробно организацию учебного занятия, а конкретно урока-конференции "Судьба человека в жизни науки".

Цели занятия:

  • актуализировать знания учащихся из истории науки;
  • дать представления об основах научно-исследовательской работы и информационной деятельности;
  • способствовать развитию интереса к предмету физика, раскрыть особенности физических исследований;
  • сформировать объективное историко - физическое мышление на материале истории науки.

Задачи урока:

  • формировать у обучающихся навык подготовки выступления на большую аудиторию, дать первоначальный импульс в развитии речи и умении выделять главное, обобщать, связывать имеющиеся знания по физике со знаниями из других областей;
  • сформировать умение держаться перед аудиторией;
  • способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся, формированию коллектива обучающихся;
  • отработать умения применять традиционные знания в контексте исторического ракурса на занятии естественнонаучного цикла, в том числе по физике в рамках итогового повторения в старших классах;
  • получить обучающимся при изучении физики составляющие общеучебных знаний и умений, проходя через основные этапы развития интеллектуальных умений старшеклассников в процессе обучения.

Тип занятия: урок-конференция.

Подготовка к данному мероприятию идет с начала учебного года [смотри выше и 8].

План и хронометраж занятия

Этапы

Время, мин

Приемы и методы

I. Актуализация знаний и умений обучающихся. Мотивация.

2-3

Беседа. Работа с деревом науки.

II. Изучение нового материала

  1. Постановка учебной проблемы
  2. Организация восприятия учебного материала
  3. Понимание учебного материала и применение обучающимися знаний и учебных умений

82-83

Оговариваются временные условия выступлений и план доклада.

Подготовка вопросов слушателей выступающим.

Работа с учебными материалами.

Ответы на вопросы. Опыты. Сообщение обучающихся.

III. Рефлексивно-оценочный

  1. Обсуждение практических вопросов, подчеркивание интернационального характера науки, награждение участников конференции.
  2. Подведение итогов

5

Выделяем страны участники конференции на глобусе Земли или карте мира, отметка отсутствующих на учебном занятии и выставление оценок за выступления, устные ответы и качественные вопросы.

Оборудование и материалы: Используются реферативные работы учащихся, дидактический материал, самодельно изготовленный учащимися наглядный материал - флаги государств, портреты ученых, схемы; книги и журналы об ученых, справочники и задачники А.С. Еноховича, А.П. Рымкевича и Г.Н. Степановой, дерево науки (методика изготовления дерева науки, их разнообразие представлены в книге [4]), название конференции, физические плакаты; физические энциклопедии; демонстрационные стенды-портреты ученых; демонстрационный электрометр и другие физические приборы, различные образцы, модели, схемы; демонстрационный глобус Земли, физическая (или) политическая карта мира; карточки с обозначениями и названиями физических величин, названных в честь ученых.

Ход урока

I. Актуализация знаний и умений обучающихся. Мотивация (Вступительное слово учителя, представление участников конференции и стран - участников мероприятия, в виде беседы. Работа с деревом науки, в ходе которой вспоминаются основные разделы физики, представители научной интеллигенции-ученые).

II. Изучение нового материала. Постановка учебной проблемы. Организация восприятия учебного материала. Понимание учебного материала и применение обучающимися знаний и учебных умений.

Список реферативных работ, подготовленные обучающимися 10 "А" класса (Страна, тема работы, фамилия обучающегося, оценка за выполнение требований по содержанию и оформлению реферативной работы)..

Страна

Ученый

Тема реферативной работы (название придумано учащимися)

Фамилия обучающегося 10 "А" класса

Италия.

Галилео Галилей Галилео Галилей Динара Шайхиева.

Англия

Исаак Ньютон Механика от Аристотеля до Ньютона.

Биография Ньютона

Исаак Ньютон и его великие открытия

Константин Уваров

Римма Юсипова

Вардан Оганян

Англия

Уильям Томсон, лорд Кельвин Уильям Томсон, лорд Кельвин, король Викторианской физики Алёна Власова

Александр Попов

Франция

Шарль Кулон Шарль Кулон Алексей Биткин

Франция

Анри Ампер Анри Ампер Юля Замошникова

Франция

Карно, Никола Леонар Сади Карно - Никола Леонар Сади Андрей Матвеев

Россия.

М.В. Ломоносов М.В. Ломоносов Настя Панферова

Россия

Георг Вильгельм Рихман Георг Вильгельм Рихман Анастасия Волгина.

Россия

Дмитрий Иванович Менделеев Д.И. Менделеев Екатерина Барыкина

Юрий Каменев

Россия

Константин Эдуардович Циолковский Константин Эдуардович Циолковский - основоположник космонавтики. Наталья Менькова.

Россия

Сергей Павлович Королев Королев Сергей Павлович Елена Кирсанова, Мария Степанова.

Россия

Яков Ильич Френкель Френкель Яков Ильич Наталья Кротова.

Россия

Юрий Алексеевич Гагарин Ю.А. Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос. Алексей Клещев.

Германия,

член Лондонского королевского общества (1842)

Георг Симон Ом Георг Симон Ом. Екатерина Аликина.

Германия, лауреат Нобелевской премии в области физики (1909г.)

Фердинанд Браун Фердинанд Браун - лауреат Нобелевской премии в области физики Володя Корнилов

Германия-Италия-США (с 1940г.) - лауреат Нобелевской премии в области физики за открытие фотоэффекта (1921г.)

Альберт Эйнштейн Альберт Эйнштейн Михаил Кечетов

Россия, Нижний Новгород

Династия ученых Беллюстиных - Всеволод Константинович Беллюстин (первый ректор НГПУ), Сергей Всеволодович Беллюстин (Нижегородский государственный педагогический университет, зав.каф. теорет.физики), Николай Сергеевич Беллюстин (профессор НГТУ, внук Всеволода Константиновича Беллюстина) -

Нижегородские ученые.

Семья Беллюстиных - Нижегородские ученые Алина Тураева

Россия, Нижний Новгород

Владимир Вячеславович Радзиевский Космическая симфония или Симфония космоса Даша Зеленова, Екатерина Барыкина,

Алёна Власова

Основные моменты проведения конференции "Судьба человека в жизни науки":

1. Необычное оформление конференц-зала. Мы вывешиваем дерево науки (методика изготовления дерева науки, их разнообразие представлены в книге издательства Нижегородского государственного педагогического университета [4]), портреты ученых, название конференции, используем физические плакаты и демонстрационный глобус Земли - все это составляющие выставки об истории науки.

2. Все эпохи собраны в одном месте в один час - в этом состоит игра.

3. Выступления идут по территориальному делению ученых, где они работали, не зависимо от времени их жизни.

4. Оглашается программа конференции учителем или ведущим. По времени учебное занятие состоит из двух академических часов, так как необходимо дать возможность выступить каждому ученику.

5. Выступления учащихся представлены от первого лица. Такая же идея найдена нами в 2007 году в одной из методических разработок [2.]. В заседании Лондонского королевского общества участвуют Джованни Борели, Роберт Гук, Эдмунд Галлей и Исаак Ньютон. Доклады "ученых" - естествоиспытателей посвящены вопросам о движении небесных тел в поле силы тяготения других тел.

Возможно, что над докладом ребята работают группой из нескольких человек (даже иногда из разных классов): один готовит доклад (выступление), второй подбирает одежду для выступления, третий готовит эксперимент, четвертый оформляет и иллюстрацию и чертежи к докладу, пятый демонстрирует диафильмы, кино и видео фильмы. Подчеркиваем, реферативные работы выполнены (сданы на оценку) каждым учащимся из группы. За две недели до конференции члены каждой группы обсуждают материал и составляют под руководством учителя программу действий.

6. В нашей игре присутствующие задают вопросы "ученым" об их жизни. Школьники-докладчики отвечают на вопросы слушателей. В одной из последних публикаций - разработке заседания Лондонского королевского общества слушатели пассивны, но вопросы-замечания готовят заранее "корреспонденты" [2]. Организуется работа и слушателей с учебными материалами: используют учебник физики, находят страницы, где говориться об этом ученом, ведут записи в тетради по ходу урока.

7. Учителем или коллегией справедливости, оценивается выступления (защита реферата) и работа на конференции. В спорных ситуациях контроль ведем с использованием в работе цифрового диктофона [3, с.31].

8. Лучшие доклады получают дипломы и рекомендуются для участия в других школьных, районных, городских соревнованиях и конкурсах. Среди особо отличившихся в 2008 году работы о Нижегородских ученых (В.В. Радзиевском и династии ученых Беллюстиных). Приводим в качестве примеров их презентации, выполненные под руководством автора данной статьи в рамках городского конкурса "Выдающиеся Нижегородцы, истории их открытий, изобретений и инновацийв рамках конкурса "атьи. работы о Нижегородских ученых. Приводим в качестве примеров их презентации, выполненные под ру ".

<Приложение 1>

<Приложение 2>

9. Подводится итог конференции, где подчеркивается сложная судьба ученых, их упорный труд и интернациональный характер науки [5, с.25; 7, с. 4].

Таким образом, уроки и внеурочная деятельность школьников, проведенные в единой системе под названием "Судьба человека в жизни науки" представляют собой благодатную почву для учета требований к современному учебному процессу в средней школе и позволяют выйти на качественно новый уровень естественно-научного образования учащихся, закладывая основы целостного мировосприятия.

Литература:

  1. Браверман, Э.М. Урок-путешествие// Урок физики в современной школе. - М.: Просвещение, 1993.- 90с.
  2. Заседание Лондонского королевского общества. 10 класс// Ф2 Физика: нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы /сост. М.А. Петрухина. - Волгоград: Учитель, 2007. - ISBN 5-7057-0499-2. - С.95-107.
  3. Зиганов, М.А. О применении цифровых диктофонов на уроках физики/ М.А. Зиганов, А.Р. Шавкунов// Физика в школе: научно-методический ж-л, 2006. - №4. - С.29-33.
  4. История физики в школе: Методические рекомендации. - Н.Новгород: НГПУ, 1998. - 34с.
  5. Королев, Ю.А. Об интернациональном воспитании учащихся при обучении физике// Физика в школе: научно-методический ж-л. - № 3. - 2006. - С. 25-32.
  6. Ланина, И.Я. 100 игр по физике.- М.: Просвещение, 1995.-224с.
  7. Мощанский, В.Н. Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе: учебное издание.- Псков: Изд-во Псковского ин-та усовершенствования учителей, 1994. - 68с.
  8. Прозаровская, Л.А. Возможности и методика организации урока-конференции "Судьба человека в жизни науки"//Учебный предмет "Естествознание" в Вузе и школе: Материалы региональной научно-методической конференции. - Н.Новгород: Издатель ИП Гладкова О. В., 2000. - С.108-109.
  9. Щербаков, Р.Н. Формирование объективного исторического мышления на уроках физики// Физика в школе: научно-методический ж-л, 1991.- № 6 . - С. 20-21.