В самом начале учебного года (на этапе знакомства детей с учебником и его структурой) проводится презентация игры, рассказывается о целях, показываются способы работы с дополнительной информацией учебника. Ученики готовятся к игре в течение учебного года под руководством учителя.
В игре проводятся 3 отборочных этапа:
- игра со зрителями,
- игра победителей отборочных этапов
- супер-игра.
- В 1-ом,2-ом и 3-м отборочных этапах играют по 3 участника.
- В игре победителей-3 победителя предыдущих туров (4тур).
- Супер-игра – 1 победитель 4-го тура.
- Для повышения интереса учащихся проводится игра со зрителями.
Для проведения игры мальчики на уроках трудового обучения изготовили стол - рулетку. На листе ватмана вычерчен круг радиуса 50см. Круг разбит на сектора. В центре круга установлена лошадка-игрушка. В секторах разложены карточки с номерами вопросов.
1тур:
Вопросы первого тура записаны на доске (или листе ватмана) в виде таблицы, строки которой пронумерованы. Ведущий объясняет задание. Участники с помощью рулетки выбирают вопрос:
№ | Что такое…? (показать) |
Выразить в сантиметрах | Что это означало? | Страница учебника (заполняется ведущим после ответа) |
1 | Пядь | |||
2 | Локоть | |||
3 | Косая (маховая) сажень |
ОТВЕТЫ:
№ | Что такое…? (показать) |
Выразить в сантиметрах | Что это означало? | Страница учебника (заполняется ведущим после ответа) |
1 | Пядь | Около 20см | Расстояние между концами растянутых большого и главного пальцев. | Стр.17 |
2 | Локоть | Около 45см | Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки. | Стр.26 |
3 | Косая (маховая) сажень | Около 248см(176см) | Расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки. (Расстояние между концами пальцев, расставленных в стороны рук). | Стр.26 |
Замечание: победителем тура может стать участник, ответивший на все вопросы или на большую их часть.
Игра со зрителями:
Задание: Выразить в метрах и сантиметрах:
- высоту терема равную3 косым саженям;
- длину отрезка полотна, равную 15 локтям;
- ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям.
ОТВЕТЫ:
1) 7м 48см.
2) 6м 75см.
3) 4м 87см.
2 тур:
Вопросы 2 тура (зачитывает ведущий после того как вопрос выбран с помощью рулетки):
- Как на Руси называли число 10000? Какая поговорка связана с этим числом?
- Какую меру использовали на Руси для взвешивания дорогих товаров? Какая пословица связана с этой мерой?
- О какой мере массы идёт речь в пословице, которую можно другими словами сказать так: “Я очень давно и хорошо знаю этого человека!”
ОТВЕТЫ:
1) Тьма. “Народа – тьма тьмущая” (стр. 43).
2) Золотник. “Мал золотник, да дорог!” (стр.57, 143).
3) Пуд. “Я с ним пуд соли съел!” (стр.57, 143).
Игра со зрителями:
Ведущий: В Англии и США до сих пор
используются такие единицы длины, которые
связаны с размерами человеческого тела:
ОТВЕТ:
Появилась почти 900 лет назад и была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки (стр. 142).
3тур:
Вопросы 3 тура (зачитывает ведущий после того как вопрос выбран с помощью рулетки):
- Что означает выражение: “Мерить на свой аршин”?
- Что означает слово “поприще”?
- Что означает слово “градус” в переводе с латинского языка?
ОТВЕТЫ:
1) Аршин – единица длины чуть больше локтя (около 71см.)- пошла от восточных купцов. Существовали турецкий аршин, персидский аршин, русский аршин и др., причём разной длины! Отсюда и пошло данное выражение (стр. 143).
2) Поприще- единица измерения больших расстояний на Руси (позже заменили верстой)- чуть больше 1км. (точнее 1км.67м.) (стр.142). Дополнение: “поприще”- путь, что топчут, где идут (краткий этимологический словарь, Н.М.Шанский, М. 1971г.).
3) Градус в переводе с латинского – “шаг”, “ступень” (стр.353).
Игра со зрителями:
Блиц – турнир (вопросы зачитывает ведущий):
Все знают, что такое копейка, пятак, полтинник. Названия этих монет пришли к нам от наших прабабушек и прадедушек. Однако на Руси использовались и другие монеты. Попытайтесь вспомнить:
- Как называли на Руси монеты меньшие копейки?
- Что такое “гривенник”?
- Что такое “алтын”?
- Что такое “пятиалтынный”?
- Что такое “двугривенный”?
- Что такое “четвертак”?
- Как гривенник разменять на алтыны и гроши?
- Сколько полушек в алтыне?
- Сколько пятаков в четвертаке?
ОТВЕТЫ:
- Грош – 0,5 коп, полушка – 0,25 коп.
- 10 копеек.
- 3 копейки.
- 15 копеек.
- 20 копеек.
- 25 копеек.
- 1 гривенник = 3 алтына + 2 гроша.
- 1 алтын = 12 полушек.
- 1 четвертак = 5 пятаков.
(стр.236).
4 тур:
На доске (или на листе ватмана) начерчены пустые клетки (4- для имени и 5 - для фамилии). Участники могут отгадывать как по буквам, так и назвав сразу ответ.
Ведущий: В трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты отца с каменщиками. Известно ещё одно событие из детства знаменитого немецкого математика, которого называли королём математиков. Однажды в школе (будущему учёному тогда было 10 лет) учитель предложил классу сложить все натуральные числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, наш “герой” уже нашёл ответ. На его грифельной доске было написано: 101 х 50 =5050.
Вопросы:
- Назовите имя великого учёного.
- Попробуйте догадаться, как он “складывал” числа от 1 до 100.
ОТВЕТЫ:
- Карл Гаусс.
- 1 + 2 + 3 + … + 98 + 99 + 100 = (1+100)+(2+99)+(3+98)+…+(50+51) = 101 х 50 = 5050
(стр.89).
Игра со зрителями:
Блиц – турнир (вопросы зачитывает ведущий):
- Как называлось первое устройство, предназначенное для вычислений?
- Что у римлян означало слово “калькуляция”?
- Как называется русский абак?
- В чём отличие русских счётов от остальных абаков?
ОТВЕТЫ:
- Абак.
- Счёт камешками.
- Счёты.
- Десятиричная система счисления, а не
пятиричная.
(стр.319)
СУПЕР-ИГРА (в игре участвует победитель 4-го тура).
Время для обдумывания ответа – 2 минуты.
Найдите закон соответствия между числами:
- 1 и 4
- 2 и 3
- 3 и 3
- 4 и 6
- 5 и 4
- 6 и 5
- 7 и 4
- 8 и 6
- 9 и 6
- 10 и 6
ОТВЕТ:
- 1 (один) - 4 буквы.
- 2 (два) - 3 буквы.
- 3 (три) - 3 буквы.
- 4 (четыре) - 6 букв.
и т.д. - 10 (десять) – 6 букв.
В конце игры учитель благодарит всех участников, отмечает лучших игроков, награждает победителей.