Внеклассное мероприятие по математике в форме игры "Поле чудес" - "По страницам учебника математики"

Разделы: Математика


В самом начале учебного года (на этапе знакомства детей с учебником и его структурой) проводится презентация игры, рассказывается о целях, показываются способы работы с дополнительной информацией учебника. Ученики готовятся к игре в течение учебного года под руководством учителя.

В игре проводятся 3 отборочных этапа:

  1. игра со зрителями,
  2. игра победителей отборочных этапов
  3. супер-игра.
  • В 1-ом,2-ом и 3-м отборочных этапах играют по 3 участника.
  • В игре победителей-3 победителя предыдущих туров (4тур).
  • Супер-игра – 1 победитель 4-го тура.
  • Для повышения интереса учащихся проводится игра со зрителями.

Для проведения игры мальчики на уроках трудового обучения изготовили стол - рулетку. На листе ватмана вычерчен круг радиуса 50см. Круг разбит на сектора. В центре круга установлена лошадка-игрушка. В секторах разложены карточки с номерами вопросов.

1тур:

Вопросы первого тура записаны на доске (или листе ватмана) в виде таблицы, строки которой пронумерованы. Ведущий объясняет задание. Участники с помощью рулетки выбирают вопрос:

Что такое…?
(показать)
Выразить в сантиметрах Что это означало? Страница учебника (заполняется ведущим после ответа)
1 Пядь      
2 Локоть      
3 Косая (маховая) сажень      

ОТВЕТЫ:

Что такое…?
(показать)
Выразить в сантиметрах Что это означало? Страница учебника (заполняется ведущим после ответа)
1 Пядь Около 20см Расстояние между концами растянутых большого и главного пальцев. Стр.17
2 Локоть Около 45см Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки. Стр.26
3 Косая (маховая) сажень Около 248см(176см) Расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки. (Расстояние между концами пальцев, расставленных в стороны рук). Стр.26

Замечание: победителем тура может стать участник, ответивший на все вопросы или на большую их часть.

Игра со зрителями:

Задание: Выразить в метрах и сантиметрах:

  1. высоту терема равную3 косым саженям;
  2. длину отрезка полотна, равную 15 локтям;
  3. ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям.

ОТВЕТЫ:

1) 7м 48см.

2) 6м 75см.

3) 4м 87см.

2 тур:

Вопросы 2 тура (зачитывает ведущий после того как вопрос выбран с помощью рулетки):

  1. Как на Руси называли число 10000? Какая поговорка связана с этим числом?
  2. Какую меру использовали на Руси для взвешивания дорогих товаров? Какая пословица связана с этой мерой?
  3. О какой мере массы идёт речь в пословице, которую можно другими словами сказать так: “Я очень давно и хорошо знаю этого человека!”

ОТВЕТЫ:

1) Тьма. “Народа – тьма тьмущая” (стр. 43).

2) Золотник. “Мал золотник, да дорог!” (стр.57, 143).

3) Пуд. “Я с ним пуд соли съел!” (стр.57, 143).

Игра со зрителями:

Ведущий: В Англии и США до сих пор используются такие единицы длины, которые связаны с размерами человеческого тела:

  • Фут - около 31см (ступня);
  • Дюйм – около 25мм (большой палец).
  • А что такое ЯРД? С чем связана эта единица?

ОТВЕТ:

Появилась почти 900 лет назад и была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки (стр. 142).

3тур:

Вопросы 3 тура (зачитывает ведущий после того как вопрос выбран с помощью рулетки):

  1. Что означает выражение: “Мерить на свой аршин”?
  2. Что означает слово “поприще”?
  3. Что означает слово “градус” в переводе с латинского языка?

 ОТВЕТЫ:

1) Аршин – единица длины чуть больше локтя (около 71см.)- пошла от восточных купцов. Существовали турецкий аршин, персидский аршин, русский аршин и др., причём разной длины! Отсюда и пошло данное выражение (стр. 143).

2) Поприще- единица измерения больших расстояний на Руси (позже заменили верстой)- чуть больше 1км. (точнее 1км.67м.) (стр.142). Дополнение: “поприще”- путь, что топчут, где идут (краткий этимологический словарь, Н.М.Шанский, М. 1971г.).

3) Градус в переводе с латинского – “шаг”, “ступень” (стр.353).

Игра со зрителями:

Блиц – турнир (вопросы зачитывает ведущий):

Все знают, что такое копейка, пятак, полтинник. Названия этих монет пришли к нам от наших прабабушек и прадедушек. Однако на Руси использовались и другие монеты. Попытайтесь вспомнить:

  1. Как называли на Руси монеты меньшие копейки?
  2. Что такое “гривенник”?
  3. Что такое “алтын”?
  4. Что такое “пятиалтынный”?
  5. Что такое “двугривенный”?
  6. Что такое “четвертак”?
  7. Как гривенник разменять на алтыны и гроши?
  8. Сколько полушек в алтыне?
  9. Сколько пятаков в четвертаке?

ОТВЕТЫ:

  1. Грош – 0,5 коп, полушка – 0,25 коп.
  2. 10 копеек.
  3. 3 копейки.
  4. 15 копеек.
  5. 20 копеек.
  6. 25 копеек.
  7. 1 гривенник = 3 алтына + 2 гроша.
  8. 1 алтын = 12 полушек.
  9. 1 четвертак = 5 пятаков.
    (стр.236).

4 тур:

На доске (или на листе ватмана) начерчены пустые клетки (4- для имени и 5 - для фамилии). Участники могут отгадывать как по буквам, так и назвав сразу ответ.

Ведущий: В трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты отца с каменщиками. Известно ещё одно событие из детства знаменитого немецкого математика, которого называли королём математиков. Однажды в школе (будущему учёному тогда было 10 лет) учитель предложил классу сложить все натуральные числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, наш “герой” уже нашёл ответ. На его грифельной доске было написано: 101 х 50 =5050.

Вопросы:

  1. Назовите имя великого учёного.
  2. Попробуйте догадаться, как он “складывал” числа от 1 до 100.

ОТВЕТЫ:

  1. Карл Гаусс.
  2. 1 + 2 + 3 + … + 98 + 99 + 100 = (1+100)+(2+99)+(3+98)+…+(50+51) = 101 х 50 = 5050
    (стр.89).

Игра со зрителями:

Блиц – турнир (вопросы зачитывает ведущий):

  1. Как называлось первое устройство, предназначенное для вычислений?
  2. Что у римлян означало слово “калькуляция”?
  3. Как называется русский абак?
  4. В чём отличие русских счётов от остальных абаков?

ОТВЕТЫ:

  1. Абак.
  2. Счёт камешками.
  3. Счёты.
  4. Десятиричная система счисления, а не пятиричная.
    (стр.319)

СУПЕР-ИГРА (в игре участвует победитель 4-го тура).

Время для обдумывания ответа – 2 минуты.

Найдите закон соответствия между числами:

  • 1 и 4
  • 2 и 3
  • 3 и 3
  • 4 и 6
  • 5 и 4
  • 6 и 5
  • 7 и 4
  • 8 и 6
  • 9 и 6
  • 10 и 6

ОТВЕТ:

  • 1 (один) - 4 буквы.
  • 2 (два) - 3 буквы.
  • 3 (три) - 3 буквы.
  • 4 (четыре) - 6 букв.
    и т.д.
  • 10 (десять) – 6 букв.

В конце игры учитель благодарит всех участников, отмечает лучших игроков, награждает победителей.