Каждый человек до конца своих дней помнит о том уголке, где он родился, рос, получал первые «уроки» жизни. Нас воспитывают не только родители, но и наше окружение, а именно малая Родина.
Сегодня, когда мы живем в период постоянных напряжений умственных и духовных сил, ни в коем случае нельзя допускать утраты национальных корней, иначе это приведет к потере индивидуальности, самобытности. Ведь каждый человек помнит тот уголок, где он родился; стремится вновь и вновь туда вернуться хотя бы мысленно.
Ф.М.Достоевский писал: «Только тогда очищается чувство, когда соприкасается с красотой высшей, с красотой идеала».
СЛАЙД 3
Цель работы: показать роль народного театра в эстетическом воспитании на уроках музыки.
Уже в начальной школе на уроках музыки ставятся следующие задачи:
- воспитывать любовь к русскому фольклору, музыке через восприятие и исполнение песен нашего края;
- убеждать детей, что народная музыка, которая родилась рядом с нами – это родник, из которого черпают знания и чувства музыканты, поэты, художники;
- создавать условия для формирования потребности и постоянного общения с музыкой вне школы, в семье…
- обеспечивать сочетание национального, интернационального, патриотического самосознания гражданина многонационального государства;
- приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям (духовности, нравственности).
СЛАЙД 4
Говоря о русской культуре, я обязательно обращаюсь к музыке Омска.
В начальной школе на уроках музыки, когда речь идет о частушках, я упоминаю о том, что первые театральные постановки в Омске состоялись во II половине XVIII века. Артистов называли потешниками или скоморохами. А на площади, которая известна нам как площадь Бухгольца, раньше проводились воскресные ярмарки, где звучали частушки.
Готовясь к урокам, ребята узнают, что частушки, оказывается, писались не только для веселья, чтобы высмеять чьи-то недостатки. Они необходимы были и в суровые военные годы. Так, в годы Великой Отечественной войны, частушки были историческим документом, поэтической летописью военных лет, мгновенно откликаясь на большие и малые события. А, говоря о наших днях, ребята с интересом рассказывают, что до сих пор сохранились традиции тех времен, когда на праздниках, ярмарках звучали частушки, что часто они сами являются участниками таких праздников и исполнителями частушек.
СЛАЙД 5
Обращаясь к теме «Солдатские песни», мы обязательно говорим о том, что город Омск сначала был создан как крепость. При этом командиры, сами люди образованные, помнили о важности духовного воспитания: в 1764 году был создан первый любительский театр, где проводили свой досуг офицеры (занимались чтением, искусством), ставились спектакли по произведениям М.Ломоносова, А.П.Суморокова… Звучали оперы «Лиза», «Разносчик». Для ребят становится открытием, что солдаты, оказывается, не только воевали, маршировали, но и принимали активное участие в постановках спектаклей, постоянно обращались к искусству, оно им было так же необходимо. Ребята начинают задумываться, почему?
Позже, в седьмом классе, мы возвращаемся к этим темам, но ребята уже готовят целые проекты, подбирая музыкальный материал, иллюстрации, мультимедийный материал, исполняют произведения. Эти уроки мы посвящаем Дню Победы. Они отличаются особым эмоциональным подъемом. Позже, анализируя те уроки, которые ребятам особенно запомнились, они называют именно эти уроки, что уже немаловажно в их патриотическом воспитании.
В восьмом классе, когда речь идет о музыке легкой и серьезной, мы говорим о романсе и обязательно обращаемся к музыке Александра Александровича Алябьева, к событиям его сложной судьбы. Для многих ребят становится открытием, что родиной его является сибирская земля, что у него даже есть романс «Иртыш». Через музыку романса ребята понимают, что подобные песни наделены более глубокими чувствами, переживаниями, чем обычные песни.
При поиске материала о творчестве этого композитора, ребята узнали, что Алябьев писал музыку разноплановую: и военные марши, необходимые Омским кадетам, танцевальную для досуга и лирическую.
Кроме Александра Александровича было и есть очень много наших земляков, которые в разные времена создавали произведения искусства, прославляя этим нашу землю.
СЛАЙД 6
Но на этом разговор о музыке, искусстве нашего края не заканчивается, он продолжается на факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях, при подготовке к НОУ, к фестивалям, где ребята расширяют область своих знаний в этом направлении, глубже осознавая, что рядом с нами можно увидеть, услышать много прекрасного, близкого, родного.
СЛАЙД 7
Не случайно Омск – один из крупных культурных центров, где такое множество разных театров, национальных центров, музеев.
Поэтому, работая с ребятами в этом направлении, я понимаю, как важно им помочь осознать, что они сами – часть малой Родины, что все, что их окружает, - это их будущее. А каким они хотят видеть свое будущее и свой край, зависит от них самих.
Список литературы:
- Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994, 320 с.
- Григорьева В.В. Музы в солдатском строю. Омск, 2005, 51 с.
- Девятьярова И.Г., Селюк В.И. Прогулки по старому Омску. Омск: Феникс, 1991, 26 с., 39 ил.
- Омск и омичи. Фотоальбом. Омск: Департамент культуры и искусства администрации города Омска, 1996, 232 с., 318 ил.
- Омск. 1716. Омск: Тасс – Восточный экспресс, 2006, 108 с.
- Удалов Р.М. Сказания о славном городе Омске. Омск: Амфора, 2005, 272 с.
- Фалькович Н.С. По нашему городу. Справочник-путеводитель по Омску. Омск: Омское книжное издательство, 1986, 112 с.
- Юрасова М.К. Омск. Омск: Западно-сибирское книжное издательство, 1972, 312 с.