Цель: на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.
Задачи:
- формирование понятия арифметических действий;
- воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения);
- выяснение и конкретизация математических понятий: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз, разностное и кратное сравнение, нахождение нескольких долей числа, нахождение числа по нескольким его долям, решение задач, содержащих переменную и др.
- включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;
Актуальность указанной программы для начального курса математики определяется тем, что у учащихся еще не сформирован общий способ действий при решении задачи.
Содержание программы курса:
- Числа и вычисления (12ч) - чтение и запись любых двузначных чисел; письменное и устное сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100; решение задач простых и сложных на сложение и вычитание, деление и умножение.
- Отношения между числами, величинами (6ч) – решение составных текстовых задач в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
- Алгебраические представления (5ч) – понимать различие между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе её числовых значений.
- Величины (5 ч) – находить долю величины, а также величину по доле; устанавливать связи и зависимости между площадью прямоугольника и длинами его сторон.
- Геометрические представления (2 ч) – изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения; строить окружность с помощью циркуля.
- Логические задачи и упражнения (4 ч) – решение упражнений занимательного характера, нестандартных задач, которые требуют от ученика проявления сообразительности
Пояснительная записка.
В курсе математики 2 класса получили развитие основные методические идеи и подходы в обучении, которые были заложены в основе построения курса 1 класса.
Так, реализация идеи о разностороннем математическом развитии младших школьников в курс введена новая, для начальной школы, содержательная линия логико-математических понятий и отношений, объединить многочисленные разрозненные математические сведения, традиционно относящиеся к алгебре, геометрии и другим разделам математики, в несколько цельных содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение, элементы алгебры и геометрии.
Вместе с линией логико-математических понятий получается шесть линий содержания обучения, которые в курсе тесно взаимосвязаны.
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 2 класса. Он составлен на основе следующих учебных пособий:
- Рудницкая В.Н. Математика. 2 класс. Методика обучения.
- Рудницкая В.Н. Дидактические материалы.
- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой.
Программа курса предполагает изучение таких вопросов как «Числа и вычисления», «Величины», «Отношения между числами, величинами», «Алгебраические представления», «Геометрические представления», «Логические задачи и упражнения».
Такой подбор материала преследует следующие цели:
- создание базы для развития способностей учащихся;
- восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
- на популярном, практическом уровне познакомить учащихся с новыми математическими понятиями.
Задачи:
- формирование умения называть лил различать, определенные математические объекты, сравнивать;
- моделировать учебную ситуацию;
- воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения, сложения в пределах 20);
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
- знать названия и последовательность натуральных чисел от20 до 100;
- уметь записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100;
- знать наизусть таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания;
- воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления;
- различать числовое выражение и выражение с переменной, периметр и площадь фигуры, луч и отрезок;
- сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в», «меньше в»;
- усвоить структуру задачи.
Учащиеся должны уметь решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
- составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное);
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
- применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
- решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
- строить окружность с помощью циркуля;
- уметь представлять задачи в виде схематических и символических моделей.
Список литературы:
- Волина В.В.Праздник Числа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-304с.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы.-М.: Вентана-Граф, 2006 г.-320с.
- Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Методика обучения.-М.: Вентана-Граф, 2006,-192с.-(Начальная школа 21 века)
- Юдачева Т.В. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.: Вентана-Граф, 2006. -128с:-ил.- (Начальная школа 21 века).
Учебно- методическое обеспечение:
- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.-2-е.изд., дораб. -М.: Вентана –Граф, 2006.-64 с.: ил.-(Начальная школа 21 века)
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: Рабочая тетрадь в 2 частях для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2006.-64 с.: ил.- (Начальная школа 21 века).
- Рудницкая В.Н. Дидактические материалы.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание, методические приемы |
Числа и вычисления |
12 |
||
1. |
Чтение и запись двузначных чисел. Табличное сложение и вычитание. |
1 |
Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. Работа с карточками (решение примеров на время). |
2. |
Сложение и вычитание двузначных чисел. |
1 |
Практическое выполнение действий с помощью цветных палочек. |
3-4 |
Задачи на сложение и вычитание. |
2 |
Решение задач различных видов. |
5. |
Проверочная работа. Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел» |
1 |
|
6. |
Анализ проверочной работы. Решение разных задач. |
1 |
Работа над ошибками |
7. |
Сложение чисел в пределах 100. Вычитание в пределах 100. |
1 |
Частные и общие приемы сложения и вычитания чисел, основанные на поразрядном сложении и вычитании. |
8. |
Произведение двух чисел. Решение задач. |
1 |
Знакомство с таблицей деления и умножения. |
9. |
Частное двух чисел. Решение задач. |
1 |
Нахождение доли числа делением. |
10. |
Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4,5,6. |
1 |
Использование знания таблицы умножения на 2,3,4,5,6 для нахождения результатов деления |
11. |
Проверочная работа. Тема: «Простые задачи на умножение и деление». |
1 |
|
12. |
Анализ проверочной работы. Задачи на умножение и деление. |
1 |
Работа над ошибками |
. |
Отношения между числами, величинами. |
6 |
|
13. |
Больше или меньше и на сколько. |
1 |
Кратное сравнение чисел. |
14. |
Во сколько раз больше или меньше? |
1 |
Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего данного в несколько раз. |
15-16 |
Решение разных задач по пройденным темам. |
2 |
Практические приемы сравнения чисел. |
17. |
Проверочная работа. Тема: «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз» |
1 |
|
18. |
Анализ проверочной работы. Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9. |
1 |
Работа над ошибками. |
Алгебраические представления |
5 |
||
19. |
Переменная. Выражения с переменной и его значения. |
1 |
Формирование понятия о переменной, а также о выражении, содержащем одну переменную |
20-21 |
Решение задач, содержащих переменную |
2 |
Нахождение значений выражений с переменной при заданном наборе значений этой переменной |
22. |
Проверочная работа. Тема: «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения» |
1 |
|
23. |
Анализ проверочных работ. Составление числовых выражений. Решение задач. |
1 |
Работа над ошибками. Решение задач. |
Величины |
5 |
||
24. |
Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр. Практическое решение задач по данной теме. |
1 |
Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки. Соотношение между единицами длины: метром, дм, см. |
25. |
Периметр многоугольника |
1 |
Вычисление периметров любых многоугольников. |
26. |
Площадь геометрической фигуры |
1 |
Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). |
27. |
Цена, количество, стоимость. |
1 |
Решение задач с данными величинами. |
28. |
Проверочная работа. Тема: «Величины» |
1 |
|
Геометрические представления |
2 |
||
29. |
Отрезок. Луч. Числовой луч. Многоугольник. Практическое решение задач по данной теме. |
1 |
Изображение луча, отрезка с помощью линейки. Координата точки на луче. Построение точек с заданными координатами. |
30. |
Окружность. Её центр и радиус. Практическое решение задач по данной теме. |
1 |
Введение понятий о вершинах, сторонах и углах, многоугольника. |
Логические задачи и упражнения. |
4 |
||
31-34 |
Поиск закономерностей. Решение логических задач. |
4 |
Решение нестандартных задач, упражнений занимательного характера. |