Урок-зачет по теме "Условный оператор IF"

Разделы: Информатика


Цель урока: определение уровня знаний, умений и навыков, закрепление и систематизация знаний по данной тем, повышение мотивации учащихся на уроке за счет игровой формы работы.

Задачи урока:

  1. Образовательная: определить уровень усвоения материала по теме «Условный оператор IF», закрепить знания, умения и навыки при работе с условным оператором;
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимательность, память;
  3. Воспитательная: развивать чувства коллективизма, умения слушать друг друга.

Подготовительный этап.

Класс делится на три группы, в каждой группе выбирается капитан. Цель каждой группы – заработать как можно больше баллов. Ведущий игры – учитель, ему могут помогать два лучших ученика, которые заранее прорешали все задания, предлагаемые в игре.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя: Здравствуйте ребята! Мы с вами на предыдущих уроках изучили тему «Условный оператор IF», посмотрели, как применяется условный оператор при решении задач и сегодня на уроке мы с вами должны закрепить и систематизировать свои знания по теме «Условный оператор IF» и показать, как мы научились использовать условный оператор при решении задач. Сегодняшний урок мы с вами проведем в виде соревнования, вы разделились на группы, выбрали капитана. Цель каждой группы – заработать как можно больше баллов. Желаю вам все успеха!

II. «Разминка»

Быстро и четко ответить на заданные вопросы и заработать баллы.

1). Что такое алгоритм?

2). Что такое программа?

3). Какие виды алгоритмов вы знаете?

4). Что такое разветвляющийся алгоритм? Приведите приме разветвляющегося алгоритма из жизни.

5). Назовите известные вам виды ветвления?

6). В чем их отличие?

7). Изобразите блок – схемы для каждого из этих видов.

8). С помощью какого оператора может быть реализовано ветвление на языке программирования Pascal?

9). Почему максимальное число вариантов действий может быть именно два, не более?

10). Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя:

begin

a:=1;
If a>0 then

begin

writeln(‘Суть’);
a:=a+2;

end

else

begin

writeln(‘Изба’);

a:=a+3;

end;

If a<2 then

else

begin

writeln(‘жизни’);

a:=a-1;

end;

If a=2 then

begin

writeln(‘самому себя’);

a:=a*2;

end

else

begin

writeln(‘красна’);

a:=a*4;

end;

If a=4 then writeln(‘найти’)

else writeln(‘углами’);

end.

11). Найдите ошибки в следующих фрагментах программы:

a) If x>1 then x:=x+1; y:=0; else x:=0;
b) If a<0, b<0 or a>0, b>0 then writeln(a и b одного знака);

12). Постройте блок – схему к стихотворению А. С. Пушкина:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

III. Решение задач.

Каждому игроку команды раздаются распечатанные задания с задачами. Каждая задача по степени сложности оценена определенным количеством баллов, в задачах на ветвление может встретиться и задача на линейный алгоритм, учащиеся должны сразу ее узнать. Капитан выбирает номер задачи, и вся команда начинает решать. Как только задача решена, капитан поднимает руку. Отвечает сам или назначает любого члена команды, который объясняет ход решения и отвечает на вопросы учителя или помощников учителя. (Каждый участник группы должен ответить хотя бы один раз). Если решение правильное и на все вопросы команда ответила, то она зарабатывает баллы в свою копилку и начинает решать другую задачу. Если решение неправильное, то баллов не получает, но может приступать к решению другой задачи.

Список задач.

1). Даны два числа, не равных нулю. Определить имеют ли эти числа одинаковые знаки. (1 балл).

2). Учитывая область определения, вычислите (2 балл)

3). Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 3% предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 500 руб., в 5% - если сумма больше 1000 руб. (2 балла)

4). Дано целое число k (1≤k≤365). Определить, каким будет k-ый день года: суббота, воскресенье или рабочий день, если 1 января – вторник. (3 балла).

5). При заданном значении х, вычислите- (1 балл)

6). Определить в какую из областей (I или II) попадает точка с заданными координатами (x;y). (2 балла)

Рисунок 1

7). Даны a, b, c - коэффициенты квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Выяснить сколько корней имеет это уравнения, и найдите эти корни. (3 балла)

8). Дан катет и гипотенуза прямоугольного треугольника. Найти периметр этого треугольника. (1 балл)

9). Найдите max (x+y+z; xy, x2+z2) (3 балла).

10).Составьте программу решения линейного неравенства ax>b. (3 балла)

11). Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. По введенным координатам двух полей выясните, являются эти поля одного цвета. (3 балла)

12). Напишите программу, которая выводит пример на умножение двух однозначных чисел, запрашивает ответ пользователя, проверяет его и выводит сообщение «Правильно» или «Вы ошиблись правильный ответ…» (1 балл).

13). Даны вещественные положительные числа a, b, c. Определите, существует ли треугольник со сторонами a, b, c и если да, то определите, является ли он прямоугольным. (3 балла)

14). Дано целое четырехзначное число. Выясните, является ли оно палиндромом («перевертышем»)? (2 балла)

15). Даны три числа x,y,z. Найдите
a=max(x,y)-min2(x2,y-z)+43

(2 балла)

IV. Подведение итогов.

Давайте подведем итоги наших соревнований. Команда, заработанная максимальное количество баллов, получает «аванс» 1 балл. Команда, заработавшая среднее количество баллов получает «аванс» 0,5 балла, команда, заработавшая за урок минимальное количество баллов – 0,3балла.

Индивидуальная проверочная работа.
Каждый учащийся индивидуально выполняет проверочную работу и получает оценку с учетом «аванса». Если учащийся из команды, заработавшей максимальное количество баллов, подтверждает свою оценку, а именно оценку пять, то ему за работу на уроке ставится в журнал две пятерки, а остальным учащимся к оценке за самостоятельную работу добавляется «аванс».

Индивидуальная проверочная работа.

1. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:

  1. a:=3;
    b:=2;
    If a>b then d:=a
    else d:=b;
  2. a:=2;
    b:=3;
    d:=4;
    If a>b then d:=a
    else
    begin
    d:=b;
    d:=d+a;
    end;
    d:=d*2;
  3. d:=0;
    a:=1;
    b:=1;
    If a>0 then
    If b>0 then d:=1
    else d:=2;
  4. d:=2;
    b:=1;
    c:=3;
    a:=5;
    If (d>b) or (c<a) then d:=b
    else d:=a;
    d:=d+c;
  5. Какими будут значения переменной j и к после выполнения условного оператора?
    If j>k then j:=k+2
    else dec(k,2);

2. Имеется условный оператор If d<>0 then writeln(‘Ура!’) else writeln(‘Плохо!’); Можно ли заменить его следующими операторами?

  1. If not (d<>0) then writeln(‘Ура!’)
    else writeln(‘Плохо’);
  2. If not (d=0) then writeln(‘Ура!’)
    else writeln(‘Плохо!’);

3. Напишите программу по заданной блок – схеме:

Рисунок2

3. Спасибо, ребята. Все вы молодцы справились с предложенными заданиями, а значит, мы достигли цели нашего урока.
Выставление оценок.

Используемая литература:

  1. Златопольский Д. М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. – 2008с.
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1, 2: Научно - практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005. – 255с.