Причастие как часть речи. Комплексное применение знаний, умений и навыков

Разделы: Русский язык


Тип  урока: урок  комплексного применения  знаний, умений и навыков

Цель  урока: создание условий для

  • применения знаний по  теме « Причастие  как часть  речи» в комплексе, для выявления уровня  применения знаний  в измененных, новых ситуациях;
  • для развития  творческого мышления учащихся, памяти, навыков самостоятельной работы, орфографической и пунктуационной зоркости, навыков синтаксического разбора предложения и морфологического разбора причастия;
  • для воспитания  патриотических чувств, уважения к  личности М.С. Щепкина.

Оборудование:  доска, портрет М.С.Щепкина, репродукции с изображением природы родного  края, карточки с текстами, высказывание А.И.Герцена о М.С.Щепкине, карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Я очень  рада вас  видеть. Все  здоровы? Надеюсь, что вы  готовы  к  работе. Настройтесь на  рабочий лад, начнем урок.

2. Этап  подготовки  учащихся к  активному  усвоению знаний.

Мы закончили изучение большого раздела «Причастие».

Тема  сегодняшнего урока звучит так – «Причастие как  часть речи». Откройте  тетради, запишите число и тему урока.

  • Почему, на ваш  взгляд, тема урока сформулирована таким образом?
  • Как вы определите цели  урока, исходя из формулировки темы?
    Да, действительно, сегодня  на  уроке мы постараемся в  комплексе  применить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела «Причастие», используя при этом  краеведческий материал.
  • Что означает слово «краеведение»? Подберите синонимы к слову  «ведать» (изучать, исследовать).
  • Что для вас значит «изучать свой  край»? (это значит изучать традиции, обычаи, историю, фольклор и т.д.)
  • Родной край…Что для вас значат эти слова? (родное село, город, Белгородская    область, люди, своими достижениями и талантами прославляющие малую родину)

3. Этап комплексного применения ЗУН

1) Работа с предложением, записанным на доске:

Родная  Белгородчина – край с богатыми и славными  традициями, замечательными, талантливыми  людьми, составляющими честь и славу  родной земли, нашу гордость.

  • Прочитайте выразительно, объясните  знаки препинания.
  • Спишите предложение.
  • Выполните полный  синтаксический  разбор (1 человек - у доски, остальные - в тетрадях).                                         
  • Каких известных людей, прославивших  Белгородский  край, вы знаете? (Ватутин, Раевский, Ерошенко, Ломакин, Дегтярев, Бесперчий и др.)

Сегодня  мы будем  говорить о человеке, чья  судьба тесно связана не только с Белгородским краем, но и конкретно с нашим Яковлевским районом. Вы догадались, о ком пойдет речь? Конечно же, о М.С.Щепкине. И это неслучайно, т.к. 6(17) ноября исполнилось 220 лет со дня рождения нашего великого земляка. Сам Щепкин в своей книге «Записки актера Щепкина» писал: «Я родился в селе Красном, что на речке Пенке в 1788 году ноября 6 числа». Красота природы родного села оказала огромное влияние на развитие таланта М.С.Щепкина.

2) Работа с  текстом

Задумчивая роща. Высокие травы. Тихая речка, протекающая у подножья  меловых и глинистых холмов. У речки ласковое имя – Пена, Пенка.
Зеленые холмы, возвышающиеся  в синей  дымке горизонта. И над всем – щедрое солнце.

Успокаивающая  красота русской  природы.

Здесь, в глубине России, раскинулось маленькое живописное село Красное.

  • Докажите, что перед вами текст. Определите его основную мысль,
  • найдите ключевые слова.
  • Выпишите на доске и  в тетрадь слова с подчеркнутыми буквами, объясните орфограммы.
  • Найдите предложения с причастиями, объясните устно знаки препинания, постройте схемы этих предложений.
  • Выпишите причастия в  тетрадь, покажите способ образования этих  причастий.
  • Выполните морфологический разбор причастия успокаивающая.

Дополнительные вопросы:

  • В чем отличие действительных причастий от страдательных?
  • Каким членом предложения являются причастия в данном тексте?

 Мы говорим, что Щепкин – наш известный земляк. А чем же он известен?
Да, действительно,родившись в семье крепостных родителей, Щепкин, только лишь  благодаря своему трудолюбию, силе воли, целеустремленности, таланту, стал великим актером, блиставшим на сцене Малого театра.
Именно об этих качествах характера Щепкина  пойдет речь в высказываниях известных людей, расположенных на карточках для самостоятельной работы в парах.

4) Самостоятельная работа в парах по карточкам (спишите, объясните знаки препинания, правописание н/нн в суффиксах причастий,  прокомментируйте  классу: один – знаки препинания, другой – написание  н/нн  в суффиксах причастий).

Карточка 1

«Мои все радости сосредоточены в одной сцене», - писал М.С.Щепкин.

Карточка 2

Образы многих литературных героев, созданные М.С.Щепкиным на сцене, были достойны его таланта.

Карточка 3

Заинтересованные зрители отмечали в исполнении Щепкина огромной силы накал страстей, чувств, переживаний.

Карточка 4

Роли Щепкина были всегда сделаны и сыграны с большим талантом и имели успех у зрителей.

Карточка 5

Талант, соединенный с ясным умом и горячей любовью к искусству, представляют нам Щепкина.

Карточка 6

М.С.Щепкин, приглашенный в Москву 20 сентября 1822 года, дебютировал на московской сцене.

Карточка 7

Жизненная правда, утвержденная М.С.Щепкиным на сцене, воспитывала и актеров и зрителей в духе реализма.

Карточка 8

Запутанная тяжелая история об освобождении Щепкина от крепостничества тянулась несколько лет.             

5) Словарная работа

Дебютировал

Дебют – первое публичное выступление на сцене.

- Составьте со словами дебютировал, дебют  словосочетания. Образуйте от глагола дебютировал все  возможные формы причастия (так как данный глагол несовершенного вида, непереходный, возможно только лишь действительное  причастие настоящего и прошедшего времени дебютирующий, дебютировавший).

М.С.Щепкин до конца своей жизни с большим уважением вспоминал о своей родине, о милой сердцу родной стороне. Жители  Белгородчины, в свою очередь, до сих пор хранят память о великом  земляке. В чем это проявляется?

  • Белгородский областной драматический театр носит имя М.С.Щепкина. В ноябре один раз в два года проходит театральный фестиваль, посвященный дню рождения актера. У областного театра расположен памятник известному земляку. Конечно же, вы помните, что недавно мы с вами посетили музей Щепкина, расположенный в с. Алексеевка Яковлевского района

6) Творческая работа

С помощью 4-5 предложений запишите свое впечатление от поездки.

Используйте  причастия  и причастные обороты.

Поскольку Щепкин был знаком с большинством  известных людей своего времени, был душой московского общества, то многие современники оставили о нем добрые воспоминания. Публицист, критик, писатель А.И.Герцен говорил: «Он был  великий артист по призванию и по труду».

  • Как вы понимаете это высказывание?
  • К какому выводу  приводят нас высказывания подобного рода?
    (Высказывания подобного рода приводят нас к выводу о том, что мы должны помнить и знать: нам, жителям Белгородской области, есть чем и кем гордиться, поэтому необходимо с большим достоинством и уважением относиться к нашей малой родине, к людям, проживающим здесь).

4. Домашнее задание:

  1. найти 1-2 высказываний современников о Щепкине, подчеркивающие значимость личности великого земляка;
  2. от глаголов, имеющихся в предложениях, образовать причастия.

5. Этап рефлексии (составить устно небольшой лингвистический текст о причастии).

6. Подведение итогов.