Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Цель урока: создание условий для
- применения знаний по теме « Причастие как часть речи» в комплексе, для выявления уровня применения знаний в измененных, новых ситуациях;
- для развития творческого мышления учащихся, памяти, навыков самостоятельной работы, орфографической и пунктуационной зоркости, навыков синтаксического разбора предложения и морфологического разбора причастия;
- для воспитания патриотических чувств, уважения к личности М.С. Щепкина.
Оборудование: доска, портрет М.С.Щепкина, репродукции с изображением природы родного края, карточки с текстами, высказывание А.И.Герцена о М.С.Щепкине, карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Я очень рада вас видеть. Все здоровы? Надеюсь, что вы готовы к работе. Настройтесь на рабочий лад, начнем урок.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Мы закончили изучение большого раздела «Причастие».
Тема сегодняшнего урока звучит так – «Причастие как часть речи». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Почему, на ваш взгляд, тема урока сформулирована таким образом?
- Как вы определите цели урока, исходя из формулировки темы?
Да, действительно, сегодня на уроке мы постараемся в комплексе применить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела «Причастие», используя при этом краеведческий материал. - Что означает слово «краеведение»? Подберите синонимы к слову «ведать» (изучать, исследовать).
- Что для вас значит «изучать свой край»? (это значит изучать традиции, обычаи, историю, фольклор и т.д.)
- Родной край…Что для вас значат эти слова? (родное село, город, Белгородская область, люди, своими достижениями и талантами прославляющие малую родину)
3. Этап комплексного применения ЗУН
1) Работа с предложением, записанным на доске:
Родная Белгородчина – край с богатыми и славными традициями, замечательными, талантливыми людьми, составляющими честь и славу родной земли, нашу гордость.
- Прочитайте выразительно, объясните знаки препинания.
- Спишите предложение.
- Выполните полный синтаксический разбор (1 человек - у доски, остальные - в тетрадях).
- Каких известных людей, прославивших Белгородский край, вы знаете? (Ватутин, Раевский, Ерошенко, Ломакин, Дегтярев, Бесперчий и др.)
Сегодня мы будем говорить о человеке, чья судьба тесно связана не только с Белгородским краем, но и конкретно с нашим Яковлевским районом. Вы догадались, о ком пойдет речь? Конечно же, о М.С.Щепкине. И это неслучайно, т.к. 6(17) ноября исполнилось 220 лет со дня рождения нашего великого земляка. Сам Щепкин в своей книге «Записки актера Щепкина» писал: «Я родился в селе Красном, что на речке Пенке в 1788 году ноября 6 числа». Красота природы родного села оказала огромное влияние на развитие таланта М.С.Щепкина.
2) Работа с текстом
Задумчивая роща. Высокие травы. Тихая речка, протекающая у подножья меловых и глинистых холмов. У речки ласковое имя – Пена, Пенка.
Зеленые холмы, возвышающиеся в синей дымке горизонта. И над всем – щедрое солнце.
Успокаивающая красота русской природы.
Здесь, в глубине России, раскинулось маленькое живописное село Красное.
- Докажите, что перед вами текст. Определите его основную мысль,
- найдите ключевые слова.
- Выпишите на доске и в тетрадь слова с подчеркнутыми буквами, объясните орфограммы.
- Найдите предложения с причастиями, объясните устно знаки препинания, постройте схемы этих предложений.
- Выпишите причастия в тетрадь, покажите способ образования этих причастий.
- Выполните морфологический разбор причастия успокаивающая.
Дополнительные вопросы:
- В чем отличие действительных причастий от страдательных?
- Каким членом предложения являются причастия в данном тексте?
Мы говорим, что Щепкин – наш известный земляк. А чем же он известен?
Да, действительно,родившись в семье крепостных родителей, Щепкин, только лишь благодаря своему трудолюбию, силе воли, целеустремленности, таланту, стал великим актером, блиставшим на сцене Малого театра.
Именно об этих качествах характера Щепкина пойдет речь в высказываниях известных людей, расположенных на карточках для самостоятельной работы в парах.
4) Самостоятельная работа в парах по карточкам (спишите, объясните знаки препинания, правописание н/нн в суффиксах причастий, прокомментируйте классу: один – знаки препинания, другой – написание н/нн в суффиксах причастий).
Карточка 1
«Мои все радости сосредоточены в одной сцене», - писал М.С.Щепкин.
Карточка 2
Образы многих литературных героев, созданные М.С.Щепкиным на сцене, были достойны его таланта.
Карточка 3
Заинтересованные зрители отмечали в исполнении Щепкина огромной силы накал страстей, чувств, переживаний.
Карточка 4
Роли Щепкина были всегда сделаны и сыграны с большим талантом и имели успех у зрителей.
Карточка 5
Талант, соединенный с ясным умом и горячей любовью к искусству, представляют нам Щепкина.
Карточка 6
М.С.Щепкин, приглашенный в Москву 20 сентября 1822 года, дебютировал на московской сцене.
Карточка 7
Жизненная правда, утвержденная М.С.Щепкиным на сцене, воспитывала и актеров и зрителей в духе реализма.
Карточка 8
Запутанная тяжелая история об освобождении Щепкина от крепостничества тянулась несколько лет.
5) Словарная работа
Дебютировал
Дебют – первое публичное выступление на сцене.
- Составьте со словами дебютировал, дебют словосочетания. Образуйте от глагола дебютировал все возможные формы причастия (так как данный глагол несовершенного вида, непереходный, возможно только лишь действительное причастие настоящего и прошедшего времени дебютирующий, дебютировавший).
М.С.Щепкин до конца своей жизни с большим уважением вспоминал о своей родине, о милой сердцу родной стороне. Жители Белгородчины, в свою очередь, до сих пор хранят память о великом земляке. В чем это проявляется?
- Белгородский областной драматический театр носит имя М.С.Щепкина. В ноябре один раз в два года проходит театральный фестиваль, посвященный дню рождения актера. У областного театра расположен памятник известному земляку. Конечно же, вы помните, что недавно мы с вами посетили музей Щепкина, расположенный в с. Алексеевка Яковлевского района
6) Творческая работа
С помощью 4-5 предложений запишите свое впечатление от поездки.
Используйте причастия и причастные обороты.
Поскольку Щепкин был знаком с большинством известных людей своего времени, был душой московского общества, то многие современники оставили о нем добрые воспоминания. Публицист, критик, писатель А.И.Герцен говорил: «Он был великий артист по призванию и по труду».
- Как вы понимаете это высказывание?
- К какому выводу приводят нас высказывания подобного рода?
(Высказывания подобного рода приводят нас к выводу о том, что мы должны помнить и знать: нам, жителям Белгородской области, есть чем и кем гордиться, поэтому необходимо с большим достоинством и уважением относиться к нашей малой родине, к людям, проживающим здесь).
4. Домашнее задание:
- найти 1-2 высказываний современников о Щепкине, подчеркивающие значимость личности великого земляка;
- от глаголов, имеющихся в предложениях, образовать причастия.
5. Этап рефлексии (составить устно небольшой лингвистический текст о причастии).
6. Подведение итогов.