Цель: формирования умения обозначения мягкости согласного звука мягким знаком; проверить навыки проваписания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, умение раздельно писать слова и предлоги со словами; воспитывать культурное общение, умение быть вежливым.
Материалы и оборудование: методическая разработка, учебник (автор Т.Г.Рамзаева), мультимедиа проектор.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка дом. Задания
При проверке домашнего задания ведётся беседа о словах-приветствиях, о культуре поведения.
Учитель: «Здравствуйте». Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Потом ты узнал тысячи новых слов. Но это – постоянно с людьми.
Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Проснулся, открыл глаза:
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
Пришёл в цех рабочий:
-Здравствуйте!
Поднялся на кафедру учёный:
- Здравствуйте!
Здравствуйте! – говорите вы учителям в школе. И значит это, что все – и ребята, и учителя – встретились утром, чтобы делать одно доброе дело.
Ты привык к этому. Но представь себе, что с тобой не поздоровался твой друг. Пришёл в класс и не сказал» здравствуй».
«Почему? – думаешь ты. – Что случилось?»
В классе идёт урок, а ты сидишь и мучительно думаешь: «Почему мой друг не поздоровался?»
Сразу со звонком бежишь к нему.
– Ты что, на меня обиделся,- спрашиваешь, рассердился?
А он совсем и не сердится. Он просто не придал этому значение, не подумал, что из-за одного «здравствуй» ты станешь переживать.
«Здравствуйте» Кажется какое это на первый взгляд простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несёт в себе! В нём всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
«Здравствуйте!» - говорят люди, Одно только « здравствуйте!» – а на лицах улыбки, и доверия больше друг другу, и беседа дружней.
III. Сообщение темы урока и цели.
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания о способах обозначения мягкости согласных и переносе слов с мягким знаком в середине.
А сейчас проведём минутку чистописания .Посмотрите на правописание слияний букв заглавной и строчной Ии, Ыы.
– Что вы можете сказать про гласные и и ы? (И обозначает мягкость согласного звука, а Ы – не обозначает.) Запишем эти сочетания.
IV. Словарно- орфографическая работа.
Учитель: запишем в тетради слова, а правильность мы сможем проверить с помощью экрана. (на доске с помощью мультимедиа проектора даётся возможность учащимся сделать самопроверку. На экране работа под названием «Проверь себя» поочерёдно выходят слова.
Быстро, весело, воробей петух, сорока, завод, машина, карандаш, ягода, девочка, пальто, одежда.
Учитель: на каждом уроке мы с вами знакомимся с фразеологическим оборотом. Вот и сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним «Как сыр в масле кататься».
– Сыр и масло в давние времена и сейчас были символами благополучия и сытости.
Как сыр в масле кататься – это значит жить в довольстве, достатке и благополучии.
Мама – медведица тащит малину,
Баночка мёда – любимому сыну.
А медвежонок лежит, улыбается:
Он словно сыр в масле катается.
V. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз- сюда, два- туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
VI . Работа над изучением материала.
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки разделим для переноса. Итак слушаем:
1.
Он в сапожках красных ходит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком «га-га-га» встречает.
– Правильно, гусь, а сейчас разделим это слово на слоги. Значит это слово можно переносить? (Ответ учащихся.)
2.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(мал-яр)
(Аналогичная работа с этой отгадкой)
3.
То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море.
(утюг)
4.
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(пы-лесос, пыле-сос)
5.
Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет,
Только носик прячет.
(гвоздь)
Учитель: Давайте, вспомним какие слова мы разделили для переноса? А какие не разделили? Почему?
VII. Составим словосочетания.
Учитель: На доске даны слова в два столбика. Составьте словосочетания, соединяя слова из левого и правого столбика.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Давайте, послушаем какие предложения у вас получились. (Ответы учащихся.)
Скажите ребята, встретились ли вам слова с мягким знаком в середине, в конце слова? (Ответы учащихся).
Учитель: Давайте вспомним, как мы переносим слова с мягким знаком в середине?
Правильно, молодцы. Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы. Это правило надо запомнить. Откройте учебники на странице 85 и ещё раз прочитайте правило и запомните.
VIII. Прочитай и подумай.
Учитель: на доске вам даётся задание прочитать и подумать. Давайте прочитаем данные предложения. Затем найдём в предложении главные члены предложения. Вспомним:
- что такое главные члены предложения?
- что такое подлежащее?
- что такое сказуемое?
Ольга шла по улице и упала. Девочка сильно ушибла руку. Идёт кровь. Боль всё сильнее. Ольга идёт в больницу.
(Работа с текстом).
Учитель: а сейчас найдём в предложении слова, где есть мягкий знак в середине (Ольга, сильно, в больницу). А что можете сказать о словах Кровь, боль?( ответ учащихся)
IX. Закрепим и запомним.
Учитель: а сейчас мы поработаем по группам. На доске даны слова: пальто, кустик, коньки, речка, песня, почта, восьмой, речной, жильцы, медведь, зверки. Первая группа запишет в тетради только те слова, в которых мягкий знак в середине. Вторая группа составит и запишет в тетради предложения со словами, где есть мягкий знак в середине слова.
(Ответы учащихся выслушиваются и проверяются самими учащимися).
X. Подведение итого урока.
Ребята вам понравился урок? На этот вопрос ответьте мне с помощью карточек с изображением мимикой лица.
(Улыбающаяся – урок очень понравился, серьезная – урок понравился в среднем , плачущаяся – урок не понравился).
Чем вам понравился урок? Что мы делали на уроке? Какие знания закрепили?
XI . Домашнее задание.
Упражнение 160, стр. 86. Составить по рисункам и словам предложения.
XII. Оценивание ответов и работ учащихся.