Урок живого мира по теме "Птичья столовая"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с зимующими птицами, научить проговаривать и понимать новое слово- “кормушка”.
  • Развивать речь, память, логическое мышление, мелкую моторику, расширить кругозор.
  • Воспитывать любовь к живому миру - птицам, уважительное отношение к близким людям.

Оборудование:

  • Картинки птиц (ворона, голубь, воробей, сорока);
  • компьютер,
  • счётные палочки,
  • кормушка, корм (хлеб, крупа, семечки и т.д.).
  • "Календарь природы",
  • разрезные картинки птицы из четырёх частей,
  • сюжетная картинка “Птицы у кормушки”,
  • загадки про птиц.

Ход урока

  1. Организационное начало.

Речёвка урока: Прозвенел звонок, начался урок.

  1. Сообщение темы и цели урока:

-Сегодня на уроке мы посетим птичью столовую и узнаем, что птички едят на обед.

  1. Календарь природы.

-Составим календарь природы на сегодня.
-Какой сегодня день недели? (Понедельник.)
-Какие дни недели знаете?
-Какое время года? (Зима.)
-Почему так думаете? (Снег, холодно.)
-Сегодня тепло или холодно? (Холодно.)
-Есть на небе солнце? Как светит?
-Падает снег или дождь?
-Есть ли сегодня ветер? Какой?
-Послушайте, какой рассказ о погоде на сегодня получился:

Сегодня понедельник. На дворе зима. На улице холодно. На небе ярко светит солнце. Дует слабый ветер. Осадков нет.

-Кто хочет повторить календарь погоды на сегодня?

  1. Основная часть.
  1. Изучение нового материала.

-Сегодня к нам на урок прилетели гости. Кто они? Соберите разрезные картинки и вы узнаете кто это. (Дети собирают разрезную картинку из четырёх частей.)
-Узнали кто это? (Птичка.) Правильно. Сейчас мы отгадаем, какие птички прилетели к нам в гости.

Особа всем известная
Она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную-
Взлетит на ель зелёную
И смотрит словно, с трона.
Кто она? (Ворона.)

(Вешаю картинку вороны на доску.)

-Как кричит ворона? (кар, кар, кар.)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет
Верещунья белобока, (вешаю картинку сороки на доску.)
И зовут её ...(Сорока.)

-Вспомним песенку про сороку

Сорока, сорока, сорока – белобока
Кашу варила, деточек кормила,
Этому дала, этому дала,
этому дала и этому дала,
А этому не дала-
кашу не варил, печку не топил,
дрова не колол, воду не носил.

-Не хотел маме помогать. Правильно поступал? А вы помогаете дома родителям? Как? Молодцы!

Чик-чирик-не робей
Я веселый ...(Воробей.)

(Вешаю картинку воробья на доску.)

-Как говорит воробей? (Чик-чирик.)

На асфальте, гру- гру- гру
Много крошек соберу,
Для того чтоб их хватило
И подружке сизокрылой.
Птицей мира я зовусь,
И легко я приручусь. (Голубь.)

-Назовите птиц, которые прилетели к нам в гости. Эти птицы дикие или домашние? Перелётные или зимующие? Где вы видели таких птиц? Чем покрыто тело птицы? Какие части тела есть у птицы? Что умеет делать птица? Чем питаются птицы? Какую пользу приносят?

  1. Игра - "Покажи птичку". (Ученик должен у доски показать указкой ту птичку, которую ему называют.)
  2. Игра - физминутка "Птичка летит".

Птички летели, (помахать руками)
Сели-посидели, (прижать ладони к груди)
Дальше полетели. (Помахать руками.)

  1. Словарная работа. Птички прилетели в гости, а гостей принято угощать. Чем можно угостить птичек? (Крошками, сухим хлебушком, салом ,семечками, зерном, крупой –показываю эти предметы, даю потрогать.)

-Едят птички в птичьей столовой. Называется она "кормушка". Посмотрите, как я напечатаю это слово на компьютере. Какие знакомые буквы вы видите? (к, о, р, м, у, ш, а.). Все буквы нам известны. Прочитаем слово хором. Теперь прочитает …(Называю имя ученика.) Кто хочет напечатать это слово, как я. (Ученик печатает слово “кормушка” на компьютере.)
-Из чего можно сделать кормушку? А из чего я сделала? (Из коробки.) Давайте насыплем крошки хлеба в кормушку. (Дети крошат хлеб в коробочку.) Молодцы!

  1. Работа по сюжетной картине.

-Птички полетели кушать и оказались на картинке.
-Что вы видите на картинке? (Птицы прилетели на кормушку.)
-Что делают птицы? (Птицы клюют крошки.)
-
Какой корм положили птичкам? Зачем надо подкармливать диких птиц? (Зимой корма мало и человек помогает птицам выжить. Птицы - лесные врачи. Они уничтожают вредных насекомых.)

-Такую кормушку и вы можете сделать дома с мамой. (Показываю кормушку, в которую дети крошили крошки.) А теперь покажем, как птички будут кушать.

  1. Пальчиковая гимнастика.

(Пальцы сложить “щепотью”- это клюв. Не отрывая локоть от стола, “клювом” коснуться стола. Делаем движения и проговариваем слова.)

Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

-Молодцы! Домик можно сложить из счетных палочек.

  1. Элементарное конструирование.

-Сложите из 6 счетных палочек домик.

  1. Заключительная часть.
  1. Вывод.

-О ком мы сегодня говорили?
-Что такое “птичья столовая”? (Кормушка.)
-Чем мы будем кормить птиц?
-Зачем их надо подкармливать?

  1. Домашнее задание - сделать кормушку для птичек и подкармливать их.
  2. Оценки (устно).