Цели урока:
- Дидактические – создавать условия для усвоения нового учебного материала по взаимодействию токов, используя проблемно – деятельностный подход, основанный на трудах Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева;
- Образовательные – формировать представления о природе взаимодействия электрических токов;
- Развивающие – формировать представление о процессе научного познания по изучению нового материала по логической цепочке: создание проблемной ситуации – формулировка проблемы – выдвижение гипотезы – ее обоснование – проверка;
- Воспитательные – прививать культуру умственного труда.
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, диски с электронными видеоматериалами по теме: «Магнитные поля», интерактивная доска, мультимедийный проектор.
- Для учащихся: слайды по этапам урока; демонстрационный эксперимент по взаимодействию токов, учебник 11 класса – автор Касьянов В.А.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
<Презентация, слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6>
Учитель. Вспомним, что мы знаем об истории открытия магнитного поля?
Учащиеся представляют историю открытия магнитного поля.
<Презентация, слайд 3, слайд 4>.
Учитель. Какую гипотезу о существовании магнитного поля предложил Ампер?
Учащийся 1. Исторический экскурс о биографии Ампера <Презентация, слайд 5>.
Учащийся 2. Рассказывают о «гипотезе Ампера» <Презентация, слайд 6>.
II. Изучение нового материала
Учитель. Особого внимания заслуживают многочисленные открытия Ампера. В конце 1820 года он открыл закон взаимодействия проводников с током. Запишем тему урока <Презентация, слайд 1, слайд 2>.
Постановка проблемы демонстрация опыта по взаимодействию проводников с током [ 2 ].
Учащиеся. Наблюдают, анализируют и делают предположение о том, чем же вызвано взаимодействие проводников с током (формулируют гипотезу).
Учитель. Изменяет условия демонстрации, а именно изменяет направление тока в проводниках, пропускается ток по одному проводнику.
Учащиеся, используя дополнительную литературу [ 3, 4 ], учебник [ 1 ] выясняют природу взаимодействия проводников с током <Презентация, слайд 7, слайд 8>.
Учитель. (Обобщает работу учащихся и подводит их к правильному пониманию физики взаимодействия) <Презентация, слайд 9>. По современным представлениям, взаимодействие проводников с током обусловлено действием на движущиеся в них заряженные частицы магнитного поля соседнего проводника с током. Определим, с какой силой взаимодействуют проводники? Какую зависимость установил Ампер?
Учащиеся. Выполняют самостоятельно по учебнику [ 1 ] поиск данной зависимости.
Затем учащийся выходит к интерактивной доске и выполняет расчет силы взаимодействия проводников с током.
III. Закрепление знаний
Учитель. Решим задачу на расчет данной силы. Условие задачи на доске.<Презентация, слайд10>.
Учащиеся. Проводят самостоятельное решение задачи (проверка и обсуждение <Презентация, слайд 11>).
Далее идет работа учителя с классом по выявлению первичного усвоения знаний с использованием:
- демонстрации видеофрагментов по материалам электронные уроки и тесты «Магнитное поле» [ 6 ].
- тестов по материалам электронные уроки и тесты «Магнитное поле» [ 6 ].
IV. Подведение итогов урока
Выводы делают сами учащиеся.
V. Домашнее задание
1. Параграф по учебнику [ 1 ].
2. Творческое задание – создать серию
презентаций по теме: «Магнитное поле ».
3. Вопросы в конце параграфа.
Результативность урока
На уроке используются [ 5 ]:
1. Приемы работы:
1.1. Изложение нового материала в процессе
беседы, дискуссии, ученических упражнений.
1.2. Показ явления на уроке посредством
демонстрации, компьютерной модели.
1.3. Использование на уроке учебников,
видеофрагментов, компьютерных программ.
1.4. Использование кратких конспектов, таблиц,
рисунков, портретов ученых.
2. Методы обучения:
2.1. По источникам знания:
2.1.1. Словесный метод (разъяснение, дискуссия, беседа).
2.1.2. Наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).
2.1.3. Видео метод (просмотр видеоматериалов, упражнения, тесты с использованием компьютера, интерактивной доски).
2.1.4. Практический метод (демонстрация, упражнения).
2.2. По характеру познавательной деятельности:
2.2.1. Объяснительно иллюстративный метод (объяснение, показ, беседа).
2.2.2. Репродуктивный метод (демонстрация, упражнение).
2.2.3. Проблемный метод (проблемная ситуация).
2.2.4. Частично поисковый метод (исследовательское моделирование, наблюдение).
2.3. По степени самостоятельности учащихся:
2.3.1. Учебная работа под руководством учителя, компьютера.
2.3.2. Самостоятельная работа учащихся.
3. Первичный контроль:
3.1. При помощи компьютера с использованием интерактивной доски.
Используемая литература:
- Касьянов В.А. Учебник физики 11 класс (профильный уровень). Дрофа. Москва. 2007.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Часть 1, М, «Просвещение», 1978.
- М.Колтун. Мир физики. Москва. «Детская Литература». 1984.
- Б.И.Спасский. Физика в её развитии. Москва. «Просвещение». 1982.
- Методический справочник учителя физики. Мнемозина. Москва.,2003.
- Электронные уроки и тесты. «Магнитные поля». ЗАО «Просвещение – МЕДИА». 2005.
Педагогическое эссе
- Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер – это главное, что может сделать учитель, в этом я вижу актуальность данного урока.
- При использовании теории деятельностного подхода на уроках физики ученики привыкают добывать знания, возрастает их самостоятельность и активность на уроках, изменяется мотивация; благодаря этому повышается интерес.
- Включение в учебный процесс использование
интерактивной доски, компьютера и мультимедиа
проектора расширило возможности урока. Это
позволяет учащимся видеть реалистичные
двухмерные и трехмерные объекты учебной
дисциплины, наблюдать их изменение и
управлять их свойствами. Использовать
компьютер для создания проблемной ситуации:
- отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое явление, а затем посмотреть со звуком;
- остановить кадр и попросить, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса или хода эксперимента;
- продемонстрировать какое – либо явление, процесс и попросить объяснить, почему происходит именно так, выдвинуть гипотезу и таким образом, выйти на проблемную ситуацию.
- Письменная проверка с использованием компьютера: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект, логическая схема, кроссворд, и т.д.
- Таким образом, при проведении уроков физики с
компьютерной поддержкой используются формы и
методы, которые:
- позволяют сделать обучение наиболее привлекательным и доступным при сохранении необходимого научного уровня;
- решить давно назревшие проблемы личностно ориентированного подхода к обучению;
- развить актуальное сейчас умение работать с компьютерной техникой.
Используемая литература:
- Учебник физики 11 класс (профильный уровень). Автор Касьянов В.А
- Учебно-методический комплект, автор Касьянов В.А
- По материалам книги: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование.