Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть в нем значительную роль. В свою очередь любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности.
Социализация личности, ее взаимосвязь с воспитанием является важной, сложной и многогранной проблемой, как отечественной педагогики, так и смежных наук. Именно от успешного ее решения зависит подготовка личности учащегося к адаптации и интеграции в социуме, самостоятельному выбору ценностей, основанных на гуманистических идеалах, к полному раскрытию своих способностей, к самореализации.
Воспитание подрастающего поколения – это прерогатива государства, а система образования является тем инструментом, который способен не только оказать помощь молодым людям социализироваться (адаптироваться или интегрироваться в социуме), но и воспитать человека гражданского общества.
Таким образом, на современном этапе актуальной является реализация идеи профилизации обучения. Так как данное направление помогает выпускникам школы в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии и является неотъемлемой частью жизненного самоопределения личности, которое в свою очередь заключается в осознании смысла и цели своей жизни.
Ключевой идеей профильного обучения является расширение поля выбора, обеспечение разнообразия образовательного пространства и создание условий, способствующих успешной социализации учащихся в обществе после окончания школы.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избранных им профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Без организации предпрофильной подготовки невозможна успешная организация профильного обучения в старшей школе.
Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки является профильная ориентация, которая направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проведении вариантов продолжения обучения.
Несмотря на то, что модель предпрофильной подготовки рассчитана, прежде всего, на учащихся 9-х классов, она может осуществляться, начиная уже с 7-го-8-го класса. Это связано с тем, что наряду с элементами информационной, профессионально- и профильно-ориентационной работы следует обратить особое внимание на ситуации, в которых учащиеся оказываются перед необходимостью совершать выбор значимого для него содержания образования осваивать способы преодоления проблем, проявлять себя в качестве субъекта жизненного и социального самоопределения.
В целом предпрофильная подготовка предполагает существенное интегрирование «знаниего» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником.
Базовый объем предпрофильной подготовки предусматривает 100 часов, реализуемых в 9-м классе. Распределение часов школьного компонента на предпрофильную подготовку в МОУ «СОШ №9» осуществляется следующим образом, на элективные курсы предназначено две трети учебного времени, 10 часов в неделю на параллель 9-х классов. Содержание и форма организации этих курсов ориентировано не только на расширение знаний учащихся по тому или иному предмету, это, так называемые, предметно-ориентированные курсы по выбору учащихся. К ним относятся: «История в портретах», «Уравнения и графики с модулями», «Опорные задачи по геометрии», «Деловой английский», «Технический английский» и др., но так же направленных и на реализацию занятий, способствующих самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе или при продолжении образования в учреждениях профессионального образования, ориентационные курсы. К которым относятся: «Основы экономики», «Основы бухгалтерского учета» «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы потребительских знаний» «Основы автодела», «Основы информационных технологий», «Программирование» и др.
Оставшаяся треть объема предпрофильной подготовки (примерно 4 часа в неделю на параллель 9-х классов), отводится на информационную, консультативную и ориентационную работу с учащимися психолога и классного руководителя. Ее цель – создание условий для конструирования учащимися версии продолжения образования после 9-го класса и осмысление совершаемого выбора. Эту цель позволяют достичь педагогически организованные процедуры, направленные на ознакомление школьников с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значимыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психологическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситуации принятия самостоятельного решения.
Профильное обучение реализуется в МОУ «СОШ №9» в соответствии с разработанной Программой организации однопрофильного обучения за счет часов школьного компонента универсального варианта РБУП (информационно-технологический профиль). Данная модель осуществляется совместно с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники. После окончания информационно-технологического профильного класса выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получат сертификат «Оператор ПК» ОЦ «Школьного Университета» г. Томск.
В соответствии с методическими рекомендациями:
50% учебного времени (23 часа в неделю) отведено
на преподавание базовых предметов,
предусмотренных государственным
образовательным стандартом: русский и
иностранный языки, литература, история,
обществознание, химия, ОБЖ, физическая культура и
др., 30% учебного времени (14 часов в неделю)
отведено на преподавание профильных предметов:
математика, информатика и физика, еще 20% учебного
времени (9 часов в неделю) отведено на элективные
курсы по выбору учащихся: «Основы
исследовательской деятельности», «Введение в
телевидение», «Прикладная информатика»,
«Графика и дизайн», «Анимация», «Работа со
звуком», «Основы журналистики», «Видеомонтаж»,
«Основы рекламного дела», «Телевизионные
профессии». Дополнительно в дистанционном
режиме учащиеся по своему желанию могут пройти
курсы на базе Интернет–Университета г.
Москва или ОЦ «Школьный Университет» г. Томск,
например, «Работа в Интернет», «История
информационных технологий», «Введение в
математику», «Введение в информатику»,
«Практическая информатика», «Работа в
современном офисе», «Современные офисные
приложения» и др.
Для повышения эффективности проводимой работы в
рамках предпрофильной подготовки и профильного
обучения и успешной социализации выпускников
школы нами была разработана «Модель
педагогического сопровождения
профессионального самоопределения учащихся».
Педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения школьников –
это компенсация недостаточности и
несогласованности внешних и внутренних
ресурсов саморазвития при последовательном
принятии жизнеопределяющих решений, в том числе
и связанных с послешкольным
образовательно-профессиональным маршрутом.
Деятельность педагогов и психологов в рамках
данной модели осуществляется по двум основным
направлениям:
- сопровождение учащихся;
- консультативная поддержка родителей учащихся.
Работа с учащимися предполагает:
1. Психологическое тестирование. Цель выявление психологических особенностей учащегося (интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей).
По итогам диагностики проводится консультация психолога, включающая:
- анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации учащегося,
- рекомендации тестируемому по развитию способностей,
- объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.
2. Посещение занятий психолого-педагогического спецкурса «Путь к успеху», направленного:
- на получение дополнительных сведений о своих индивидуальных особенностях,
- знакомство с миром профессий в целом и особенностями рынка труда своего региона (встречи-беседы со специалистами Центра занятости, людьми, добившимися успеха в разных сферах деятельности, студентами ВУЗов и ССУЗов, экскурсии на предприятия и в учебные заведения города и др.),
- работу с электронным информационным ресурсом, демонстрирующим спектр возможностей продолжения образования в своем и соседнем регионах и др.
3. Выбор дополнительных спецкурсов на базе школы или на базе других учебных заведений города и вне его пределов (очное и дистанционное обучение) – по желанию учащихся по выбранному направлению (краткосрочных и долгосрочных).
4. Участие в дистанционных и очных олимпиадах, конкурсах, конференциях через работу в школьном научном обществе по выбранному направлению
5. Возможность социальных проб на базе школьного пресс-центра (газета, радио, телевидение), школьного комплекса: музей- выставочный зал, литературного клуба, информационного центра, участие в работе органов ученического самоуправления «Школьная Дума», социальном проектировании и др.
Работа с родителями строится по принципу оказания консультативной помощи. Консалтинг для родителей осуществляется по следующим основным направлениям:
- Информация о психологических особенностях учащихся, выявленных в рамках диагностики.
- Информация об особенностях рынка труда, встреча со специалистами Центра занятости.
- Информация о возможностях продолжения образования в своём и соседних регионах, встреча с представителями учебных заведений.
- Правовая и экономическая информация о возможностях продолжения образования, встреча с юристом и представителями банков
На основе выше изложенного, можно сделать общий вывод, что предпрофильная подготовка и профильное обучение способствуют профессиональному и жизненному самоопределению учащихся, их успешной социализации.
Литература:
- Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации// Классный руководитель. –2002 г., №5
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2007