Самоопределение учащихся через предпрофильную подготовку и профильное обучение

Разделы: Администрирование школы


Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть  в нем значительную роль. В свою очередь любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности.

Социализация личности, ее взаимосвязь с воспитанием является важной, сложной и многогранной проблемой, как отечественной педагогики, так и смежных наук. Именно от успешного ее решения зависит подготовка личности учащегося к адаптации и интеграции в социуме, самостоятельному выбору ценностей, основанных на гуманистических идеалах, к полному раскрытию своих способностей, к самореализации.

Воспитание подрастающего поколения – это прерогатива государства, а система образования является тем инструментом, который способен не только оказать помощь молодым людям социализироваться (адаптироваться или интегрироваться в социуме), но и воспитать человека гражданского общества.

Таким образом, на современном этапе актуальной является реализация идеи профилизации обучения. Так как данное направление помогает выпускникам школы в профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии и является неотъемлемой частью жизненного самоопределения личности, которое в свою очередь заключается в осознании смысла и цели своей жизни.

Ключевой идеей профильного обучения является расширение поля выбора, обеспечение разнообразия образовательного пространства и создание условий, способствующих успешной социализации учащихся в обществе после окончания школы.

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избранных им профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Без организации предпрофильной подготовки невозможна успешная организация профильного обучения в старшей школе.

Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки является профильная ориентация, которая направлена на  оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проведении вариантов продолжения обучения.

Несмотря на то, что модель предпрофильной подготовки рассчитана, прежде всего, на учащихся 9-х классов, она может осуществляться, начиная уже с 7-го-8-го класса. Это связано с тем, что наряду с элементами информационной, профессионально- и профильно-ориентационной работы следует обратить особое внимание на ситуации, в которых учащиеся оказываются перед необходимостью совершать выбор значимого для него содержания образования осваивать способы преодоления проблем, проявлять себя в качестве субъекта жизненного и социального самоопределения.

В целом предпрофильная подготовка предполагает существенное интегрирование «знаниего» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Базовый объем предпрофильной подготовки предусматривает 100 часов, реализуемых в 9-м классе. Распределение часов школьного компонента на предпрофильную подготовку в МОУ «СОШ №9» осуществляется следующим образом, на элективные курсы предназначено две трети учебного времени, 10 часов в неделю на параллель 9-х классов. Содержание и форма организации этих курсов ориентировано не только на расширение знаний учащихся по тому или иному предмету, это, так называемые, предметно-ориентированные курсы по выбору учащихся. К ним относятся: «История в портретах», «Уравнения и графики с модулями», «Опорные задачи по геометрии», «Деловой английский», «Технический английский» и др., но  так же направленных и на реализацию занятий, способствующих  самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе или при продолжении образования в учреждениях профессионального образования, ориентационные курсы. К которым относятся: «Основы экономики», «Основы бухгалтерского учета» «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы потребительских знаний» «Основы автодела», «Основы информационных технологий», «Программирование» и др.

Оставшаяся треть объема предпрофильной подготовки (примерно 4 часа в неделю на параллель 9-х классов), отводится на информационную, консультативную и ориентационную работу с учащимися психолога и классного руководителя. Ее цель – создание условий для конструирования учащимися версии продолжения образования после 9-го класса и осмысление совершаемого выбора. Эту цель позволяют достичь педагогически организованные процедуры, направленные на ознакомление школьников с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значимыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психологическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситуации принятия самостоятельного решения.

Профильное обучение реализуется в МОУ «СОШ №9» в соответствии с разработанной Программой организации однопрофильного обучения за счет часов школьного компонента универсального варианта РБУП (информационно-технологический профиль). Данная модель осуществляется совместно с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники. После окончания информационно-технологического профильного класса выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получат сертификат «Оператор ПК» ОЦ «Школьного Университета» г. Томск.

В соответствии с методическими рекомендациями: 50% учебного времени  (23 часа в неделю) отведено на преподавание базовых предметов, предусмотренных государственным образовательным стандартом: русский и иностранный языки, литература, история, обществознание, химия, ОБЖ, физическая культура и др., 30% учебного времени (14 часов в неделю) отведено на преподавание профильных предметов: математика, информатика и физика, еще 20% учебного времени (9 часов в неделю) отведено на элективные курсы по выбору учащихся: «Основы исследовательской деятельности», «Введение в телевидение», «Прикладная информатика», «Графика и дизайн», «Анимация», «Работа со звуком», «Основы журналистики», «Видеомонтаж», «Основы рекламного дела», «Телевизионные профессии». Дополнительно в дистанционном режиме учащиеся по своему желанию могут пройти курсы на базе Интернет–Университета  г. Москва или ОЦ «Школьный Университет» г. Томск, например, «Работа в Интернет», «История информационных технологий», «Введение в математику», «Введение в информатику», «Практическая информатика», «Работа в современном офисе», «Современные офисные приложения» и др.
Для повышения эффективности проводимой работы в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения и успешной социализации выпускников школы нами была разработана «Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся».

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников – это компенсация недостаточности и несогласованности внешних  и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе и связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.
Деятельность педагогов и психологов в рамках данной модели осуществляется по двум основным направлениям:

  • сопровождение учащихся;
  • консультативная поддержка родителей учащихся.

Работа с учащимися предполагает:

1. Психологическое тестирование. Цель выявление психологических особенностей учащегося (интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей).

По итогам диагностики проводится консультация психолога, включающая:

  • анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации учащегося,
  • рекомендации тестируемому по развитию способностей,
  • объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.

2. Посещение занятий психолого-педагогического спецкурса «Путь к успеху», направленного:

  • на получение дополнительных сведений о своих индивидуальных особенностях,
  • знакомство с миром профессий в целом  и особенностями рынка труда своего региона (встречи-беседы со специалистами Центра занятости, людьми, добившимися успеха в разных сферах деятельности, студентами ВУЗов и ССУЗов, экскурсии на предприятия и в учебные заведения города и др.),
  • работу с электронным информационным ресурсом, демонстрирующим спектр возможностей продолжения образования в своем и соседнем регионах и др.

3. Выбор дополнительных спецкурсов на базе школы или на базе других учебных заведений города и вне его пределов (очное и дистанционное обучение) – по желанию учащихся по выбранному направлению (краткосрочных и долгосрочных).

4. Участие в дистанционных и очных олимпиадах, конкурсах, конференциях через работу в школьном научном обществе по выбранному направлению

5. Возможность социальных проб на базе школьного пресс-центра (газета, радио, телевидение),  школьного комплекса: музей- выставочный зал, литературного клуба, информационного центра, участие в работе органов ученического самоуправления «Школьная Дума», социальном проектировании и др.

Работа с родителями строится по принципу оказания консультативной помощи. Консалтинг для родителей осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Информация о психологических особенностях учащихся, выявленных в рамках диагностики.
  • Информация об особенностях рынка труда, встреча со специалистами Центра занятости.
  • Информация о возможностях продолжения образования в своём и соседних регионах, встреча с представителями учебных заведений.
  • Правовая и экономическая информация о возможностях продолжения образования, встреча с юристом и представителями банков

На основе выше изложенного, можно сделать общий вывод, что предпрофильная подготовка и профильное обучение способствуют профессиональному и жизненному самоопределению учащихся, их успешной социализации.

Литература:

  • Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации// Классный руководитель. –2002 г., №5
  • Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2007