Настоящая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ. Ее актуальность обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Отсюда целью данной программы является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной культуры через приобщение к истории русских народных праздников, русских народных песен, сказок, былин… Изначальная обращенность к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных праздников, возвышенная красота обрядов и ритуалов – благодаря всем этим качествам русские народные праздники, отмечаемые по сей день, не утратили своей огромной воспитательной ценности.
В задачи программы входит формирование у школьников комплексных представлений о языческих и христианских праздниках, их морально-эстетической ценности, а также об их отражении в произведениях культуры (литературе, живописи, музыки).
Программа предусматривает знакомство учащихся с основными христианскими и языческими праздниками: Рождество, Масленица, Пасха и другими через приобщение к традициям русского народа. Приоритетным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства и музыкальными произведениями. Такой подход способствует более глубокому пониманию культуры русского народа, выраженной и в обрядах русских народных праздников, и в изображении разных видов произведений искусства, между которыми, как известно, нет непроходимых границ, если речь идет об их общечеловеческом содержании.
Что дает детям приобщение к русским народным праздникам? – Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формированиенравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства. Таким образом, данная программа должна способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейсяна чувстве любви к истории своего народа, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее.
Данная программа рассчитана на 12 - 16 часов. Русские народные праздники рассматриваются в хронологическом порядке.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса. Это и лекции-беседы, и поисковая работа, и работа с историческими документами, с памятниками культуры. Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий в основном поискового, творческого характера. Заканчивается курс написанием рефератов.
Введение. Русские народные праздники (1 ч)
Тема 1. Рождественские святки (2 ч)
Происхождение праздника. 25 декабря – день Спиридона-солнцеворота. Сочельник – вечер накануне Рождества. Рождество Христово. Обряды: христославие, колядование. Самые любимые развлечения – игры ряженых и рождественские гадания.
Иллюстративный материал: эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством” (фотографии, репродукции). Репродукции картин К.Маковского “Святочное гадание”, Ю.Сергеева “Рождество”.
Художественная литература: Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, В.А.Жуковский “Светлана”.
Использование музыкальных произведений: церковные песнопения (тропарь, величание), отрывки из опер Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”, П.И.Чайковского “Черевички”.
Тема 2. Крещение Иисуса Христа (1 ч)
День Крещения Господня (Богоявление). Канун Крещения. Крещенские поверья и легенды (например, легенда об Огненном Змее). Песенные сказания. Крещенские морозы. Ритуал освящения воды.
Иллюстративный материал: репродукции иконы “Крещение” (Богоявление”). Репродукции картин Б.Кустодиева “Зима”, “Крещенское водосвятие”, Ю.Сергеева “Ночное гадание”, “ Святки”, Б.Ольшанского “Терем царевны зимы”.
Использование литературы на уроке: чтение фрагмента из Евангелия или Библии для детей.
Использование музыкальных произведений: слушание песнопений, посвященных этому празднику.
Тема 3. Масленица (2 ч)
Праздник проводов зимы и встречи весны. Обряды, связанные с Масленицей: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул (четверок широкий), пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день, проводы Масленицы. Почему на Масленицу едят блины?Основные игры и забавы: сооружение санного поезда, катание с ледяных горок, взятие снежного городка. Борьба и кулачный бой. Сжигание чучела. Прощеное воскресение.
Иллюстративный материал: репродукции картин Б.М.Кустодиева “Масленица”, “Кулачный бой на Москве-реке”, В.Сурикова “Взятие снежного городка”, С.Кириллова “Скоморох”.
Использование литературы: А.Н.Островский “Снегурочка”.
Использование музыкальных произведений: отрывки из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”, балета И.Стравинского “Петрушка”.
Тема 4. Пасха – главный православный праздник (2 ч)
Праздник связан с весенним возрождением природыи с Воскресением распятого Иисуса Христа. Старинное предание о “солнечных заигрышах”. Крестный ход. Символы Пасхи – крашенные яйца и весенние куличи. Пасхальные игры: “катание яиц”, прыжки на качающейся доске, сооружение качелей. Обряды: христованье, разговленье. Обычай кормить нищих и раздавать щедрую милостыню.
Использование литературы: М.Булгаков “Мастер и Маргарита”, К.Н.Плещеев “Повсюду благовест гудит…”.
Иллюстративный материал: иллюстрации из Библии для детей. Репродукции картин В.Маковского “Молебен на святой неделе”, И.Репина “Крестный ход в Курской губернии.
Использование музыкальных произведений: С.В.Рахманинов “Светлый праздник”.
Тема 5. Святая Троица – “Зеленые Святки” (1 ч)
Семик честной. Связь с культом живой природы. Обычай украшать дома зелеными ветками. Народные гуляния. Хороводы. Основные игры: прыжки через костер, игра в городки, в лапту. Обливание водой. Гадания.
Иллюстративный материал: Репродукции картин А.Рублева “Троица”, П.Суходольского “Троицын день”, И.Крамского “Русалки”.
Использование музыкальных произведений: Н.А.Римский-Корсаков “Снегурочка” - финал (встреча Ярилы – Солнца).
Тема 6. Иван Купала (1 ч)
Время летнего солнцестояния. Канун христианского праздника Иоанна Предтечи. Языческий праздник поклонениячеловека природным стихиям – огню и воде. Обряды: разжигание огня трением, сбор целебных трав. Легенда о папоротнике. Самая любимая игра – прыжки через костер.
Иллюстративный материал: Репродукции картин И.Левитана “Папоротники в бору”, И.Соколова “Ночь на Ивана Купалу”, К.Лебедева “Ночь на Ивана Купалу”.
Использование литературы: Н.В.Гоголь “Вечер накануне Ивана Купалы”.
Заключение. Подведение итогов курса. Защита рефератов (2 ч)
Литература
- М.Забелин. Русский народ. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М. 1989 г.
- М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. История русской культуры. М. 1990 г.
- А.А.Коринфский. Народная Русь. М. 2006 г.
- М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. 2003 г.
- Религии мира (под редакцией А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина). М. 2006 г.
- Религии мира (под редакцией Я.Н.Щапова). М. 2004 г.
- Ю.С.Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. М.1995 г.
- Ю.С.Рябцев. История русской культуры. М.1997 г.
- Энциклопедия для детей, т.6. М.1997 г.