Из истории русских народных праздников. Элективный урок

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ. Ее актуальность обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Отсюда целью данной программы является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной культуры через приобщение к истории русских народных праздников, русских народных песен, сказок, былин… Изначальная обращенность к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных праздников, возвышенная красота обрядов и ритуалов – благодаря всем этим качествам русские народные праздники, отмечаемые по сей день, не утратили своей огромной воспитательной ценности.

В задачи программы входит формирование у школьников комплексных представлений о языческих и христианских праздниках, их морально-эстетической ценности, а также об их отражении в произведениях культуры (литературе, живописи, музыки).

Программа предусматривает знакомство учащихся с основными христианскими и языческими праздниками: Рождество, Масленица, Пасха и другими через приобщение к традициям русского народа. Приоритетным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства и музыкальными произведениями. Такой подход способствует более глубокому пониманию культуры русского народа, выраженной и в обрядах русских народных праздников, и в изображении разных видов произведений искусства, между которыми, как известно, нет непроходимых границ, если речь идет об их общечеловеческом содержании.

Что дает детям приобщение к русским народным праздникам? – Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формированиенравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства. Таким образом, данная программа должна способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейсяна чувстве любви к истории своего народа, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее.

Данная программа рассчитана на 12 - 16 часов. Русские народные праздники рассматриваются в хронологическом порядке.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса. Это и лекции-беседы, и поисковая работа, и работа с историческими документами, с памятниками культуры. Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий в основном поискового, творческого характера. Заканчивается курс написанием рефератов.

Введение. Русские народные праздники (1 ч)

Тема 1. Рождественские святки (2 ч)

Происхождение праздника. 25 декабря – день Спиридона-солнцеворота. Сочельник – вечер накануне Рождества. Рождество Христово. Обряды: христославие, колядование. Самые любимые развлечения – игры ряженых и рождественские гадания.

Иллюстративный материал: эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством” (фотографии, репродукции). Репродукции картин К.Маковского “Святочное гадание”, Ю.Сергеева “Рождество”.

Художественная литература: Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, В.А.Жуковский “Светлана”.

Использование музыкальных произведений: церковные песнопения (тропарь, величание), отрывки из опер Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”, П.И.Чайковского “Черевички”.

Тема 2. Крещение Иисуса Христа (1 ч)

День Крещения Господня (Богоявление). Канун Крещения. Крещенские поверья и легенды (например, легенда об Огненном Змее). Песенные сказания. Крещенские морозы. Ритуал освящения воды.

Иллюстративный материал: репродукции иконы “Крещение” (Богоявление”). Репродукции картин Б.Кустодиева “Зима”, “Крещенское водосвятие”, Ю.Сергеева “Ночное гадание”, “ Святки”, Б.Ольшанского “Терем царевны зимы”.

Использование литературы на уроке: чтение фрагмента из Евангелия или Библии для детей.

Использование музыкальных произведений: слушание песнопений, посвященных этому празднику.

Тема 3. Масленица (2 ч)

Праздник проводов зимы и встречи весны. Обряды, связанные с Масленицей: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул (четверок широкий), пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день, проводы Масленицы. Почему на Масленицу едят блины?Основные игры и забавы: сооружение санного поезда, катание с ледяных горок, взятие снежного городка. Борьба и кулачный бой. Сжигание чучела. Прощеное воскресение.

Иллюстративный материал: репродукции картин Б.М.Кустодиева “Масленица”, “Кулачный бой на Москве-реке”, В.Сурикова “Взятие снежного городка”, С.Кириллова “Скоморох”.

Использование литературы: А.Н.Островский “Снегурочка”.

Использование музыкальных произведений: отрывки из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”, балета И.Стравинского “Петрушка”.

Тема 4. Пасха – главный православный праздник (2 ч)

Праздник связан с весенним возрождением природыи с Воскресением распятого Иисуса Христа. Старинное предание о “солнечных заигрышах”. Крестный ход. Символы Пасхи – крашенные яйца и весенние куличи. Пасхальные игры: “катание яиц”, прыжки на качающейся доске, сооружение качелей. Обряды: христованье, разговленье. Обычай кормить нищих и раздавать щедрую милостыню.

Использование литературы: М.Булгаков “Мастер и Маргарита”, К.Н.Плещеев “Повсюду благовест гудит…”.

Иллюстративный материал: иллюстрации из Библии для детей. Репродукции картин В.Маковского “Молебен на святой неделе”, И.Репина “Крестный ход в Курской губернии.

Использование музыкальных произведений: С.В.Рахманинов “Светлый праздник”.

Тема 5. Святая Троица – “Зеленые Святки” (1 ч)

Семик честной. Связь с культом живой природы. Обычай украшать дома зелеными ветками. Народные гуляния. Хороводы. Основные игры: прыжки через костер, игра в городки, в лапту. Обливание водой. Гадания.

Иллюстративный материал: Репродукции картин А.Рублева “Троица”, П.Суходольского “Троицын день”, И.Крамского “Русалки”.

Использование музыкальных произведений: Н.А.Римский-Корсаков “Снегурочка” - финал (встреча Ярилы – Солнца).

Тема 6. Иван Купала (1 ч)

Время летнего солнцестояния. Канун христианского праздника Иоанна Предтечи. Языческий праздник поклонениячеловека природным стихиям – огню и воде. Обряды: разжигание огня трением, сбор целебных трав. Легенда о папоротнике. Самая любимая игра – прыжки через костер.

Иллюстративный материал: Репродукции картин И.Левитана “Папоротники в бору”, И.Соколова “Ночь на Ивана Купалу”, К.Лебедева “Ночь на Ивана Купалу”.

Использование литературы: Н.В.Гоголь “Вечер накануне Ивана Купалы”.

Заключение. Подведение итогов курса. Защита рефератов (2 ч)

Литература

  1. М.Забелин. Русский народ. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М. 1989 г.
  2. М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. История русской культуры. М. 1990 г.
  3. А.А.Коринфский. Народная Русь. М. 2006 г.
  4. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. 2003 г.
  5. Религии мира (под редакцией А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина). М. 2006 г.
  6. Религии мира (под редакцией Я.Н.Щапова). М. 2004 г.
  7. Ю.С.Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. М.1995 г.
  8. Ю.С.Рябцев. История русской культуры. М.1997 г.
  9. Энциклопедия для детей, т.6. М.1997 г.