Хороводно-игровые песни - яркая страница жизни народа

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • создать условия для пробуждения чувства: Я – частичка своего народа.
  • создать условия для осмысления особенностей хороводно-игровых песен через художественное восприятие.

Задачи урока:

  • помочь учащимся овладеть навыками ровного звуковедения внутрифазовым логическим ударением для передачи характера в песне “Ах, вы сени”.
  • создать условия для воплощения красивого, сильного человека через художественное восприятие и пластическое интонирование.
  • помочь учащимся присвоить знания о различных темпах движения хороводно-игровой музыки через ее переживания.

Предполагаемый результат:

  • Дети знакомятся с разновидностями народных песен через художественное исполнение с движением и ритмическим аккомпониментом.
  • Усваивают особенности хороводно-игровых песен, закрепляют навыки кантиленного пения (“А я по лугу”) и акцентирования голосом сильной доли (“Ах, вы сени”).
  • Учатся сравнивать темповые изменения в музыке, развивают навык совместного художественного сочинения, совершенствуют умение воплотиться и передать художественный образ исполняемой музыки.

Методы, используемые на уроке:

  • проживание образа через совместное творчество;
  • сочинение – сочиненного;
  • создание проблемно-поисковой ситуации;
  • бесед

Виды деятельности на уроке:

  • Художественное восприятие.
  • Художественное исполнение
  • Художественный анализ.
  • Пластическое интонирование.

  Ход урока

Этап урока Цели и задачи Художественно-педагогическая деятельность учителя Художественно-эстетическая деятельность учащихся Результат
  1. Вход в класс “Во поле береза стояла”.
Через движение почувствовать красоту и пластику хороводной музыки. Зайдем в класс так, чтобы все места, на которых вы будете сидеть, были пройдены (стрелками на полу показан ход движения). Дети ведут хоровод по классу между стульями.  
Сели на места. Что вы почувствовали, двигаясь под эту музыку?
  • Движение какого танца вам напомнило вход в класс?
  • Было похоже на хороводное движение?
  • Мы всегда с вами привыкли к тому, что хоровод – это круг.
  • Движение, которым мы вошли в класс, тоже хоровод, только ленточный.
  • Плавные, неторопливые
Получили навыки ведения ленточного хоровода.
  1. Работа над песней “Ах, вы сени”
Создать условия для поддержания интереса и чувства гордости к русской музыке через хороводно-игровые песни. Организация художественно-исполнительской деятельности учителем (вокальное исполнение 1, 2, 3 куплета песни). Вокально-исполнительская деятельность учащихся. (Ученики хорошо знают 3 куплета). Закрепляют навыки ровного голоса ведения, правильного дыхания, логического ударения в каждой фразе, умение воплотить образ.
Сочинение- сочиненного Создать условия для пробуждения творческой активности детей Организация сочинения через жесты, наводящие вопросы, задания, небольшие подсказки (интонационные) Учащиеся с помощью учителя сочиняют текст IV куплета в соответствии с ритмическим рисунком и смысловым продолжением. Дети входят, вживаются в образ песни, осознают себя ее творцом, получают творческое удовлетворение.
  • Что делала Млада с соколом?
  • В стихотворной форме как можно выразить?

Ты лети, лети, соколик,

  • Как соколик полетит?

Высоко и далеко.

  • Дальше, чтобы было по рифме, еще раз используем эту строчку.
  • И высоко и далеко.
  • Куда она его отправила?
  • А по-другому как землю можно назвать?

Молодцы, умницы!

На родиму сторону.

И т.д.

  • Пускала в полет
  • Высоко и далеко
  • На родную землю.
  • Сторона родная
 
  1.  

1) Слушание

  • Хор “Уж как по мосту мосточку”.
  • Отрывок из оперы “Евгений Онегин” П.И.Чайковского.
Помочь детям осмыслить присутствие народных интонаций в композиторской музыке. Вопросы-задания:
  • Всегда ли народную музыку может исполнять народ? Простой народ?
  • А если композитором написано произведение, в духе народности, кто его будет исполнять?
  • Композитор П.И.Чайковсий написал оперу и в ней есть отрывок, который исполняет хор именно в народном духе песню “Уж как по мосту мосточку”.
  • Всегда.
  • Наверное, только народ. А кто же еще?
  • Профессиональные исполнители.
  • Слушание произведения, вживание в образ.
 
2) Повторное слушание. Через художественное восприятие и пластическое интонирование воплотить образ сильного духом, удалого русского человека.
  • Ребята, а чтобы вам захотелось сделать под эту музыку?

(определяют характер произведения)

  • А можем ли мы повести хоровод под эту музыку?
  • Сейчас будет звучать музыка, а вы, каждый на своем месте, передайте характер ее в движении, как вы чувствуете.
  • Ребята, а чем было украшено звучание хора?
  • Какими?
  • А мы можем украсить чем-то музыку?
  • Какими инструментами?
  • К какому классу отнесем эти музыкальные инструменты?
  • Куда-то бежать очень быстро, потому что музыка быстрая, удалая.

- Я думаю нет!
- А я думаю, что можно, только очень быстрый.

  • Передача художественного образа через пластику движения.
  • Инструментами музыкальными.
  • Нарядными инструментами.
  • Ложками, трещотками, треугольником, бубен.
  • К ритмическим
Получение удовлетворение “Я - творец”.
  1. Исполнение на музыкальных инструментах под музыку “А я по лугу”
Создать условия, для активного проявления себя в различных видах музыкальной деятельности:
  • игра на музыкальных инструментах;
  • в вокальном исполнении.
Под знакомую нам песню, мы с вами будем не только петь, но и сопровождать наше пение музыкальными инструментами. Художественное исполнение песни. Через творчество дети впитывают особенности русской культуры, ощущают себя ее частью.
  1. Заключение.
 
  • Что нового открыли для себя на этом уроке?
  • Какая музыка помогла вам это сделать?
  • Какая музыка запала в душу?
  • Какие произведения вы бы хотели унести с собой?
Ответы учащихся Дети уходят с хорошим настроением, чувством глубокого удовлетворения от процесса совместного творчества и ощущая себя творцом.