Цели:
- Познакомить с историческими фактами образования сельских улиц.
- Развивать кругозор младших школьников.
- Воспитать в детях чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
Заранее детям даётся задание: выучить стих о своей улице или сочинить своё, нарисовать рисунок своей родной улицы.
Ход занятий
I. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, улыбайтесь.
Давайте пожелаем друг другу приятной экскурсии по улицам нашего родного села Смоленского. Кто знает из вас сколько лет нашему селу? Люди каких национальностей проживают на территории села?
А как возникло Смоленское?
Кто были его основателями?
Почему село названо именно так, а не иначе и откуда появились названия современных улиц?
Сегодня мы узнаем обо всем этом, познакомимся с историей родного села.
Село Смоленское, родное
Мне сердцу милый край.
Одно на свете ты такое
Живи и процветай!
II. Из истории образования села (материалы краеведческого музея)
Смоленская волость входила в состав Алтайского Горного округа. В давние времена жителями этой местности были исключительно кочевые племена алтайцев и киргизов, занимавшихся скотоводством и охотничьим промыслом.
В начале XIX в. под ведомством Смоленской волости находится 44 деревни. территория наша была присоединена к Русскому государству в XVII – XVIII в., значительно позднее, чем вся Сибирь и Дальний Восток.
В 1709 г. была основана первая русская Бикатунская крепость, уничтоженная кочевниками и восстановленная в 1718 г.
Дата основания Смоленского относится к 1750 – 1759 г.
Название села до сих пор вызывает споры. Вероятнее всего оно названо по редуту (месту, окруженному валом или рвом), носившему имя «Смоленской богоматери», по религиозным утверждениям защищавшей от вражеских нашествий.
В документах XVIII в. встречаются различные варианты того названия: село Смоленской божьей матери, форпост Смоленской богоматери.
В народе оно имеет ещё одно название по реке Поперечной (старое название Поперечки).
Первые поселенцы – кумандинцы, алтайцы.
Вторая группа – ссыльные в Сибирь.
Третья группа – отставные военнослужащие, целью которых было снабдить продовольствием воинские команды военной линии и заводов.
III. Фильм «Село моё неброское».
IV. Исторические названия улиц.
- Ильинская (ул.Мартакова) названа по расположению на ней церкви Ильи Пророка. В 1927 г. произошёл страшный пожар. Сгорело в огне 3 улицы, поэтому позднее улицу назвали Пожарной. (Учащиеся читают стих об. ул. Мартакова.)
- Шиловка (ул.Военная и Энергетическая). (Стихотворение об ул. Военная).
- Скобелевка (ул. Заводская). Земли купца Скобелева. (Стихотворение об ул. Заводская).
- Смольёвка (ул. Подгорная и часть ул. Школьной). На этих улицах смолили деревянные лодки. (Стихотворение об ул. Школьной).
- Некрасов Угол (район ПТФ «Смоленская»)
- Черемшанка (ныне оставшееся название). В этих местах росло много смородины, черёмухи, калины. (Стихи о Черемшанке).
- Котёл. Это сохранившееся название означало «яминка», «котловина».
- Лягушка (слияние рек Поперечки и Песчаной). Это любимое в селе место для купания многих жителей села.
V. Современные названия улиц
Название улиц связаны с временными эпохами. Менялись времена – менялись названия.
- В честь героев гражданской войны названы улицы: имени И.П.Лебедева, имени И.И.Мартакова, имени П.А.Ненашева, имени А.Ф.Достовалова.
- Героям Великой Отечественной войны посвящена улица имени братьев Филатовых.
- В память об известном враче Смоленской районной больницы Антоне Павловиче Успенском назван переулок в нашем селе.
Известный советский писатель Анатолий Пантелеевич Соболев жил в селе Смоленское. Дом, в котором он жил стоит на улице, названной в честь него. - Исторические названия улиц связаны со сменой исторических событий: Советская, Целинная, Юбилейная (в честь 50-летия району), Октябрьская, Пионерская.
- Современные лирические названия: Степная, Парковая, Сибирская, Северная.
(Дети по желанию читают стихи об улицах, на которых они живут).
VI. Выставка рисунков
Тема: «Вот моя улица близкая, родная».
Ребята выставляют свои рисунки.
Названия улиц, узнанных детьми в рисунках, записывают на доске.
Авторы этих работ делают устную яркую зарисовку своей улицы, выделяя то, чем прекрасна и дорога его улица, на которой он живёт.
Воспитатель:
Но самая лучшая улица та,
Над которой летает мечта,
На улице этой мой дом,
Тепло и уютно в нём.
А название улицы ни при чём!