Класс: 1
Тема четверти: «О чем говорит музыка».
Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке».
Задачи:
- Воспитательная – формирование любви к красоте родного края через творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов и художников.
- Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди, русского композитора П.И.Чайковского, Ц.Кюи; с полотнами русских художников; с русским народным творчеством.
- Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность.
- Формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.
Тип урока: углубление и расширение темы, обобщение.
Вид урока: Урок-анализ.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Оборудование:
- Портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди, Кюи.
- Портреты художника И.Левитана.
- Муз. центр.
- Фортепиано.
- Синтезатор.
- Репродукции картин: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман» И. Левитана.
- Звукозапись: Грамзапись рассказа «Отчего осень плачет» Э.Шим; аудиозапись стихотворения «Осень» А.Плещеева.
- Музыкальный материал:«Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского; А.Вивальди, «Осень»; Ц.Кюи «Осень»; П.И.Чайковский «Осенняя песня».
Ход урока
Вход под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня».
Учитель:
Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети: Осень.
Учитель: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени».
Давайте мы с вами сейчас вспомним все краски уходящей осени.
Звучит запись А.Вивальди «Осень».
Учитель: Какую вы услышали осень?
- Какие картины представили?
- Какую осень нарисовал композитор А.Вивальди?
(Сведения о композиторе.)
Дети: Разноцветная осень, разноцветные леса.
- Музыка нарисовала весёлый характер осенних листьев.
- Осенние листья радуются, как будто собираются на бал.
- Музыка полна радости и счастья.
Учитель: А знаете ли вы, что бывает три осени?
Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.
Вторая приходится на октябрь – глубокая осень.
И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.
Сейчас мы поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)
Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень».
Учитель: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад.
Теперь покажите движением этот карнавал листвы.
Звучит песня «Падают листья», музыка М.Красева, слова М.Ивенсен.
Учитель. Какая музыка?
Дети. Музыка спокойная. Светлая, мягкая, нежная, задумчивая.
Учитель. Правильно, и движения вы передали, соответствующие характеру музыки. А какими красками пользуется художник для изображения осени?
Дети. Оранжевыми, красными, желтыми.
Учитель. Но не только художники, но и поэты выражают свое настроение по поводу осени. Сейчас я вам предлагаю послушать, как поэт Плещеев изобразил осень в своем стихотворении. (Аудиозапись стихотворения «Осень».)
А сейчас мы споем две песни о листопаде композитора Тамары Попатенко, которая выражает свое отношение к листопаду и свое настроение.
Дети поют две песни «Листопад», музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко; «Сарафан надела осень», музыка Т. Попатенко, слова И. Черницкой…
Учитель. Чем отличаются эти песни друг от друга? (Одна песня по характеру грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая. Другая – веселая, звонкая, легкая, солнечная, под нее хочется танцевать.)
Эти песни отличаются друг от друга по характеру и содержанию.
Сентябрь – самый грибной месяц года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой.
Когда собирают грибы, приговаривают: «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку». Но не всякий гриб в лукошко кладут. А какие грибы можно собирать?
Игра «Кузовок». (Дети называют грибы и «складывают» в воображаемый или бутафорский кузовок.)
Учитель. Много грибов набрали в кузовок? Хочу предложить вам исполнить песню «Попадайся, грибок!», музыка и слова В. Герчик. Пусть эта песня станет закличкой, и когда вы с родителями будете собирать грибы в осеннем лесу, то обязательно наберете полную корзину. Будем петь весело, задорно, звонко, чтобы грибам захотелось к вам в лукошко.
Исполнение песни «Попадайся, грибок!». Музыка и слова В. Герчик.
Учитель. А сейчас поговорим об октябре и ноябре.
Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.)
Рассмотрим картины художника И.Левитана «Поздняя осень», «Туман».
Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как он изобразил в музыке характер октября. (Звучит грамзапись.)
А сейчас мы с вами попадём в волшебную мастерскую и кистями и красками подберём фон октября. Фон октября должен соответствовать услышанной вами музыке. (Дети работают.)
В каких тонах вы изобразили фон октября? (Темные фиолетовые, серые, синие.), Какое произведение у П.И. Чайковского по характеру? (Хмурое, печальное, грустное.)
(Учитель предлагает детям нарисовать дома на этих листочках с фоном осенний пейзаж.)
Учитель:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А.С. Пушкин)
Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить?
Дети. О ноябре.
Учитель. Ноябрь – предзимье. Выделите характерную особенность ноября.
(Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.)
(Дети рассматривают картину И. Левитана «Первый снег»)
Учитель: А теперь давайте «войдем» в эту картину. Возьмите снег, который лежит на перилах. Какой снег? (Холодный, мокрый.)
Давайте поиграем в снежки. (Дети « лепят» воображаемые снежки и кидают в друг друга – физкультминутка.)
Учитель. А теперь послушайте, как композитор Ц. Кюи изобразил ноябрь в своей песне «Осень».
Звучит песня «Осень», музыка Ц.Кюи, слова А.Плещеева.
Какое настроение в этой песне? (Грустное, печальное, тоскливое…)
Дети, а вы знаете, что осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы?
Звучит грамзапись рассказа «Отчего Осень плачет», автор Э. Шим.
Только осень успела прийти, как слышатся недовольные голоса. Люди говорят:
- Ах, какая жалость, лето красное кончилось…
Птицы в стаи сбиваются:
- Опять нам лететь на чужбину…
Звери лесные ворчат:
- Кончилось вольное житье…
И никто, видать, приходу Осени не радуется.
Призадумалась Осень: - Отчего бы это? – спрашивает, - Чем я не хороша? Чем не пригожа? И богата, и щедра, и красива – только живи, да радуйся!
За лето реки да озера обмелели. Я (Осень) их до бережков налила. На полях, на лугах трава за лето выгорела. Я (Осень) их стеклянной росой да серебряным инеем покрыла. Были леса темные. Я (Осень) их раскрашивать разными красками начала…Наконец, надумала у людей спросить, отчего приходу Осени никто не радуется.
Учитель. Давайте ответим на вопрос Осени: почему мы не радуемся ей? (Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет…)
И всё-таки осень, ребята, это и хорошо и плохо; как любое время года, оно приносит нам и радость, и грусть.
Обобщение пройденного материала.
Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Осень».