Урок внеклассного чтения в 4-м классе. Тема: "Лес не школа, а всему учит"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: книги Пришвина М. М.., Сладкова Н. И., портреты писателей Пришвина М. М., Сладкова Н. И., ширма кукольного театра, декорации, куклы.

Цель: Привлечение детей к чтению.

Задачи: Расширить знания о творчестве М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова.
Развивать умения анализировать поступки и характер героев, технику чтения.
Воспитывать дружелюбие, бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организация учащихся на работу.

2. Пятиминутка чтения.

Учащиеся пять минут, шёпотом читают литературные произведения.

– Назовите произведение, которое вы читали и автора.

3. Сообщение задач и темы урока.

Сегодня мы проводим внеклассное чтение по произведениям М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова, поучимся анализировать поступки героев, постараемся работать дружно.

Урок проведём в форме соревнования между командами. У нас две команды: «Орлы» и «Тигры».

4. Работа по теме.

4.1. Соревнования между командами.

1-е задание. Собрать пословицу, поставив слова в определённом порядке и объяснить, как вы её понимаете «Лесная сторона – всему полю краса», «Лес не школа, а всему учит».

Подведение итогов 1-го задания.

2-е задание. Рассказать о писателях М. М. Пришвине и Н. И. Сладкове. Команда «Орлы» рассказывает и Пришвине М. М. Команда «Тигры» о Сладкове Н. И.

Николай Иванович Сладков 1920 – 1996.

Родился 5 января в Москве в простой рабочей семье. Учился и жил в Ленинграде.

Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом институте, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.

В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье, побывал у границ Афганистана, Турции, Ирана.

В круг детского чтения вошли книги: «Серебряный хвост» (1953), «Безымянной тропой» (1956), «10 стреляных гильз» (1957), «Планета чудес» (1962), «В лесах счастливой охоты» (1964), «Смелый фотоохотник» (1965).Книги «Моя первая энциклопедия», «Азбука леса» были изданы уже после смерти писателя в 1998 году. Всего Н. И. Сладковым написано более двадцати книг для детей. Через все произведения Н. И. Сладкова проходят основные мотивы: «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает».

Лауреат Государственной премии в области литературы.

Михаил Михайлович Пришвин 1873 – 1954.

Родился 4 февраля в имении Хрущева  Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году. Однако лишь в 1925 году вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет и другие произведения: «Ярик», «Ёж», «Луговка» «Лисичкин хлеб». В цикл «Золотой луг», изданный специально для детей, были включены рассказы «Зверь бурундук», «Разговор птиц и зверей», «В краю дедушки Мазая», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие.

– Что вы узнали о писателях?

– Что объединяет этих людей?

Подведение итогов 2-го задания.

– Кто рассказал наиболее удачно?

3-е задание. Внимательно послушать рассказ М.М.Пришвина «Лесной доктор» и подумать, почему он так называется. (Чтение подготовленными учащимися).

– Почему рассказ так называется? Отвечают представители команды «Орлы».

– А теперь самостоятельно перечитайте рассказ и найдите слова, в которых заключена главная мысль рассказа.

Отвечают представители команды «Тигры».

Подведение итогов 3-го задания.

4. 2. Упражнения на развитие беглости чтения.

Многократное чтение. В течение одной минуты вы читаете текст, отмечаете, где остановились и подсчитываете количество слов.

– Сколько слов вы прочитали?

Снова читаете этот же текст сначала в течение одной минуты и снова отмечаете, где остановились.

Подсчитайте разницу.

– На сколько слов стало больше?

Читаем этот же текст третий раз.

– Не сколько слов стало больше?

Чтение в темпе скороговорки. Этот же текст читаем в темпе скороговорки (30 секунд).

Выразительное чтение. А теперь читаем этот же текст выразительно.

– Почему ребята спилили дерево?

– Чему нас учит этот рассказ?

Надо быть внимательным к своей работе, грамотным.

4. 3.Подвижная игра с дидактической направленность «Прятки».

А сейчас отдохнём, поиграем в прятки. Пока я буду считать с закрытыми глазами, вы должны спрятаться под парты и вспомнить из рассказа: команда «Орлы» – глаголы, команда «Тигры» – имена существительные. По моему сигналу вы вылезаете и  называете слова.

Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду искать, кто не спрятался
Я не виноват.

Учитель стучит по партам, дети называют слова.

4. 4. Чтение по ролям произведений Сладкова Н. И.

4-е задание. Команда «Орлы» читает рассказ «Рябчик и ёж». Постарайтесь при чтении правильно передать интонацию.

– Назовите героев рассказа.

– За что рябчик любит цветы?

– За что ёж любит цветы?

Команда «Тигры» читает рассказ «Кто как спит».

– Какие звери разговаривают между собой?

– Чему заяц учил медведя?

– Что посоветовал медведь зайцу?

– Что он ему ответил?

Подведение итогов 4-го задания.

– Кто из ребят прочитал лучше?

Каждый животное занято своим делом. Чтобы узнать повадки животных, их особенности надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».

5-е задание. Назовите правила поведения, которые необходимо соблюдать в лесу. Каждая команда по очереди называет правила.
Подведение итогов 5-го задания.

4.5. Выступление кукольного театра. Сказка «Теремок».

О животных написано много сказок, которые нас тоже учат. Посмотрите сказку «Теремок», внимательно слушайте исполнение ролей актёрами и после просмотра скажите, кто из ребят наиболее удачно смог передать характер героя.

Актёры готовятся к выступлению, а все остальные легли на парты, закрыли глаза и вспомнили,  сколько зверей в сказке.

Актёры готовы. Открываем глаза.

– Сколько зверей в сказке?

Показ сказки «Теремок».

Русская народная сказка «Теремок» в обработке Олеси Емельяновой.

Действующие лица: Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь.

Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес. На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.

Мышка (поёт)

Каждый должен где-то жить
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать.

Мышка

Хватит мне бродит по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,

Значит, домик этот – мой!

 

 

Я хороший зайчик!

Мышка исчезает в окне. На поляну из-за

 

 

Я полы умею мыть

 деревьев выходит Лягушка с узелком и,

 

 

И махать ушами.

направляется к теремку.

 

 

Мышка (Лягушке).

Лягушка.

 

 

Может, пустим Зайца жить?

Что за славный теремок!

 

 

Лягушка (Зайчику).

Ах, какое чудо!

 

 

Оставайся с нами!

Он не низок не высок,

 

 

Зайчик заходит в дом. Мышка и

Рядышком запруда!

 

 

Лягушка прячутся. На поляну

Из трубы дымок  идёт.

 

 

из-за деревьев выходит Лиса с

Дверь мне отворите!

 

 

узелком и направляется к

Кто тут в тереме живёт,

 

 

теремку.

Ну-ка, говорите!

 

 

Лиса.

Из окна выглядывает Мышь.

 

 

Вот так терем – теремок,

Мышка.

 

 

Ладный да нарядный!

Мышка здесь живёт норушка!

 

 

Чую яблочный пирог…

Кто ты будешь, отвечай!

 

 

Где здесь вход парадный?

Лягушка.

 

 

Эй вы, мил честной народ,

Я Лягушка – поскакушка,

 

 

Отворяйте двери!

Будем пить с тобою чай!

 

 

Кто тут в тереме живёт.

Я умею плавать брасом,

 

 

Люди али звери?

Воду из реки носить.

 

 

Мышка выглядывает из окна.

Со своим пришла матрасом

 

 

Мышка.

И прошу меня впустить.

 

 

Мышка здесь живёт норушка.

Мышка.

 

 

Зайчик выглядывает из окна

Для тебя найдётся место,

 

 

Зайчик.

Веселее жить вдвоём.

 

 

И ушастый зайка!

 Вот сейчас замесим тесто,

 

 

Лягушка выглядывает из окна.

А потом чайку попьём!

 

 

Лягушка.

Лягушка входит в дом. Мышка исчезает

 

 

И  лягушка – поскакушка.

 в окне. На поляну из-за деревьев выходит

 

 

Кто ты, отвечай-ка!

Зайчик с узелком и направляется к теремку.

 

 

Лиса.

Зайчик.

 

 

Про красавицу – Лису.

Что за славный теремок

 

 

Слух давно ведётся.

Вырос среди леса?

 

 

Знают все меня в лесу!

Заяц-принц здесь жить бы мог

 

 

Зайчик.

С заячьей принцессой!

 

 

Место ей найдётся!

Посажу я огород

 

 

Мышка

Рядом на лужайке.

 

 

Заходи, кума, смелее,

Кто тут в тереме живёт,

 

 

Вот как раз готов обед.

Расскажите Зайке!

 

 

Лягушка.

Мышка выглядывает из окна.

 

 

Вместе будет веселее!

Мышка.

 

 

Лиса входит в дом.

Мышка здесь живёт норушка.

 

 

Лиса.

Лягушка выглядывает из окна.

 

 

Лучше дома в мире нет!

Лягушка.

 

 

Все обитатели теремка

Кто тревожит наш покой?

 

 

скрываются в нём. На поляну

Я Лягушка – поскакушка.

 

 

из-за деревьев выходит Волк с

Говори, кто ты такой!

 

 

узелком и направляется к

Зайчик.

 

 

теремку.

Открывайте, это я –

 

 

Волк.

Зайчик – побегайчик!

 

 

Вот хоромы так хоромы –

Вы пустите жить меня,

 

 

Здесь простору хватит всем!

Что молчите? Есть кто дома?

 

 

Лиса.

Да не бойтесь вы, не съем!

 

 

Без угла оставил!

Из теремка по очереди робко

 

 

Медведь.

выглядывают его обитатели.

 

 

Ну, простите вы меня,

Мышка.

 

 

Я ведь не нарочно.

Мышка здесь живёт норушка.

 

 

Хоть упал ваш домик с пня,

Зайчик выглядывает из окна.

 

 

В нём и так жить можно.

Зайчик.

 

 

Мышка.

И ушастый Зайка!

 

 

Где же подпол, чтоб хранить

Лягушка выглядывает из окна.

 

 

На зиму запасы,

Лягушка.

 

 

Жарким летом – холодить

И Лягушка – поскакушка.

 

 

Бочку с мятным квасом?

Лиса.

 

 

Лягушка.

И Лиса, хозяйка!

 

 

Где же мой большой чулан,

Не возьму я что-то в толк,

 

 

Мокрый, с комарами?

Кто ты?

 

 

Лиса.

Волк.

 

 

И светёлка, чтобы там

В дом пустите!

 

 

Прясть мне вечерами?

Я совсем не страшный волк!

 

 

Зайчик.

Сами посмотрите!

 

 

Где крылечко в огород?

Зайчик.

 

 

Волк.

Ладно, Серый, заходи,

 

 

И сторожка рядом –

Только не кусайся!

 

 

Вдруг без спроса кто придёт,

Лягушка.

 

 

А ему не рады?

Сразу выгоним, учти.

 

 

Медведь.

Коль обидишь Зайца!

 

 

Да-а! И печки нет, чтоб греть

Волк входит в дом. Все обитатели

 

 

Мне зимою спину…

теремка  выглядывают в окошки.

 

 

Зайчик.

Все жители теремка (хором)

 

 

Ах, зачем же ты, медведь.

Мы теперь одна семья

 

 

Домик опрокинул?

И гостями рады!

 

 

Лиса.

Из-за деревьев выходит Медведь с

 

 

Жить теперь то будем как?

узелком и идёт к теремку.

 

 

Медведь (со вздохом)

Медведь.

 

 

Не могу представить!

С вами жить хочу и я!

 

 

Лягушка (Медведю)

Все (хором).

 

 

Если сделал что не так,

Нет, Медведь, не надо!

 

 

То сумей исправить!

Медведь (обиженно)

 

 

Волк.

Зря вы так. Я пригожусь!

 

 

Хоть и виноват медведь,

Мышка

 

 

Мы ему поможем!

Больно ты огромен.

 

 

Зайчик.

Медведь

 

 

Чем о домике жалеть,

Да не бойтесь, помещусь.

 

 

Лучше новый сложим!

Я в запросах скромен.

 

 

Медведь ставит теремок на место.

Медведь лезет в теремок. Дом

 

 

Все кричат ура.

начинает шататься и падает.

 

 

Конец.

Жители теремка плачут на развалинах.

Мышка

Что ж ты, Мишка, натворил?

Лягушка

Мы ж предупреждали.

Зайчик.

Теремок наш развалил!

– Кому удалось передать характер героя?

– Чему нас учит эта сказка?

Сказка учит дружелюбию.

5. Итог урока.

Подведение итогов соревнования. Выставление оценок