Проект "Вот она какая - сторона родная…". 150-летию Амурской области посвящается.

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Этот проект поможет детям проявить интерес к истории родного края, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является одним из важных направлений в патриотическом воспитании учащихся. Этот проект позволит детям самостоятельно выбрать ту номинацию, которая им интересна, и проявить свои творческие способности.

Цель: Формировать чувство гордости за свою малую родину, Амурскую область.

Задачи проекта:

  1. Развивать у школьников патриотические чувства.
  2. Развивать исследовательскую и познавательную активность детей.
  3. Развивать творческие способности.

Оборудование: Работы детей, карта Амурской области, мультимедийная презентация (приложение).

Предварительная деятельность:

1. Детям заранее сообщается о том, что в классе будет проходить конкурс «Вот она какая – сторона родная…»

Конкурс будет проходить по 4 номинациям, а каждый ребёнок может принять участие в любой из номинаций.

  • 1 номинация «Мой край родной...» Стихи, сочинения, очерки о своей малой родине и Амурской области.
  • 2 номинация «То берёзка, то рябина...» Рисунки, фотографии, поделки о своем поселке, о городах Амурской области. Семь чудес Амурской области
  • З номинация «Лучшая викторина о селе Дактуй»
  • 4 номинация «Мир заповедной природы» Конкурс исследовательских работ об удивительных растениях нашего края.

2. Оформление стенда по теме «Моя малая родина»

3. Составление презентации.

Продолжительность проекта: 2 недели.  С 11 ноября по 21 ноября.

Ход презентации

1 слайд.  \Звучит песня «Сторона родная»\

Учитель: Ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас проходит презентация работ по теме «Вот она какая – сторона родная…» Вы собирали материал о своём селе, Амурской области и ее семи чудесах. Писали сочинения, сочиняли стихи, рисовали рисунки, делали поделки, вели исследовательскую работу по изучению растений родного края. Вот пришла пора подвести итоги нашей работы.

Учитель:

Край далёкий – с лесами и сопками,
С поздней жалобой птиц – это ты.
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты…

2 Слайд.- Этими стихами нашего поэта-дальневосточника П. Комарова хочу открыть 1 номинацию «Мой край родной…»

Есть  и у нас первые стихи, рассказы, сообщения.

1.Послушаем сочинение «Мой родной Дактуй» Угреновича Миши.

/Сочинение прилагается/

3 Слайд. 2.-Свои стихи прочитает Шкуропацкая Александра.

«Любимому Дактую посвящается» Мои первые стихи.

Живу я в посёлке с названьем Дактуй.
Хочешь тут пой, а хочешь, танцуй.
Школа у нас хоть и очень стара,
Любит учиться в ней детвора.
Ребята все очень любят трудиться,
Чтобы могла нами школа гордиться!
Природа в Дактуе просто класс!
Нигде нет такой, как у нас!

***

Родной Дактуй, земля родная
И здесь живём, друг друга зная.
Посёлок маленький средь леса,
Но это не имеет веса.
Для тех, кто здесь живёт и жил,
Он главным будет, есть и был.

4. Слайд. 3. - «Моё село – Дактуй», так назвала своё сочинение Самойлова Руслана. Послушаем его.

Самойлова Р.:  « Село Дактуй было основано в 1910 году. Говорят, что раньше тут жили эвенки, и в переводе с эвенкийского Дактуй звучит как «Дэктэк» – корзина сплетённая из бересты.

Посёлок наш находится во впадине, наверное, из-за этого и назвали корзиной.

У нас протекают две речки:  Дактуйка и Ольга. Дактуйка впадает в Ольгу, а Ольга впадает в Амур. Это место называются Усть-Ольга.

У нас очень красиво летом и зимой. Есть где отдохнуть и поиграть, и порыбачить. Также у нас много цветов, среди них есть те, которые занесены в Красную книгу: ландыши, подснежники, багульник.

Я очень люблю наше село Дактуй.

5. Слайд. Учитель: Осенью этого года \2008\ наша область отмечает 150 лет. Наше село немыслимо без железной дороги. Вот об этом нам расскажет Мизенина Вика:
Исполнилось 150 лет Амурской железной дороге. И я расскажу, что узнала о железнодорожном вокзале города Благовещенска.. До наших дней на ж/д вокзале города Благовещенска сохранились два здания. Справа - современное, а слева - старинное. Оно сооружено в русском стиле. Башенки, стрельчатые делают его похожим на замок. Центральная часть - одноэтажная, справа и слева двухэтажные пристройки. Главное помещение  - зал ожидания поездов. В те годы над ним возвышался огромный шатровый купол. У стен стояли самовары выше человеческого роста. Внутри здания построили возвышение для иконы Албазинской Божьей Матери. Она должна была благословлять прибывающих и отъезжающих.

Теперь потолки сделаны ниже, и купола стало не видно, а самовары исчезли, неведомо куда.

Однако, по-прежнему в зале ожидания прохладно летом и тепло зимой. Там приятно скоротать время до прибытия поезда.

6. Слайд. Учитель: Переходим ко 2 номинации «То берёзка, то рябина…», где вы представили рисунки, фотографии, поделки о своём поселке, о городах Амурской области. Семь чудес Амурской области.  Её я хочу открыть следующим четверостишьем:

Небеса с колдовскими закатами
И тайги вековой покой,
И Амур с берегами покатыми,
И весенний туман над рекой.

Начнём с рисунков. Пушечникова Надя выставляет свой рисунок и рассказывает, что нарисовала.

Надя: Я нарисовала свой любимый дом. Он очень уютный. Зимой в нём тепло, а летом прохладно. У нас большая семья. В доме моём мне очень хорошо!

7. Слайд. Ушакова Женя рассказывает о том, какой она слепила дом.

Учитель: А теперь переходим к семи чудесам Амурской области.

Что такое чудо?

Дети: Что-то уникальное, необычное, красивое, интересное, особенное.

Учитель: В преддверии 150 –летия Амурской области наши специалисты утвердили семь чудес Земли Амурской.

  1. Икона Албазинской Божьей Матери.
  2. Албазинский острог.
  3. Амурские динозавры.
  4. Лотос Комарова
  5. Горящие горы.
  6. Амурские писаницы
  7. Здание Амурского областного музея.

Чудо, с которого и начинается история нашей области – Албазинский острог. Это первое поселение русских на Амуре. Икона Албазинской Божьей Матери. О них нам расскажет Пржиалковский Женя.

8. Слайд. Икона Божьей Матери и Албазинский острог. Рассказывает Пржиалковский Женя:

Главным чудом “земли Амурской” признана икона Албазинской Божьей Матери (“Слово плоть бысть”), покровительствующая русскому воинству.

Тесно связано с иконой Албазинской Божьей Матери и другое чудо Приамурья - Албазинский острог, остатки первой русской военной крепости на дальнем Востоке, где в 17 веке состоялось – «Албазинское сидение”, героическая пятимесячная оборона Албазина казаками от войск китайского богдыхана. По свидетельствам хроник, во время осады Албазинская Божья Матерь трижды являла чудо, накрывая крепость незримым покровом.

9. Слайд. Писаницы Амурские.

Учитель: Изображения на камне, которые оставили люди, жившие до нас около 2 тысяч лет – называются писаницами. Они изображали животных, людей, птиц на каменных скалах красной краской – охрой. Эти рисунки сохранились до наших дней, поэтому они являются  уникальным памятником истории и наша задача, чтобы наши потомки смогли  узнать об этом памятнике. Их насчитывается ровно три. В Архаринском районе, в Зейском районе и в Магдагачинском районе. Они вошли в семёрку чудес как культурное наследие области.

10. Слайд.

Учитель: Следующее чудо: Амурский областной краеведческий музей имени Новикова-Даурского. Это уникальное здание, построенное в русском стиле, которое называют «русское узорочье» Это здание уникально! Кроме того, что это уменьшенная копия ЦУМа в Москве, это ещё и хранитель всей истории нашего края. Охраняется государством с 1995 года.

11. Слайд. Лотосы в Архаринском районе.

Учитель:Чудо матушки – природы. Его ещё называют лотос Комарова, в честь нашего поэта-дальневосточника, чьи стихи вы слушаете вначале каждой номинации. Об этом экзотическом цветке расскажет Кудрявцев Толя.

Кудрявцев Толя: В легендах и преданиях цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. Лотос – житель субтропиков.

Лотос растение  - нежное и прихотливое растение. Оно словно чувствует,- как будут относиться к нему,  его трудно разводить в других местах. Роскошный цветок — чудо земли Амурской, будет жить и радовать и приносить счастье, оставаясь вечным символом красоты и жизнестойкости.

Более того, наш лотос значительно больше в размерах, чем подобные цветы в других регионах страны.

12 Слайд. Учитель: Заканчиваем разговор о семи чудесах Амурской области. Назову последние два чуда. Это горящие горы в Шимановском районе. Среди многих замечательных памятников природы Амура особо выделяются урочище Горящие горы. В народе их называют горящие горы, белые горы.

Оно расположено на левом берегу Амура в 35 км выше села Нововоскресеновка. Здесь Амур делает крутую излучину, подмывая берег и образуя обрыв высотой 80-120 м. На этом участке  левобережье представляет собой сильно размытый и расчленённый край Амура. В нём обнажаются маломощные слои бурого угля и лигнина, чередующиеся с песками. Рыхлые угли на дневной поверхности самовозгораются. Такое явление уникально и объявлено памятником природы.

Следующее чудо – это динозавры. Чудо из прошлого. В меловых отложениях реки Буреи, амурские учёные палеонтологи не так давно обнаружили ископаемый след динозавра. Таких видов не было обнаружено ранее, благодаря чему наши динозавры стали известны всему миру.

Есть ещё чудеса, которые не попали в список, об одном из них я расскажу.

Неоспоримым чудом является метеорит «Усть –Нюкжа», хранящийся в музее. Он уникален по форме, его вес составляет 44,2 кг, а его возраст около 4,5 млрд. лет – это космическое чудо, которому суждено упасть именно на территории нашей Амурской области.

13 Слайд. «Лучшая викторина о селе Дактуй»

Учитель:

И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь - на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.

Проводят Мизенина Вика и Самойлова Руслана.

  1. В каком году было основано наше село Дактуй? /1910 году/
  2. Какие речки протекают на территории нашего села? /Дактуйка и Ольга/
  3. Какая из них впадает в Амур? /Ольга/
  4. Как называется наш детский сад? /Светлячок/
  5. Назови животных, которые обитают у нас?
  6. Назови деревья и растения, которые произрастают у нас?
  7. Назови птиц, которые обитают в наших краях?
  8. Назови названия улиц нашего села.
  9. Назови фамилии ветеранов В.О войны.
  10. 10. В честь кого названа улица Черезова? /Лётчик - герой В.О. войны, защищая родину, пошёл на таран/

За ответы дети получали «дублоны».

Учитель: Кто больше всех набрал дублонов – победитель викторины.

И если вы получили хотя бы один дублон, это неплохо.

14 Слайд. Конкурс исследовательских работ «Мир заповедной природы»

Учитель: В этом конкурсе приняли участие 4 ребят. Его мы совместили с районным конкурсом, куда была отправлена работа Мизениной Вики. Она стала победителем в этой номинации. Здесь ещё есть три участника. Это Самойлова Руслана. Она нашла материал и написала исследовательскую работу  на тему: «Ландыш и грушанка». Шкуропацкая Саша собрала материал о цветке «венерин башмачок» и назвала свою работу «Моё удивительное знакомство с орхидеями»  Былкова Маша изучила цветы – лилии. Написала о них. Чтобы послушать остальные работы, для этого необходимо отдельное мероприятие, потому что работы  большие по объёму, но очень интересные.

15. Слайд. Учитель: Поэтому, впереди ребят ждут новые интересные исследования. А что сегодня интересного узнали и запомнили?

Чьи выступления понравились?

16. Слайд. Наши победители. Вручение грамот и благодарностей.

17. Слайд. Учитель: Я считаю, это хорошо, что с помощью этого проекта мы обратили с ребятами внимание на историю, природу и архитектуру нашего края. Ведь люди нечасто задумываются о ценностях местного значения. Теперь ребята хоть чуточку будут гордиться своей областью, любить её и стараться сохранить в первозданном виде.

Мне как учителю хотелось, чтобы ребята, прикоснувшись к истории своего села, области и края, задумались о том, что природа - наш общий дом. Каждую травинку надо беречь и  любить свою родину. Быть в ответе за то, что нас окружает.

Литература

  1. Газета «Эхо сюрприз»
  2. Сборник стихов «Очей очарованье…»
  3. Летопись села Дактуй
  4. Интернет

В презентации представлены фотографии окрестностей с Дактуй, сделанные учениками и учителем в процессе походов и экскурсий.

Оценка результативности проекта:

В проекте было задействовано 11 учащихся. Дети самостоятельно выбирали номинацию, в которой бы хотели участвовать. Наибольшее количество детей приняли участие в первой и второй номинации. Дети писали сочинения, стихи о родине, оформляли их, рисовали рисунки. По условию конкурса в каждой номинации должен быть только один победитель, его мы выбирали коллективным голосованием. Наилучшие работы и вошли в презентацию проекта. Мне понравилось, как дети сочинили свои первые стихотворения о родине, наиболее удачные мы опубликовали в школьной газете «Тропинка». Победителем стала Шкуропацкая Саша. Грамотами были отмечены работы детей: Угреновича Миши, Самойловой Русланы.

В номинации «То берёзка, то рябина…» дети проявили творчество. Они нарисовали свой дом. Ушакова Женя сделала дом из пластилина и рассказала о нём. Одновременно в этой номинации ребята узнали о семи чудесах Амурской области. Они написали о них рефераты, а которые не назвали, о них рассказал учитель. Это стало следующим шагом для сбора и оформления материала. Победителями в этой номинации стали: Пржиалковский Женя и Кудрявцев Толя.

Номинация «Викторина» вызвала интерес не только у детей, но и их родителей. Было составлено 2 викторины о родном крае, викторины мы разыграли на презентации проекта.

В номинации «Мир заповедной природы» участие приняло четверо  детей. Исследовательская работа «Кустарник, живущий под чужим именем» была отправлена на конкурс в район, её выполнила Мизенина Вика. Она стала победителем в этой номинации.

В ходе проекта мы узнали историю своего села, что обозначает его название, узнали факты строительства  железнодорожного вокзала (старое здание) города Благовещенска. Интересные знания дети получили о семи чудесах Амурской области.

Я считаю, что цели проект достиг, ребята много узнали интересного о родном крае, провели исследовательскую работу. В ходе проекта ребята проявили творческие способности, самостоятельность. В итоге мы оформили стенд в классе, собрали интересный материал об истории своего села.