Изучение способностей направляет дифференциацию

Разделы: Математика


В настоящее время развернулась широкая пропаганда методик, связанных с дифференциацией обучения. Я расскажу об одной из них. Она применялась в обычных классах и создавалась постоянно, на протяжении 15 лет работы в 5-11 классах. Эта методика основана на принципе развития математических способностей.

Психология теоретически и экспериментально подтвердила, что при благоприятных социальных условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. С помощью данных возрастной психологии и физиологии ребенка можно умело управлять процессом развития специальных способностей. Хотя не следует ожидать какой-то однозначной формы их проявления в данный момент и для определенной группы учащихся.

Присущее человеку свойство развития специальных способностей не может непосредственно воздействовать на то, что усваивает человек, какие знания и умения становятся его достоянием. Но это свойство оказывает определенное влияние, как на процесс усвоения, так и на то, как реализует, использует человек свои знания и умения в деятельности.

Встречающиеся в настоящее время в педагогической литературе заявления о дифференциации детей по интересам чуть ли не с детского сада, являются ошибочными. Психологические исследования показали, что ребенок должен пройти сначала этап всесторонних “атак” на активизацию его задатков. Только после этого, в подростковом возрасте наступает период отпочкования специальных способностей. Поэтому опыт, о котором я вам рассказываю, имел довольно длительный период наблюдения за учащимися 5–6-х классов, все время которого дополнительные задания по математике предлагались в различных формах всем учащимся, но их содержание не выходило за рамки и классических тем занимательной математики. Только с 7-го класса стали появляться более сложные задания, но предлагались они не всем, а только тем учащимся, которые нуждались в дополнительной работе, выявлявшей их способности, т.к. “способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности”.

Каковы же диагностические особенности деятельности?

В основу работы закладывается изучение способностей личности. В структуре математических способностей в педагогической литературе выделяется более 10 групп компонентов. Но в этой работе анализировали две основные: быстроту усвоения и активность мышления.

I группа – быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:

  1. Дословное повторение текста.
  2. Частичное повторение
  3. Воспроизведение 50% текста.
  4. Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.
  5. Воспроизведение материала с помощью учителя.
  6. Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается.
  7. Замедленное, невнятное воспроизведение текста.
  8. Умственная отсталость (затухание развития).

II группа – активность мышления. Характеризуется пятью категориями:

  1. Плодотворная работа на протяжении всего урока.
  2. Работа со “вспышками”.
  3. Неполная работоспособность.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Игнорирование заданий.

Материал для анализа указанных компонентов давали, прежде всего, наблюдения, по результатам которых заполнялась диагностическая таблица. В ней фиксировались различные комбинации из 13 категорий, которые позволили выделить три уровня математических способностей:

  • Уровень А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности (I группа, категории 1,4; II группа, категории 1,2).
  • Уровень В – учащиеся, имеющие средние математические способности (I группа, категории 4–6; II группа, категории 2–3).
  • Уровень С – учащиеся, имеющие низкие математические способности (I группа, категории 7–8; II группа, категории 4–5).

Период разделения класса по уровням приходится на 7-й класс. Два предыдущих года обучения в средней школе учащиеся подвергались диагностике и наблюдениям. Для получения большей информации о каждом ребенке учитель предлагал всем учащимся заполнить разного рода анкеты.

Итак, в одном классе сформировались три группы учащихся, по-разному относящихся к математике. О том, в какую группу попал данный ребенок, обязательно сообщалось родителям. Беседа с родителями проходила в доброжелательном тоне. И родители, и учащиеся должны были понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. В последствии можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатом обучения и желанием учащегося. Период неустойчивого состояния групп продолжается в 8–9-х классах. В 10-м классе наступала стабилизация, а в 11-м классе в группах наблюдался процесс, который можно охарактеризовать как устойчивое развитие.

Методика дифференцированной работы на уроке.

Итак, дифференциация начинается в 7-м классе. Перед учителем уже не класс, а три отдельные группы, объединенные отношением к математике. Фактически это три класса в одном и три плана в одном плане урока. На первых порах трудно всем: учителю, ученикам, предметникам, работающим в этом классе.

Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение организовываться для многоплановой работы на уроке окупает все издержки.