В настоящее время развернулась широкая пропаганда методик, связанных с дифференциацией обучения. Я расскажу об одной из них. Она применялась в обычных классах и создавалась постоянно, на протяжении 15 лет работы в 5-11 классах. Эта методика основана на принципе развития математических способностей.
Психология теоретически и экспериментально подтвердила, что при благоприятных социальных условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. С помощью данных возрастной психологии и физиологии ребенка можно умело управлять процессом развития специальных способностей. Хотя не следует ожидать какой-то однозначной формы их проявления в данный момент и для определенной группы учащихся.
Присущее человеку свойство развития специальных способностей не может непосредственно воздействовать на то, что усваивает человек, какие знания и умения становятся его достоянием. Но это свойство оказывает определенное влияние, как на процесс усвоения, так и на то, как реализует, использует человек свои знания и умения в деятельности.
Встречающиеся в настоящее время в педагогической литературе заявления о дифференциации детей по интересам чуть ли не с детского сада, являются ошибочными. Психологические исследования показали, что ребенок должен пройти сначала этап всесторонних “атак” на активизацию его задатков. Только после этого, в подростковом возрасте наступает период отпочкования специальных способностей. Поэтому опыт, о котором я вам рассказываю, имел довольно длительный период наблюдения за учащимися 5–6-х классов, все время которого дополнительные задания по математике предлагались в различных формах всем учащимся, но их содержание не выходило за рамки и классических тем занимательной математики. Только с 7-го класса стали появляться более сложные задания, но предлагались они не всем, а только тем учащимся, которые нуждались в дополнительной работе, выявлявшей их способности, т.к. “способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности”.
Каковы же диагностические особенности деятельности?
В основу работы закладывается изучение способностей личности. В структуре математических способностей в педагогической литературе выделяется более 10 групп компонентов. Но в этой работе анализировали две основные: быстроту усвоения и активность мышления.
I группа – быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:
- Дословное повторение текста.
- Частичное повторение
- Воспроизведение 50% текста.
- Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.
- Воспроизведение материала с помощью учителя.
- Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается.
- Замедленное, невнятное воспроизведение текста.
- Умственная отсталость (затухание развития).
II группа – активность мышления. Характеризуется пятью категориями:
- Плодотворная работа на протяжении всего урока.
- Работа со “вспышками”.
- Неполная работоспособность.
- Быстрая утомляемость.
- Игнорирование заданий.
Материал для анализа указанных компонентов давали, прежде всего, наблюдения, по результатам которых заполнялась диагностическая таблица. В ней фиксировались различные комбинации из 13 категорий, которые позволили выделить три уровня математических способностей:
- Уровень А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности (I группа, категории 1,4; II группа, категории 1,2).
- Уровень В – учащиеся, имеющие средние математические способности (I группа, категории 4–6; II группа, категории 2–3).
- Уровень С – учащиеся, имеющие низкие математические способности (I группа, категории 7–8; II группа, категории 4–5).
Период разделения класса по уровням приходится на 7-й класс. Два предыдущих года обучения в средней школе учащиеся подвергались диагностике и наблюдениям. Для получения большей информации о каждом ребенке учитель предлагал всем учащимся заполнить разного рода анкеты.
Итак, в одном классе сформировались три группы учащихся, по-разному относящихся к математике. О том, в какую группу попал данный ребенок, обязательно сообщалось родителям. Беседа с родителями проходила в доброжелательном тоне. И родители, и учащиеся должны были понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. В последствии можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатом обучения и желанием учащегося. Период неустойчивого состояния групп продолжается в 8–9-х классах. В 10-м классе наступала стабилизация, а в 11-м классе в группах наблюдался процесс, который можно охарактеризовать как устойчивое развитие.
Методика дифференцированной работы на уроке.
Итак, дифференциация начинается в 7-м классе. Перед учителем уже не класс, а три отдельные группы, объединенные отношением к математике. Фактически это три класса в одном и три плана в одном плане урока. На первых порах трудно всем: учителю, ученикам, предметникам, работающим в этом классе.
Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение организовываться для многоплановой работы на уроке окупает все издержки.