Цель: продолжить знакомство с искусством складывания из бумаги, повторить 7 главных правил юного оригамиста, развивать внимание, продолжить работу по технологическим картам, развить творчество и фантазию, воспитывать чувство аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: квадрат(15х15), технологические карты, фломастер.
План урока.
- Постановка цели, объявление темы урока.
- Организационный момент. Разминка.
- Беседа, демонстрация образца.
- Подготовка рабочего места.
- Предварительное планирование работы.
- Изготовление изделия с учителем.
- Физкультурная минутка.
- Самостоятельная работа по рисункам-схемам.
- Проверка выполнения работы. Демонстрация выполненных работ.
- Оценка работ учащихся. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с видом складывания из бумаги-оригами. Мы уже научились складывать из бумаги кораблики, пилотки, самолётики. Однако из самого обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигур. Они могут быть простыми и сложными. Складывание из бумаги настоящее искусство. Называется оно оригами. Это японское слово. Первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это давно - много веков назад. Вот что писал об игрушке, сделанной из бумаги Лев Николаевич Толстой в статье “Что такое искусство”.
“Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая петушков, которые когда их дёргаешь за хвост, машут крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, но всегда все присутствующие больше, не знавшие этих петушков и господа и прислуга веселилась и сближалась. Тот, кто выдумал этого петушка от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, чувство это передаётся всем. Произведение такого петушка есть настоящее искусство”.
Учитель: Слово оригами переводится - “сложенная бумага”. Давайте ребята, поприветствуем наших гостей.
Учитель: Разведите руки в сторону и поздоровайтесь с ними:
-Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе.
Сведите руки, как это делают японцы.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами делали стаканчик. Из какой базовой формы состоял стаканчик?
Дети: Из треугольника.
Учитель: Сегодня мы продолжим работать с базовой формой “Треугольник” и будем делать на уроке весёлые мордашки животных. Кто они сейчас вы узнаете, отгадав загадки.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. Кто это?
Дети: Собака.
Учитель: Лапка мягонька, а коготок востёр. Кто это?
Дети: Кот.
Учитель: Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. Кто это?
Дети: Лиса.
Учитель: Каких животных мы будем делать на уроке?
Дети: Лису, собаку и кошку.
Учитель: Давайте вспомним главные правила юных оригамистов:
- Готовь квадратик дома заранее.
- Работай молча.
- Хочешь спросить - подними руку.
- Всегда держи фигурки так, как она нарисована на доске или так, как её держит учитель.
- Складывай на столе или на парте.
- Сделал сам - помоги соседу.
- После работы убери за собой весь мусор.
Учитель: Давайте посмотрим, всё ли необходимое для работы у нас есть на парте. Что нам нужно: квадрат цветной бумаги, фломастер. Давайте прочитаем девиз, который мы будем использовать на уроке. “Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи”. Начнём работать вместе со мной. Делаем мордочку “Лисёнка”. Посмотрите на технологическую карту. Сначала делаем базовую фигуру “Треугольник” (см. Приложение №1).
- Положите квадрат углом кверху и согните по диагонали, нижний угол совместим с верхним. Перегните её пополам, совместив противоположные острые углы.
- Слева и справа согните два треугольника.
- Переверните фигуру острым углом вниз.
- Переверните фигуру на другую сторону. Нарисуйте глазки.
У нас получилась мордочка лисёнка. Что не хватает?
Дети: Глаз и носика.
Учитель: Возьмём чёрный фломастер и дорисуем их.
Физ. минутка. Под музыку песни “Котёнок и щенок”.
Учитель: Мы приступаем к изготовлению других мордочек. У нас на парте лежат листы с технологическими картами котёнка и собачки (см. Приложение №2 и Приложение №3). Сейчас мы самостоятельно, глядя на эти схемы сложим ту фигуру, которая лежит у вас на парте. Внимательно изучите эти технологические карты и начинайте выполнять по схемам складывание фигур. Кто выполнит, поднимает руку, я дам другую карту.
Скоро будет Новый год - год Быка. Попробуйте самостоятельно, используя технологическую карту изготовить мордочку “Бычка” (см. Приложение№4) .
Дети показывают изготовленные мордашки животных и читают стихи.
Котик - коток, иди к доске,
Расскажи о колоске!
Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
У нас щенок! Он толстый, рыжий.
Он скоро вырастит большой.
Мы будем с ним ходить на лыжах…
Он пополам - сестры и мой.
Лисичка - сестричка сидит за кустом,
Лисичка - сестричка машет хвостом.
А бедный зайчишка глядит из куста.
У зайчика нету такого хвоста.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
Итог урока.
Учитель: Мордочки каких животных мы с вами сегодня делали? Какая базовая фигура лежит в основе наших поделок?
Какие поделки из базовой фигуры “Треугольник” мы уже умеем делать?
Скоро наступит праздник, который мы все любим и ждём. Это Новый год. Как можно использовать эти фигуры на празднике?
Домашнее задание.
Сделайте из ваших поделок маски и придумайте сказку с участием этих животных.