Описание природы. "Зима" (французская технология письма)

Разделы: Русский язык


Тема урока “Описание природы. Зима”.

Цели. Продолжить работу по формированию связной и грамотной речи. Закрепить умение составлять рассказ – описание. Развивать творческие способности учащихся.    Воспитывать любовь и бережное отношение к русской природе.

Ход урока

Индуктор

“Мне ваше дорого творенье…”

Но Вас я знаю, господа;

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда

Кипит, бурлит воображенье.

(А.С. Пушкин) (слайд №1) (См. презентацию)

Начинаем со значения слова ТВОРЕНЬЕ, подбираем однокоренные слова (вспоминаем, какие слова называются однокоренными).

Творец

Творить

Натворить

Сотворить

Творчество

Творческий

Творчески

Вытворить

Творец

Учитель. Сегодня вы, ребята, будете творить, создавать свой рассказ –описание зимы.

1.Составьте свои словосочетания, называющие то, что нравится вам в природе зимой. (Слайд № 2)

МНЕ НРАВИТСЯ:

  • Пушистый, белый снег
  • Лёгкая снежинка
  • Снежные заносы
  • Жгучий мороз
  • Узоры на окнах.

СОСТАВЛЕНИЕ 1 ТЕКСТА. (Слайд №3)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (обсуждение текста). (Слайд № 4)

2.Раз мы будем “творить” (в значении “создавать” работу о зиме), нам понадобится эпиграф. (Повторяем, что такое эпиграф.)

Предлагаю слова И.А. Бунина:

Первый утренник, серебряный мороз!

Тишина и звонкий холод на заре. ( Слайд № 5)

Новое “соберём” слова, выражающие ваши чувства, которые вы испытываете, видя зимний пейзаж:

восторг

благодать

упоение

восхищение

радость и т.д.

Цветовая гамма: белый, сверкающий, голубоватый, прозрачный и т.д.

СОЗДАНИЕ 2 ТЕКСТА. (Слайд №6)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (обсуждение текста). (Слайд № 7)

3. НОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Учитель говорит, что на мир можно смотреть разными глазами.

Читает отрывок. (Слайд № 8)

Я часто читал ей стихи.

-Послушай, это изумительно!- восклицал я.-

“Уноси мою душу в звенящую даль, где, как месяц над рощей, печаль!” Но она изумления не испытывала.

-Да, это очень хорошо… Но почему “как месяц над рощей”? Это Фет? У него вообще слишком много описаний природы.

Я негодовал: описаний!- пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…

Я читал:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли…

Она спрашивала: “Какие змеи?”

И нужно было объяснить, что это- метель, позёмка.

( И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева)

А каким вы видите окружающий вас мир?

НАПИСАТЬ ИТОГОВЫЙ ТЕКСТ. (Слайд № 9)

Чтение и обсуждение рассказов.

РЕФЛЕКСИЯ (слайд № 10)

Что узнал? Чему научился? Что я не знаю? Что я не умею?
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Слайд №11