Цели урока: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, развивать логическое мышление учащихся, познакомить с теориями происхождения воды на Земле, воспитывать бережное отношение к воде, осознанное отношение к сохранению чистоты и экономии водных ресурсов.
Оборудование: физическая карта полушарий диаграммы: соотношение суши и воды соотношение пресной и соленой воды фотографии Земли из космоса, гейзеров картинки с изображением растений, животных схемы, иллюстрирующие теории происхождения воды видеофрагмент фильма «Удивительные свойства воды» карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и объявление темы урока.
Учитель: Уже несколько уроков мы с вами, ребята, знакомимся с водоемами, уже знаем, откуда берутся реки, и какие есть на Земле океаны, и что, хотя вода в морях голубая, есть и Красное море, Желтое, и Черное, и Белое.
Ученики показывают по карте и называют моря.
Учитель: А что вы можете сказать при помощи таких рисунков? Сушей или водой занята большая часть земной поверхности? (Учитель показывает на доске схемы соотношения суши и воды.)
Д.: Вода занимает большую поверхность – поэтому наша планета выглядит из космоса голубой.
У.: Какой воды на Земле много: пресной или соленой?
Д.: Соленой воды намного больше. Пресной воды мало. Ее запасы находятся в реках и озерах.
У.: Кому и для чего нужна вода?
Д.: Вода необходима растениям и животным. Без воды не может жить ни одно живое существо. (Ученик показывает картинки с изображением растений и животных – пьющих воду, плавающих, купающихся).
Д.: А человек перевозит по воде грузы и ловит рыб
Д.: Пожарные тушат водой пожары.
Д.: Мы поливаем водой наши поля и сады.
У.: А дома нам нужна вода?
Д.: Вода нужна нам для приготовления пищи, мы моемся водой, она охлаждает нас в жару – мы любим купаться.
У.: Вы правы. Все живое не может обходиться без воды. Но запасы пресной воды ограничены. Как, вы думаете, человек должен относиться к воде?
Д.: Люди должны беречь воду.
У.: Конечно. Я думаю, вы справитесь с заданием, которое я хочу вам предложить.
Учитель раздает карточки с заданием и просит вписать пропущенные слова, выбирая из тех, которые заранее написаны на доске:
БЕРЕЖНО ЗАКРЫТЫ НУЖНА МАЛО ЗАГРЯЗНЯТЬ
КАРТОЧКА
Всему живому ……….. вода.
Пресной воды на Земле …….. .
Необходимо …….. расходовать воду.
Краны в доме должны быть ……… .
Нельзя ……… водоемы.
Дети читают получившиеся предложения:
- Всему живому нужна вода.
- Пресной воды на Земле мало.
- Необходимо бережно расходовать воду.
- Краны в доме должны быть закрыты.
- Нельзя загрязнять водоемы.
У.: Послушайте, какие замечательные слова посвятил воде французский писатель А.Сент-Экзюпери.
К доске выходит подготовленный ученик и читает цитату:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. … Ты самое большое богатство на свете…».
У.: Ребята! А задумывались ли вы, откуда появилась вода на Земле?
Д.: Она всегда была. Как же без воды?
Д.: Может быть, как-нибудь из космоса попала?
У.: На самом деле это очень сложный вопрос: откуда взялась вода на нашей планете. И на этом уроке мы с вами попытаемся найти на на него
ответ. Прочитайте тему нашего урока ( открывается на доске):
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ
3. Работа над новым материалом.
У.: Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы сейчас, как настоящие ученые, постараемся из отдельных фактов создать теории возможного происхождения воды на Земле. Для этого мы разделимся на две команды и каждая команда выдвинет и обоснует свою теорию.
Первая команда получает изображение Земли и пролетающей мимо нее кометы.
Опорные фразы: древняя Земля без воды, пришелец из космоса – комета с хвостом изо льда.
Вторая команда получает изображение Земли в разрезе ( показаны разломы в земной коре, подземные пустоты, заполненные водой).
Опорные фразы: земные недра, постепенное высвобождение воды.
После минутного обсуждения представители команд высказывают свои версии, иллюстрируя их картинками.
Д.: Вода могла находиться глубоко внутри Земли. А потом поднялась на поверхность по трещинам, разломам в земле.
Д.: Миллионы лет тому назад мимо Земли могла пролетать комета, которая состояла из замерзшей воды. Из этой кометы вода могла попасть на Землю.
У.: Действительно, существует космическая теория происхождения воды на Земле: очень давно, около 4 млрд. лет назад, мимо Земли пролетала комета, в хвосте которой было огромное количество замерзшей воды – льда. Этот лед был захвачен нашей планетой – он попал в поле притяжения Земли. Так на Земле появилась вода по одной из версий.
По другой теории вода на поверхности нашей планеты появилась в результате высвобождения вод, входящих в состав земных недр.
Давайте посмотрим, как это могло происходить. (Показ видеофрагмента).
4. Физкультминутка.
5. Закрепление нового материала.
У.: Какие же теории возникновения воды существуют?
Д.: Космическая – вода попала на Землю из космоса.
Д.: Земная – на Земле всегда была вода, только очень глубоко. Но на Земле возникли такие условия, что вода смогла подняться на поверхность.
У.: Подтверждает теорию происхождения воды из земных недр очень интересное природное явление. О нем нам расскажет Руслан.
Д. Гейзеры.
Когда горячая вода свободно выходит на поверхность, она образует горячий источник, нередко заполняющий то или иное углубление. Если же на своем пути наверх вода встречает какое-либо препятствие, то ее давление возрастает, а температура повышается. В конце концов скопившийся в земных пустотах пар выталкивает воду на поверхность, и она вместе с паром извергается высоким горячим фонтаном – это и есть гейзер. Высота выброса может достигать 20 – 40 м и выше. Особенно много гейзеров на Камчатке в России, в Исландии, Новой Зеландии, США. (Показывает на карте).
Учитель показывает фотографии самых известных гейзеров.
У.: Спасибо, Руслан, очень интересное сообщение.
6. Итог урока.
У.: Мы рассмотрели сегодня две теории о происхождении воды: космическую и теорию происхождения из земных недр.
Если согласиться с космической теорией, тогда получается, что вода, в глубоком прошлом попавшая на Землю из космоса, и сейчас находится здесь, и хотя бы капелька той древней воды есть в каждом из нас, стало быть, все мы немножко инопланетяне.
А если согласиться с теорией, что вода поднялась к нам из земных глубин, где пылает раскаленное ядро, тогда получается, в каждой капле воды содержится искорка энергии и силы, которая бушует внутри нашей планеты. И вода дарит нам эту энергию, эту силу. Дарит нам жизнь!
Вода – бесценный дар природы. Люди должны ее беречь.
А сейчас вы превратитесь в маленькие капельки воды и расскажете о себе.
Дети инсценируют стихотворение В.Волкова «Разные капельки».
Разные капельки здесь собрались,
Людям письмо сочинять принялись.
Первая капля, дочурка болота,
Вздыхает: «Болото мелеет чего-то!»
Из гейзера вышла капля вторая,
Дыханием теплым сестер согревая.
Капелька третья с холодом дружит,
Но поле зимой защищает от стужи.
Четвертая капля – морское дитя,
Она в океан попадает шутя.
Пятую каплю принес водопад,
Силой своей он служить людям рад.
Каплей шестой поделился родник,
Он угощать всех водою привык.
Капля седьмая – озерная дочка.
– Все мы бесценны. Храните нас. Точка.