В гостях у архивариуса

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с каталогами и картотеками библиотеки,
  • научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы,
  • воспитывать бережное отношение к  книге.

Задачи: обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам и картотекам.

Оборудование: Плакат «Как пользоваться систематическим каталогом», на котором  представлены основные отделы каталога; книга и увеличенная каталожная карточка с описанием этой книги; вопросы для практического занятия, карточки с определениями.

Ход занятия

Учитель: Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам и картотекам, которые есть в библиотеке.

Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами и картотеками. Это умение вам всегда пригодится.

Учитель: Возможно ли прочитать все книги на свете?

Ученик: Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее ин­тересные, нужные для нас книги.

Учитель: Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки. А где появились первые каталоги?

Ученик: (заранее подготовлен) Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был соз­дан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог!

Ученик: (заранее подготовлен) Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергамен­те, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог.

Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога — карточный, который существует и поныне. С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться. Дадим определение, что такое библиотечный каталог. А помогут нам в этом таблички со словами, из которых вы и сложите нужное определение.

Таблички.

ПЕРЕЧЕНЬ     СОСТАВЛЕННЫЙ    ЭТО   КНИГ   СХЕМЕ   ПО    ОПРЕДЕЛЕННОЙ    КАТАЛОГ    БИБЛИОТЕЧНЫЙ

На доске.

Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.

Ученики: Библиотечный каталог — это перечень книг, составленный по определенной схеме.

Учитель: Молодцы! Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточ­ке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги.

Дадим определение, что такое Титульный лист.

Таблички.

ЛИСТ    ПЕРВЫЙ   ЭТО    ТИТУЛЬНЫЙ    ЛИСТ    КНИГИ    ЗАГЛАВНЫЙ    ПЕЧАТАЮТСЯ    КНИГЕ    О    НА    КОТОРОМ    СВЕДЕНИЯ    ОСНОВНЫЕ

На доске.

Титульный лист – это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

Ученики: Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

Иногда на карточке помещается  аннотация краткая характеристика со­держания книги. В верхнем левом углу помещается шифр книги — это условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр состоит из индекса и авторского знака.

Учитель: Из таких карточек  составляют каталоги?

Ученик: Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке два основных каталога — алфавитный и систематический.

Учитель: Если вам известна фамилия автора, название книги, то вам следу­ет обратиться к алфавитному каталогу.Как располагаются карточки в алфавитном каталоге?

Ученик: Карточки здесь расположены строго в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавия книги. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное помнить алфавит.

Учитель: Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной теме?

Ученик 1: В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу.

По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме.

Ученик 2: Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отделам (плакат)

На доске.

«Как пользоваться систематическим каталогом»

Познакомившись с перечнем разделов каталога, мы уже сможем сказать, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.

Учитель: На первый взгляд, трудно найти нужные книги по систематическому каталогу. Но не отчаивайтесь. Есть такой ключик, который откроет вам тайну систематического каталога. Называется он алфавитно-предметный указатель (АПУ). АПУ тоже состоит из карточек. На каждой карточке написано название темы и раздел каталога (Например, Звезды — 22.6).

В поиске нужных книг вам также помогут картотеки. Указатель заглавий произведений художественной литературы. К нему вы можете обратиться в том случае, если знаете название произведения (романа, повести, рассказа), а автор неизвестен. Карточки в картотеке стоят в алфавите заглавий произведений.

На доске.

Картотека персоналий

Картотека персоналий. К ней вы обращаетесь, если вам нужен материал о каком-либо художнике, писателе, актере, ученом и т. д. Карточки в картотеке расставлены в алфавите  по фамилиям.

На доске.

Листок требований

После того как вы нашли нужные книги по каталогу, нужно заполнить листок требования. В нем вы должны указать: шифр книги, автор, название книги, место издания, издательство, год издания,  номер читательского билета, дату.

К чему вы обратитесь, если  вам нужна литература о текущих событиях международной жизни, или вас интересуют новейшие достижения науки и техники, или вы хотите прочитать, как снимался один из последних фильмов и т.д.?

Ученики:  мы обратимся к газетным и журнальным статьям, т.к. книги еще не успели отразить эти вопросы. Ведь события, происходящие в мире, всегда обгоняют книги, и нередко газеты и журналы являются единственными источниками нужных нам сведений.

Учитель: Во всех этих вопросах вам поможет систематическая картотека газетных и журнальных статей, организованная по принципу систематического каталога.

(Для закрепления знаний, полученных на уроке, провести теоретический опрос и практическое занятие)

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Алфавитный каталог

  1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Тарас Бульба»  (автор Н.В.Гоголь)

Ответ: Алфавитный каталог. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».

Листок требования:

84(2Рос=Рус)1  

Г 58               

Гоголь Н.В. Тарас Бульба: Повесть.- М.: Современник, 1984.

  1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Записки охотника» (автор И.С.Тургенев)

Ответ: Алфавитный каталог. Тургенев И.С. «Записки охотника».

Листок требования:

84(2Рос=Рус)1   

Т 87               

Тургенев И.С. Записки охотника: Рассказы,- Алма-Ата: Мектеп, 1986.

  1. Вам необходимо установить в библиотеке наличие книги  «Василий Теркин» (автор А.Т. Твардовский)

Ответ: Алфавитный каталог. Твардовский А.Т. «Василий Теркин».

Листок требования:

84(2Рос=Рус)6   

Т 26               

Твардовский А.Т. Василий Теркин: Книга про бойца. — М.: Мол. Гвардия, 1990.

  1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Сказки» (автор М.Е.Салтыков-Щедрин)

Ответ: Алфавитный каталог. Салтыков-Щедрин М.Е. «Сказки».

Листок требования:

84(2Рос=Рус)1   

С 16                 

Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки .- Л.: Дет. лит., 1989.

  1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Волшебник Изумрудного города» (автор А. М. Волков).

Ответ: Алфавитный каталог. Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города».

Листок требования:

84(2Рос=Рус)6

В 67             

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города: Сказочная повесть.- М.: АСТ; Астрель, 2001.

 

Систематический каталог

  1. Подберите книгу по теме «Электронно-вычислительные машины».

Ответ:

  • АПУ, ключевое слово — Электронно-вычислительные         машины (ЭВМ), индекс -32.97
  • Систематический каталог, раздел каталога — Вычислительная техника.
  1. Подберите книгу о снежном человеке.

Ответ:

  • АПУ, ключевое слово — Снежный человек; индекс 28.7
  • Систематический каталог, раздел каталога — Биология человека Антропология.
  1. Подберите книгу по теме «Неопознанный   летающий объект (НЛО)».

Ответ:

  • АПУ, ключевое слово — Неопознанный летающий объект, индекс — 20.3
  • Систематический каталог,  раздел каталога — Уфология.
  1. Подберите книгу по теме «Плавание».

Ответ:

  • АПУ, ключевое слово — Плавание; индекс —75.717
  • Систематический каталог, раздел каталога — Водный спорт.

 

Указатель заглавий произведений художественной литературы

  1. Установите автора произведения «Коралловый замок».

Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Булычев К.

  1. Установите автора произведения «Город динозавров».

Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Емец Д.А.

  1. Установите автора произведения «Чучело».

Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Железняков В.К.

  1. Установите автора произведения «Алые паруса».

Ответ: Указатель заглавий и произведений художественной литературы. Автор — Грин А. С.

  1. Установите автора произведения «Белый Бим Черное Ухо»

Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Троепольский Г.Н.

 

Картотека персоналий

  1. Подобрать литературу о поэте Чистякове М.И. Ответ: Картотека персоналий. Чистяков М.И. (о нем)
  2. Подобрать литературу о Высоцком В.В. — поэте, певце, актере. Ответ: Картотека персоналий. Высоцкий В.В.  (о нем)
  3. Подобрать литературу о писателе Булычеве К. Ответ: Картотека  персоналий, Булычев К.,(о нем)
  4. Подобрать литературу о русском флотоводце, адмирале  Нахимове П.С. Ответ: Картотека персоналий. Нахимов П.С. (о нем)
  5. Подобрать литературу о русском поэте и писателе Пушкине А. С. Ответ: Картотека персоналий. Пушкин А. С. (о нем)

 

Итог урока:

Учитель: Давайте подведем итог нашего занятия. Какие новые понятия встретились вам?

Ученики: Библиотечный каталог, алфавитный каталог, алфавитно-предметный указатель,  картотека персоналий, листок требований…

Учитель: Молодцы! Вы хорошо работали.