Цели:
- познакомить учащихся с каталогами и картотеками библиотеки,
- научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы,
- воспитывать бережное отношение к книге.
Задачи: обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам и картотекам.
Оборудование: Плакат «Как пользоваться систематическим каталогом», на котором представлены основные отделы каталога; книга и увеличенная каталожная карточка с описанием этой книги; вопросы для практического занятия, карточки с определениями.
Ход занятия
Учитель: Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам и картотекам, которые есть в библиотеке.
Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами и картотеками. Это умение вам всегда пригодится.
Учитель: Возможно ли прочитать все книги на свете?
Ученик: Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для нас книги.
Учитель: Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки. А где появились первые каталоги?
Ученик: (заранее подготовлен) Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог!
Ученик: (заранее подготовлен) Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог.
Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога — карточный, который существует и поныне. С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться. Дадим определение, что такое библиотечный каталог. А помогут нам в этом таблички со словами, из которых вы и сложите нужное определение.
Таблички.
ПЕРЕЧЕНЬ СОСТАВЛЕННЫЙ ЭТО КНИГ СХЕМЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТАЛОГ БИБЛИОТЕЧНЫЙ
На доске.
Библиотечный каталог – это перечень книг, составленный по определенной схеме.
Ученики: Библиотечный каталог — это перечень книг, составленный по определенной схеме.
Учитель: Молодцы! Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги.
Дадим определение, что такое Титульный лист.
Таблички.
ЛИСТ ПЕРВЫЙ ЭТО ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КНИГИ ЗАГЛАВНЫЙ ПЕЧАТАЮТСЯ КНИГЕ О НА КОТОРОМ СВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫЕ
На доске.
Титульный лист – это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
Ученики: Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
Иногда на карточке помещается аннотация —краткая характеристика содержания книги. В верхнем левом углу помещается шифр книги — это условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр состоит из индекса и авторского знака.
Учитель: Из таких карточек составляют каталоги?
Ученик: Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке — два основных каталога — алфавитный и систематический.
Учитель: Если вам известна фамилия автора, название книги, то вам следует обратиться к алфавитному каталогу.Как располагаются карточки в алфавитном каталоге?
Ученик: Карточки здесь расположены строго в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавия книги. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное — помнить алфавит.
Учитель: Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной теме?
Ученик 1: В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу.
По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме.
Ученик 2: Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отделам (плакат)
На доске.
«Как пользоваться систематическим каталогом»
Познакомившись с перечнем разделов каталога, мы уже сможем сказать, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.
Учитель: На первый взгляд, трудно найти нужные книги по систематическому каталогу. Но не отчаивайтесь. Есть такой ключик, который откроет вам тайну систематического каталога. Называется он — алфавитно-предметный указатель (АПУ). АПУ тоже состоит из карточек. На каждой карточке написано название темы и раздел каталога (Например, Звезды — 22.6).
В поиске нужных книг вам также помогут картотеки. Указатель заглавий произведений художественной литературы. К нему вы можете обратиться в том случае, если знаете название произведения (романа, повести, рассказа), а автор неизвестен. Карточки в картотеке стоят в алфавите заглавий произведений.
На доске.
Картотека персоналий
Картотека персоналий. К ней вы обращаетесь, если вам нужен материал о каком-либо художнике, писателе, актере, ученом и т. д. Карточки в картотеке расставлены в алфавите по фамилиям.
На доске.
Листок требований
После того как вы нашли нужные книги по каталогу, нужно заполнить листок требования. В нем вы должны указать: шифр книги, автор, название книги, место издания, издательство, год издания, номер читательского билета, дату.
К чему вы обратитесь, если вам нужна литература о текущих событиях международной жизни, или вас интересуют новейшие достижения науки и техники, или вы хотите прочитать, как снимался один из последних фильмов и т.д.?
Ученики: мы обратимся к газетным и журнальным статьям, т.к. книги еще не успели отразить эти вопросы. Ведь события, происходящие в мире, всегда обгоняют книги, и нередко газеты и журналы являются единственными источниками нужных нам сведений.
Учитель: Во всех этих вопросах вам поможет систематическая картотека газетных и журнальных статей, организованная по принципу систематического каталога.
(Для закрепления знаний, полученных на уроке, провести теоретический опрос и практическое занятие)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Алфавитный каталог
- Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Тарас Бульба» (автор Н.В.Гоголь)
Ответ: Алфавитный каталог. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».
Листок требования:
84(2Рос=Рус)1
Г 58
Гоголь Н.В. Тарас Бульба: Повесть.- М.: Современник, 1984.
- Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Записки охотника» (автор И.С.Тургенев)
Ответ: Алфавитный каталог. Тургенев И.С. «Записки охотника».
Листок требования:
84(2Рос=Рус)1
Т 87
Тургенев И.С. Записки охотника: Рассказы,- Алма-Ата: Мектеп, 1986.
- Вам необходимо установить в библиотеке наличие книги «Василий Теркин» (автор А.Т. Твардовский)
Ответ: Алфавитный каталог. Твардовский А.Т. «Василий Теркин».
Листок требования:
84(2Рос=Рус)6
Т 26
Твардовский А.Т. Василий Теркин: Книга про бойца. — М.: Мол. Гвардия, 1990.
- Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Сказки» (автор М.Е.Салтыков-Щедрин)
Ответ: Алфавитный каталог. Салтыков-Щедрин М.Е. «Сказки».
Листок требования:
84(2Рос=Рус)1
С 16
Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки .- Л.: Дет. лит., 1989.
- Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Волшебник Изумрудного города» (автор А. М. Волков).
Ответ: Алфавитный каталог. Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города».
Листок требования:
84(2Рос=Рус)6
В 67
Волков А.М. Волшебник Изумрудного города: Сказочная повесть.- М.: АСТ; Астрель, 2001.
Систематический каталог
- Подберите книгу по теме «Электронно-вычислительные машины».
Ответ:
- АПУ, ключевое слово — Электронно-вычислительные машины (ЭВМ), индекс -32.97
- Систематический каталог, раздел каталога — Вычислительная техника.
- Подберите книгу о снежном человеке.
Ответ:
- АПУ, ключевое слово — Снежный человек; индекс 28.7
- Систематический каталог, раздел каталога — Биология человека Антропология.
- Подберите книгу по теме «Неопознанный летающий объект (НЛО)».
Ответ:
- АПУ, ключевое слово — Неопознанный летающий объект, индекс — 20.3
- Систематический каталог, раздел каталога — Уфология.
- Подберите книгу по теме «Плавание».
Ответ:
- АПУ, ключевое слово — Плавание; индекс —75.717
- Систематический каталог, раздел каталога — Водный спорт.
Указатель заглавий произведений художественной литературы
- Установите автора произведения «Коралловый замок».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Булычев К.
- Установите автора произведения «Город динозавров».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Емец Д.А.
- Установите автора произведения «Чучело».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Железняков В.К.
- Установите автора произведения «Алые паруса».
Ответ: Указатель заглавий и произведений художественной литературы. Автор — Грин А. С.
- Установите автора произведения «Белый Бим Черное Ухо»
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Троепольский Г.Н.
Картотека персоналий
- Подобрать литературу о поэте Чистякове М.И. Ответ: Картотека персоналий. Чистяков М.И. (о нем)
- Подобрать литературу о Высоцком В.В. — поэте, певце, актере. Ответ: Картотека персоналий. Высоцкий В.В. (о нем)
- Подобрать литературу о писателе Булычеве К. Ответ: Картотека персоналий, Булычев К.,(о нем)
- Подобрать литературу о русском флотоводце, адмирале Нахимове П.С. Ответ: Картотека персоналий. Нахимов П.С. (о нем)
- Подобрать литературу о русском поэте и писателе Пушкине А. С. Ответ: Картотека персоналий. Пушкин А. С. (о нем)
Итог урока:
Учитель: Давайте подведем итог нашего занятия. Какие новые понятия встретились вам?
Ученики: Библиотечный каталог, алфавитный каталог, алфавитно-предметный указатель, картотека персоналий, листок требований…
Учитель: Молодцы! Вы хорошо работали.