Состав слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить изученное о составе слов.
  2. Учиться работать с памяткой «Состав слова».
  3. Развивать орфографические умения учащихся:
    • Умение работать со словарными словами;
    • Умение различать приставку и предлог;
    • Умение работать с корневыми орфограммами.
  4. Развивать умение работать по методу сотрудничества: взаимодействовать в команде, осуществлять взаимопроверку и взаимоконтроль.
  5. Воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.
  6. Повышать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями (см. Приложение); карточки-тотемы; яблоня, к которой прикреплены яблочки с буквами; корзинка с муляжами фруктов и овощей; учебники М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс, Ч.2. – Смоленск, 2007, рабочие тетради.

Ход урока.

Организационный момент: Перед уроком учитель делит детей на 2 – 4 команды, равные по силам. Посадка учеников также осуществляется по командам.

I. Сообщение темы и целей урока:

– Ребята, запишите число и тему урока: «Состав слова». Как вы уже догадались, мы будем закреплять изученное по этой теме. И не только. Мы также будем проверять и совершенствовать орфографические умения.

II. Работа по теме урока:

– Урок у нас сегодня не совсем обычный. Я предлагаю вам сыграть в игру «Последний герой». Кто-нибудь из вас смотрел эту игру по телевизору? Вы знаете, в чем ее суть?

Вы уже разделены на команды. Так вы и будете играть. Итак, представьте, что мы очутились на неизвестном тропическом острове. Задача каждой команды – выжить, удержаться в игре и дойти до финала. У вас впереди много испытаний. Чтобы команда могла продолжить игру, она должна заработать тотем. Тотем – это такой языческий бог, который охраняет команду, делает ее неприкосновенной. У нас тотемы будут в виде букв.

Учитель демонстрирует тотемы. Тотемы представляют собой карточки с написанными на них частями слова.

Для начала я предлагаю командам выбрать капитанов и придумать названия. Помните, что капитаном может быть только тот, кто хорошо осведомлен в вопросах русского языка, достаточно грамотен и компетентен, чтобы проверить работы у своих товарищей.

Дети выбирают капитана и придумывают название команде.

– Ребята, что нужно сделать первым делом, если оказался на необитаемом острове?

(Найти еду и воду.)

Итак, я объявляю первый конкурс: «Собираем провизию».

  1. «Собираем провизию».

– Представьте, что мы набрели на прекрасную яблоньку, на которой висят спелые яблочки. Но яблочки эти не простые. На них есть буквы. Сорвет их только тот, кто правильно подберет слово к каждому яблочку.

Открываются 2 половинки доски. На одной половинке записаны слова с пропусками букв, на другой – дерево с прикрепленными к нему яблочками.

Слова: Буквы:

. рбуз

Яг . да

К . ртоф . ль

К . лбаса

В . рм . шель

П . рог

а

о

а, е

о

е, и

и

Дети решают орфографические задачи на местах, вставляют буквы в «окошки». Потом идут по-очереди к доске и вставляют буквы. Сначала игроки 1 команды, потом 2 и т.д.

– Ребята, а что общего у слов, которые вы записали?

(Слова словарные, пропущены безударные гласные, обозначают названия продуктов.)

– Считайте, что теперь у вас в запасе есть все эти продукты.

Если задания в командах были выполнены правильно, команды получают по тотему.

  1. Займемся собирательством.

– Однако сделанные запасы могут быстро кончиться. Нужно самим походить по острову и поискать съедобное. Давайте займемся собирательством. Сейчас каждый участник принесет для своей команды пользу – найдет тот или иной фрукт или овощ. Задача команды – правильно записать название этого фрукта или овоща, выделить в слове орфограммы.

У учителя корзинка с фруктами и овощами (муляжи), дети, по одному из каждой команды вытаскивают по 1 фрукту или овощу и записывают их.

Фрукты и овощи: апельсин, мандарин, морковь, лимон, яблоко, помидор, капуста, кабачок.

Коллективная проверка: орфографическое чтение.

Если задание выполнено правильно, команда получает тотем.

  1. Запасаемся водой.

– Помимо продуктов на необитаемом острове человеку также необходима пресная вода.

И сейчас мы будем запасаться пресной водой. Кто больше соберет и запишет родственных слов с корнем –вод–, у того и больше запасы. Тот, соответственно, и победил в этом конкурсе.

Играем на время – 3 минуты.

Нужно не только записать слова, но и выделить те части, с помощью которых они были образованы.

Можно пользоваться памяткой «Состав слова» (учебник, стр. 140).

Каждая команда получает карточки с заданиями.

Задание1

Возможные варианты слов: вода, водица, водник, водяной, безводный, подводный, водянистый, водный, подводник.

Победившая команда получает тотем.

  1. Строим жилище.

– Хорошо, что у нас уже есть запасы еды и воды. Как вы думаете, что еще необходимо человеку на необитаемом острове?

(Временное жилище.)

Конечно, человеку на необитаемом острове нужна крыша над головой. Поэтому я объявляю следующий конкурс: «Строим жилище».

Каждая команда получает проект жилища и подбирает к нему строительные материалы. Но, поскольку мы на уроке русского языка, то строительным материалом для нас будут слова.

Итак, ваша задача – подобрать слова, строение которых соответствует предложенной схеме.

Помните о том, что в словах бывают окончания – невидимки.

Команды получают схемы (строение слова) и карточки со словами. Номер схемы соответствует номеру команды.

Схемы1

Слова: травка, слониха, морской, тигренок, выход, подруга, пробегу, полет, победа, тигр, синий, медаль, посадки, пришкольный, загадка, настольный.

Если команда правильно справилась с заданием, она получает тотем.

  1. Преодолеваем препятствия.

– Участники игры «Последний герой» преодолевают препятствия на своем пути, чтобы дойти до финала. Вот и я объявляю конкурс «Преодолеваем препятствия».

С какими препятствиями мы сталкиваемся в русском языке?

Итак, нам предстоит решить орфографические задачи.

Откройте учебники, стр. 109, № 542.

Какие орфографические задачи нам предстоит решить?

(Что перед нами – приставка или предлог, как их писать, какие буквы вставить на месте орфограмм.)

Коллективно повторяется памятка «Различаем приставку и предлог».

Дети работают в командах, затем осуществляется коллективная проверка.

Если не хватает времени, можно разделить задание пополам между командами.

  1. Конкурс капитанов.

– Следующий конкурс – конкурс капитанов. Я приглашаю капитанов к доске. Отгадайте загадки, команда может помогать с отгадкой.

Загадка для 1,3 капитана.

Из-под снега вылезает,
Первым он весну встречает. (Подснежник)

Загадка для 2,4 капитана.

Прорастает вдоль дороги.
Если ты поранил ноги,
Знай, дружочек, наперед –
Приложи, и боль пройдет. (Подорожник).

Капитаны записывают слова на доске, а команда в тетради.

Задача капитанов – разобрать слово по составу (пользуясь памяткой «Состав слова»).

Команда тоже разбирает эти же слова по составу, если капитаны выполнят разбор неправильно, команда может помочь. За правильный разбор капитан получает тотем.

  1. Выбывалки.

Конкурс проводится в том случае, если у учителя на руках еще остались тотемы. В этом конкурсе разыгрываются все оставшиеся тотемы.

– Мы все ближе и ближе к финалу. В игре «Последний герой» ближе к финалу начинают выбывать некоторые участники. Я объявляю конкурс «Выбывалки». Конечно, совсем из игры наши участники не выйдут, но могут выйти из конкурса.

Цель конкурса – подобрать проверочное слово к корневой гласной. Если игрок правильно называет проверочное слово, он получает тотем для своей команды, если нет – выбывает из конкурса.

Например, я называю слово «трава». Какое слово к нему будет проверочным?

Дети становятся в круг и берутся за руки.

Слова для игры: ножи, морской, садовый, грязнуля, дома, ходить, старик, гроза, бегун, звонит, хитрец, лесник, глазной, слеза, число.

  1. Составляем предложение.

– Вот и подошла к концу наша игра. Посчитайте, у кого сколько тотемов набралось (ту команду, у которой больше всего тотемов, можно считать победителем игры).

Для проведения последнего конкурса я предлагаю вам, игроки, объединиться и объединить свои тотемы. Попробуйте составить из них слова, а из слов – предложение.

Игроки объединяются и выкладывают фразу:

Поздравляю, вы все настоящие герои!

III. Итог.

Учитель поздравляет учеников с окончанием игры, вручает им памятные сувениры, отмечает наиболее активных учащихся.