Цели:
- Закрепить изученное о составе слов.
- Учиться работать с памяткой «Состав слова».
- Развивать орфографические умения учащихся:
- Умение работать со словарными словами;
- Умение различать приставку и предлог;
- Умение работать с корневыми орфограммами.
- Развивать умение работать по методу сотрудничества: взаимодействовать в команде, осуществлять взаимопроверку и взаимоконтроль.
- Воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.
- Повышать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями (см. Приложение); карточки-тотемы; яблоня, к которой прикреплены яблочки с буквами; корзинка с муляжами фруктов и овощей; учебники М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс, Ч.2. – Смоленск, 2007, рабочие тетради.
Ход урока.
Организационный момент: Перед уроком учитель делит детей на 2 – 4 команды, равные по силам. Посадка учеников также осуществляется по командам.
I. Сообщение темы и целей урока:
– Ребята, запишите число и тему урока: «Состав слова». Как вы уже догадались, мы будем закреплять изученное по этой теме. И не только. Мы также будем проверять и совершенствовать орфографические умения.
II. Работа по теме урока:
– Урок у нас сегодня не совсем обычный. Я предлагаю вам сыграть в игру «Последний герой». Кто-нибудь из вас смотрел эту игру по телевизору? Вы знаете, в чем ее суть?
Вы уже разделены на команды. Так вы и будете играть. Итак, представьте, что мы очутились на неизвестном тропическом острове. Задача каждой команды – выжить, удержаться в игре и дойти до финала. У вас впереди много испытаний. Чтобы команда могла продолжить игру, она должна заработать тотем. Тотем – это такой языческий бог, который охраняет команду, делает ее неприкосновенной. У нас тотемы будут в виде букв.
Учитель демонстрирует тотемы. Тотемы представляют собой карточки с написанными на них частями слова.
Для начала я предлагаю командам выбрать капитанов и придумать названия. Помните, что капитаном может быть только тот, кто хорошо осведомлен в вопросах русского языка, достаточно грамотен и компетентен, чтобы проверить работы у своих товарищей.
Дети выбирают капитана и придумывают название команде.
– Ребята, что нужно сделать первым делом, если оказался на необитаемом острове?
(Найти еду и воду.)
Итак, я объявляю первый конкурс: «Собираем провизию».
- «Собираем провизию».
– Представьте, что мы набрели на прекрасную яблоньку, на которой висят спелые яблочки. Но яблочки эти не простые. На них есть буквы. Сорвет их только тот, кто правильно подберет слово к каждому яблочку.
Открываются 2 половинки доски. На одной половинке записаны слова с пропусками букв, на другой – дерево с прикрепленными к нему яблочками.
Слова: | Буквы: |
. рбуз Яг . да К . ртоф . ль К . лбаса В . рм . шель П . рог |
а о а, е о е, и и |
Дети решают орфографические задачи на местах, вставляют буквы в «окошки». Потом идут по-очереди к доске и вставляют буквы. Сначала игроки 1 команды, потом 2 и т.д.
– Ребята, а что общего у слов, которые вы записали?
(Слова словарные, пропущены безударные гласные, обозначают названия продуктов.)
– Считайте, что теперь у вас в запасе есть все эти продукты.
Если задания в командах были выполнены правильно, команды получают по тотему.
- Займемся собирательством.
– Однако сделанные запасы могут быстро кончиться. Нужно самим походить по острову и поискать съедобное. Давайте займемся собирательством. Сейчас каждый участник принесет для своей команды пользу – найдет тот или иной фрукт или овощ. Задача команды – правильно записать название этого фрукта или овоща, выделить в слове орфограммы.
У учителя корзинка с фруктами и овощами (муляжи), дети, по одному из каждой команды вытаскивают по 1 фрукту или овощу и записывают их.
Фрукты и овощи: апельсин, мандарин, морковь, лимон, яблоко, помидор, капуста, кабачок.
Коллективная проверка: орфографическое чтение.
Если задание выполнено правильно, команда получает тотем.
- Запасаемся водой.
– Помимо продуктов на необитаемом острове человеку также необходима пресная вода.
И сейчас мы будем запасаться пресной водой. Кто больше соберет и запишет родственных слов с корнем –вод–, у того и больше запасы. Тот, соответственно, и победил в этом конкурсе.
Играем на время – 3 минуты.
Нужно не только записать слова, но и выделить те части, с помощью которых они были образованы.
Можно пользоваться памяткой «Состав слова» (учебник, стр. 140).
Каждая команда получает карточки с заданиями.
Возможные варианты слов: вода, водица, водник, водяной, безводный, подводный, водянистый, водный, подводник.
Победившая команда получает тотем.
- Строим жилище.
– Хорошо, что у нас уже есть запасы еды и воды. Как вы думаете, что еще необходимо человеку на необитаемом острове?
(Временное жилище.)
Конечно, человеку на необитаемом острове нужна крыша над головой. Поэтому я объявляю следующий конкурс: «Строим жилище».
Каждая команда получает проект жилища и подбирает к нему строительные материалы. Но, поскольку мы на уроке русского языка, то строительным материалом для нас будут слова.
Итак, ваша задача – подобрать слова, строение которых соответствует предложенной схеме.
Помните о том, что в словах бывают окончания – невидимки.
Команды получают схемы (строение слова) и карточки со словами. Номер схемы соответствует номеру команды.
Слова: травка, слониха, морской, тигренок, выход, подруга, пробегу, полет, победа, тигр, синий, медаль, посадки, пришкольный, загадка, настольный.
Если команда правильно справилась с заданием, она получает тотем.
- Преодолеваем препятствия.
– Участники игры «Последний герой» преодолевают препятствия на своем пути, чтобы дойти до финала. Вот и я объявляю конкурс «Преодолеваем препятствия».
С какими препятствиями мы сталкиваемся в русском языке?
Итак, нам предстоит решить орфографические задачи.
Откройте учебники, стр. 109, № 542.
Какие орфографические задачи нам предстоит решить?
(Что перед нами – приставка или предлог, как их писать, какие буквы вставить на месте орфограмм.)
Коллективно повторяется памятка «Различаем приставку и предлог».
Дети работают в командах, затем осуществляется коллективная проверка.
Если не хватает времени, можно разделить задание пополам между командами.
- Конкурс капитанов.
– Следующий конкурс – конкурс капитанов. Я приглашаю капитанов к доске. Отгадайте загадки, команда может помогать с отгадкой.
Загадка для 1,3 капитана.
Из-под снега вылезает,
Первым он весну встречает. (Подснежник)
Загадка для 2,4 капитана.
Прорастает вдоль дороги.
Если ты поранил ноги,
Знай, дружочек, наперед –
Приложи, и боль пройдет. (Подорожник).
Капитаны записывают слова на доске, а команда в тетради.
Задача капитанов – разобрать слово по составу (пользуясь памяткой «Состав слова»).
Команда тоже разбирает эти же слова по составу, если капитаны выполнят разбор неправильно, команда может помочь. За правильный разбор капитан получает тотем.
- Выбывалки.
Конкурс проводится в том случае, если у учителя на руках еще остались тотемы. В этом конкурсе разыгрываются все оставшиеся тотемы.
– Мы все ближе и ближе к финалу. В игре «Последний герой» ближе к финалу начинают выбывать некоторые участники. Я объявляю конкурс «Выбывалки». Конечно, совсем из игры наши участники не выйдут, но могут выйти из конкурса.
Цель конкурса – подобрать проверочное слово к корневой гласной. Если игрок правильно называет проверочное слово, он получает тотем для своей команды, если нет – выбывает из конкурса.
Например, я называю слово «трава». Какое слово к нему будет проверочным?
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Слова для игры: ножи, морской, садовый, грязнуля, дома, ходить, старик, гроза, бегун, звонит, хитрец, лесник, глазной, слеза, число.
- Составляем предложение.
– Вот и подошла к концу наша игра. Посчитайте, у кого сколько тотемов набралось (ту команду, у которой больше всего тотемов, можно считать победителем игры).
Для проведения последнего конкурса я предлагаю вам, игроки, объединиться и объединить свои тотемы. Попробуйте составить из них слова, а из слов – предложение.
Игроки объединяются и выкладывают фразу:
Поздравляю, вы все настоящие герои!
III. Итог.
Учитель поздравляет учеников с окончанием игры, вручает им памятные сувениры, отмечает наиболее активных учащихся.