Цели:
Образовательные:
- Расширить знания о природных комплексах на примере океанов.
- Дать понятие об океанах как больших своеобразных ПК, отличающихся не только размерами и природой, но и влиянием на них людей.
- Продолжить формировать умения работать с различными картами.
Развивающие: Продолжить формирование у учащихся:
- логического мышления;
- репрезентативных систем восприятия зрительной и слуховой информации;
- грамотных устных формулировок;
- литературной речи;
- развивать дух исследования (себя, мира);
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные:
- Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
- Продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание.
- Продолжить формирование у учащихся чувства доброжелательного отношения друг к другу, чувство ответственности каждого за всех.
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать чувство ответственности за природные богатства .
Средства обучения: Видеомагнитофон, аудиозапись, в/к «Команда Кусто», индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, фрегат, паруса, атласы, «карта настроения» по итогам урока.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку.
На доске карта океанов, фрегат без парусов.
Звучит тревожная музыка, на фоне которой раздаются тревожные сигналы: «SOS» Мы терпим крушение, помогите! На борту нашего фрегата находится опасный груз, если он попадет в океан, то произойдет страшная экологическая катастрофа и все живое вокруг погибнет! Помогите, кто может!
Учитель: Вы слышите эти тревожные сигналы? Команда фрегата просит помощи. Нам необходимо помочь команде и предотвратить катастрофу.
Для этого нам необходимо провести исследования разных акваторий океана. У нас четыре фрегата и каждая команда плывет на своем корабле, но какая команда без капитана. Сейчас вам предстоит выбрать капитана. А чтобы определить, кто первым возглавит регату необходимо выполнить 1-ое задание.
(Командам раздаются задания на обратной стороне парусов. Каждый парус имеет свой цвет).
1 группа (Синий парус): Определите по картам атласа, как называется географический объект с координатами: ≈ 53° с.ш., 180° в.д. (Алеутский желоб)
2 группа (Алый парус): Определите название острова, который протянулся от 1 ˚ ю.ш. до 10° ю.ш. и от 130° в.д. до 150° в.д. (о.Новая Гвинея)
3 группа (Голубой парус): Определите название пролива, имеющего координаты: 8° с.ш., 79° з.д. (Панамский пролив)
4 группа (Зеленый): Определите название моря, расположенного между 160° в.д. и 160° з.д. протянувшегося вдоль 70° ю.ш.
Учитель: Капитаны, обозначьте свои объекты на нашей карте океанов. Сейчас мы проведем границу наших исследований. Мы будем исследовать акваторию океана, омывающего восточные берега Евразии и Австралии, западные берега Северной и Южной Америки и берега Антарктиды.
Первым отправится в плавание фрегат под __________________ парусами, а чтобы по пути не сбиться с курса, каждая команда получит маршрутный лист с подробным планом исследования.
1 группа: Исследуйте рельеф дна по плану:
- Пользуясь физической картой, определите среднюю глубину, максимальные и минимальные глубины исследуемого океана.
- Какое геологическое образование лежит в основании, океана определите его возраст. С какими геологическими образованиями оно граничит?
- Где сосредоточены самые глубокие части океана, как они называются.
- Какими причинами обусловлено разнообразие форм рельефа дна океана. Ответ зашифруйте в символах, которые изобразите на обратной стороне маршрутного листа и у себя в тетради.
2 группа: Используя климатическую карту мира, карту климатических поясов и природных зон мира, дайте характеристику климату по плану:
- В каком климатическом поясе, и в какой области расположена территория.
- Средняя температура января и июля. В каком направлении они изменяются и почему.
- Господствующие ветры по сезонам.
- Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков.
- Какие течения образуются в океане. Перечислите их.
Ответ зашифруйте в символах, которые изобразите на обратной стороне маршрутного листа и у себя в тетради.
3 группа: Прочитайте текст учебника страница 83-84 и проанализируйте его. Выберите из текста ключевые предложения, которые помогут вам рассказать о природных ресурсах океана. Выделите район океана наиболее богатый природными ресурсами.
Ответ зашифруйте в символах, которые изобразите на обратной стороне маршрутного листа и у себя в тетради.
4 группа:
Экология океана.
На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества. (Какие это страны?)
Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания – в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.
Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведутся разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.
Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков. (Найдите на карте порты Тихого океана.)
Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу 18 в. были истреблены млекопитающие – морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале 20 в. Находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью. Нефть попадает в океан в результате аварий танкеров, а также потому что, возвращаясь за нефтью, танкеры заполняют океанской водой для приобретения устойчивости. Затем на подходе к порту эта вода сбрасывается в океан, а с нею и остатки нефти. В Мировой океан ежегодно так попадает до 7 млн. нефти. Из-за нефтяных загрязнений тысячами гибнут морские млекопитающие, птицы, рыбы.
Кроме нефти, в моря и океаны попадают из-за нерадивости и преступных деяний человека тысячи тонн химического оружия, ртути, серной кислоты, свинца, радиоактивных отходов.
Жак Ив Кусто в своей книге «Океан на пути к смерти» заявлял, что только за 20 лет жизнь в океане сократилась на 40%.
Пестициды (ДДТ), которые применяют в сельском хозяйстве, вследствие круговорота воды и циркуляции атмосферы попадают в море, что приводит к генетическим изменениям флоры и фауны, Судоходство, рыболовство, добыча полезных ископаемых и др. виды деятельности человека разрушают экосистему океанов.
Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.
Задание
Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:
- Почему в опасности природа океанов, расположенных в геосинклиналях?
- В каких районах океана активно проявляются эти процессы?
- Человек - друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан.
- Какие районы океана наиболее загрязнены и почему?
- Предложите мероприятия по охране океана.
Ответ зашифруйте в символах, которые изобразите на обратной стороне маршрутного листа и у себя в тетради.
Учитель: Пока вы проводили свои исследования, мы оказались в открытом океане. Что же вы узнали о нем, выполняя свои задания. Давайте послушаем капитанов групп и их помощников (Капитаны озвучивают свои задания, помощники вешают парус на фрегат, остальные все фиксируют в тетради. После каждого выступления учитель вручает каждому старинный свиток.).
Учитель: Вот мы и на финишной прямой. Паруса фрегата расправились, и он продолжит свой путь. Но чтобы вернуться обратно домой, капитаны приглашаются на совет со свитками. Вот вам ключи. Сейчас вы четко и громко прочтете ключевое слово, а группы запишут эти слова в тетради. По словам, написанным на этих ключах, определите ключевую тему урока.
1 группа: Ключевое слово – ВОДА.
2 группа: Ключевое слово – ТИХИЙ.
3 группа: Ключевое слово – БОЛЬШОЙ.
4 группа: Ключевое слово – МАССА.
Учитель: Итак, правильно, мы с вами исследовали Тихий океан. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Могучие воды океана издавна завораживали людей. Тихий океан исследовали многие ученые. Первым открыл и узнал его истинные размеры Ф. Магеллан в 1521–1524 г. Во время своего первого кругосветного путешествия. Уже тогда было ясно, что океан определяет вид планеты, влияет на природу, всех ее частей.
Звучит музыка на экране телевизора фрагменты кинофильма «Океан». Учитель читает стихотворения об океане.
Я люблю тебя, Тихий, за твою красоту,
За твою необъятность, за твою глубину.
Ты всегда непонятен: то молчишь, то ревешь,
Словно вечный источник, песню жизни поешь.
Ты спокоен, как небо, обнимаешь, как мать.
Вдруг внезапная буря исказит твою стать.
Иногда ты печален, излучаешь тепло,
Позволяя тревогам опуститься на дно.
Ты – пучина и капля, ты – ответ и вопрос.
Ты – награда и вызов, стон твой ветер унес.
Твои мысли и руки гладят кожу песков
Аромат твой и шепот вызывает любовь.
Позабыть невозможно твою нежность и страсть,
Твою гордую мощность и вселенскую власть.
Преклоняю колени, ты – стихия моя!
Ты – улыбка и слезы, озорное дитя.
Я люблю тебя, слышишь.
Жар огня даст ответ, ты – бездонное море,
Теплый утренний свет.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Вы прекрасные дети. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. А с каким настроением пойдете вы с этого урока? У вас на столах лежат цветные квадраты. Если вам было интересно на уроке поднимите красный квадрат, если вы иногда скучали- зеленый, если вам было совсем безразлично что происходит в классе поднимите синий квадрат
Д.З. Сегодня мы проводили исследование по заданному мной маршруту, а дома составьте и проложите по карте свой маршрут научно-исследовательского корабля.