Программа факультатива “Мой родной край” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой родной край” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
- Программа “Краеведение” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
- Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Программа факультатива
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение
области. Знакомство с картой района, границы,
история образования. Изучение местной
топонимики, составление кратких сообщений, сбор
материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом
или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты
(творческая работа) с помощью конструирования из
бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Царицыным,
архитектурные объекты старого Царицына,
памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального
путешествия в растительный и животный мир
Волгоградской области. Видовой состав
растительного покрова и животного мира
природного комплекса нашей природной зоны;
территории района с коренной и вторичной
растительностью; численность животного мира
нашего края (много, мало); животный мир рек,
водоемов; сроки сбора лекарственных растений и
правила их заготовки; сроки и количество
промысловых животных, которых можно добывать в
нашем крае в охотничий сезон; растения и животные
района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и
подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по
защите берез от любителей березового сока. (Вести
разъяснительную работу о том, какой вред это
наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским
хозяйством города (села), его предприятиями, их
история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства,
ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев
войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.
Можно предложить детям узнать, кто из героев или
членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой
Отечественной войны, тружениками трудового
фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы.
Составление экспозиции “Дедушкины ордена и
медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: “Герб района” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба)
своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Учебный план
Тема |
Количество часов |
всего часов |
|||
теория |
практика |
экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение |
1 |
- |
- |
- |
1 |
2. Мой край на карте Родины |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
3 .Я и моя семья |
1 |
2 |
- |
3 |
|
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить |
1 |
1 |
2 |
||
5. Моя улица | 1 |
1 |
- |
2 |
|
6. Наша школа | 1 |
1 |
2 |
||
7. Моя малая Родина | - |
1 |
1 |
2 |
|
8. Природа нашего края | 3 |
3 |
- |
6 |
|
9. Что дает наш край стране | 1 |
1 |
- |
2 |
|
10. Наш край богат талантами | 1 |
1 |
2 |
||
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
12. Герб района | 1 |
1 |
2 |
||
13. Красная книга родного края. | 1 |
1 |
2 |
||
Всего часов: | 12 |
15 |
6 |
1 |
34 |
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива “Мой родной край” учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии
знаний о родном крае. Выполнение инструкции
“поведение на экскурсии”. Интерес к предмету
(эмоциональный уровень);
- Общее представление о “следах времени”, об
изменениях облика города. Выполнение инструкции
“движение по городу”. Развитие воображения;
- Знакомство со “знакомым” радость собственного
нового узнавания. Навык поведения на маршруте,
соблюдения экологических норм. Развитие
наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы.
Развитие наблюдательности, способности к
анализу. Эмоциональное восприятие события
(“экспедиция” для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.