Проблема: В начале 2007/08 учебного года библиотекой МОУ СОШ № 3 проводилось анкетирование учащихся 4-5 классов (120 человек) «Я читатель». В результате анализа анкетирования выяснилось, что ребята нашей школы краеведческой литературы не читают. Данной литературы для их возраста в фонде библиотеки не хватает.
Следовательно, проблема: учащиеся 4-5 классов мало читают литературу о Приморском крае.
Масштаб: Локальный
Срок: с 01.10.2007 г. по 22.05.2008 г.
Миссия: Формирование навыков грамотного читателя.
Цели проекта:
- Образовательная: Развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий – метод проекта;
- Воспитательная: Воспитание чувства любви к малой родине, повышение престижа краеведческой литературы в целях нравственного, патриотического и духовного воспитания и образования учащихся.
Задачи:
- Раскрытие библиотечного фонда (знакомство читателей с литературой о Приморском крае с привлечением фондов школьной библиотеки и других библиотек города), повышение интереса детей к чтению.
- Развитие межпредметной интеграции, активизация познавательного интереса читателей к изучению жизни коренных народов.
- Выявление способных и одаренных детей и их самореализация, развитие у них интереса к творческой работе (формирование умений и навыков в творческой деятельности ребенка).
- Совершенствование навыков работы с книгой и журналом, а так же интеллектуальных и коммуникативных навыков читателей.
- Организация работы по привлечению родителей к семейному чтению.
Актуальность проекта:
- Реализация национальной программы поддержки и развития чтения.
- Углубление знаний о Приморье.
- Привитие любви к Родине, малой родине.
- Творческое развитие личности, расширение кругозора.
- Устранение проблемы мотивации детей к чтению, улучшение качества знаний и развитие творческих способностей детей.
- Применение продукта в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Планируемый результат:
- знакомство учащихся и родителей с творчеством В.С. Башмакова;
- формирование у детей познавательного интереса к книге как к источнику знаний;
- обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности (формирование умений организовывать свободное время, умений ориентироваться на местности, научиться составлять рефераты, развить устную речь учащихся);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- формирование гражданской культуры личности учителя-ученика.
Этапы работы
Подготовительный этап:
- Анкетирование учащихся 4-5 классов.
- Налаживание связей.
- Оформление и презентация проекта.
Основной этап:
- Чтение и анализ книги.
- Организация и проведение библиотечных уроков.
- Организация и проведение игр.
- Посещение музея, аптеки, кабинета географии, читального зала библиотеки.
- Организация исследования в творческой лаборатории.
Заключительный этап: Анализ и диагностика проекта.
План работы
№ |
Мероприятия |
Цель |
Ответственный |
Срок проведения |
1. |
Анкетирование |
Узнать, что и о чем читают ребята. |
Криволуцкая И.В. |
8.10.07 |
2. |
Чтение книги В.С. Башмакова «Приключения Петьки Луковкина в Уссурийской тайге» с исследовательскими заданиями |
Реклама книги |
Криволуцкая И.В. |
15.10.07 |
3. |
Библиотечный урок у книжной выставки «Край, в котором мы живем» |
- ознакомить ребят с литературой о крае; |
Криволуцкая И.В. |
30.10.07 |
4. |
Обсуждение книги В. Башмакова по теме «Ты и твои друзья» |
- на конкретных примерах из книг раскрыть сущность нравственных отношений между героями книги; |
Криволуцкая И.В. |
23.11.07 |
5. |
Обсуждение книги В. Башмакова по теме «Кому труд не в тягость, у того душа великая» |
- на конкретных примерах показать важность труда; |
Криволуцкая И.В. |
30.11.07 |
7. |
Урок по окружающему миру: «Права и обязанности ребенка» |
- расширить знания детей об их правах и обязанностях; |
Удовенко Н.К. |
7.05.08 – 8.05.08 |
|
Библиотечный урок «Окружающий мир Приморского края» |
- расширить знания детей об окружающем мире |
Удовенко Н.К. |
30.01.08 |
8. |
Родительское собрание: «Семья у нас и у других» |
- расширить психологические знания родителей; помочь наладить более комфортные отношения между детьми и родителями. |
Криволуцкая И.В. |
20.02.08 |
9. |
Письмо - сочинение на тему «Детство счастливое мое» |
- развитие устной и письменной речи по теме «Право ребенка на отдых»; |
Удовенко Н.К. |
19.04.08 |
10 |
Литературный час |
- изучение песен и стихотворений о Приморском крае |
Криволуцкая И.В. |
01. 03.08 |
11 |
Библиотечные уроки «Отзыв о книге», «Пирамида». |
Умение рассказать о прочитанном, кратко, сжато, ясно. |
Криволуцкая И.В. |
18. 04. 08 |
12 |
Литературное сочинение на тему «Мы – граждане России» |
развитие устной и письменной речи |
Удовенко Н.К. |
май 08 |
11 |
Иллюстрация книги. |
Эстетическое воспитание детей. |
Удовенко Н.К. |
23. 04. 08 |
12 |
Выстраивание иллюстраций по страницам книги В. Башмакова «Приключения Петьки Луковкина в Уссурийской тайге». |
Развитие интереса к чтению и воображения. |
Удовенко Н.К. |
25. 04. 08 |
13 |
Творческая лабораторная работа учащихся 4 «В» по составлению кроссворда о Приморском крае. |
Углубление знаний, развитие логического мышления, пополнение словарного запаса, проверка содержания текста. |
Удовенко Н.К. |
Апрель 2008 |
14 |
Исследовательская работа по группам учащихся 4 «В» по изучению Приморского края |
Знакомство и углубление знаний, развитие творческих способностей. |
Удовенко Н.К. |
Вторая половина апреля 2008 |
15 |
Спортивный час «Выходи играть во двор». |
научить учащихся подвижным играм и их проведению с элементами занимательности и новизны. |
Криволуцкая И.В. |
15.05.08г. |
16 |
Творческие работы ОБЖ: |
Ознакомить с правилами безопасности на воде. |
Криволуцкая И.В. |
Вторая половина мая 2008 |
17 |
Творческие мастерские «Веселись, смекай, играй да книгу не забывай». |
Научить ребят интересно организовать свободное время; разучить новые игры; рассказать об интересных книгах на эту тему. |
Криволуцкая И.В. |
Вторая половина мая 2008 |
18 |
Бинарный урок «Элементы книги». |
Знакомство с элементами книги. Эстетическое воспитание учащихся. |
Криволуцкая И.В. |
19.04.08 |
19 |
Беседа по книге В. Башмакова «В здоровом теле здоровый дух». |
Научить оказывать пострадавшему первую помощь, формирование выносливости, настойчивости и терпения. |
Криволуцкая И.В. |
Вторая половина мая 2008 |
20 |
Защита проекта |
Защита результатов работы по проекту |
Криволуцкая И.В. и Удовенко Н.К. |
22.05.08 |
Пирамида отзывов (для учащихся)
- О чем произведение? (1 слово).
- Особенности произведения (2 слова).
- Место и время действия (3 слова).
- Главные события (4 слова).
- Главные герои, их особенности (5 слов).
- Ваши чувства в ходе чтения (6 слов).
- Дополнение к первой строке (7 слов).
- Ваше личное мнение о произведении, посоветуете ли вы его другу.
Выводы по результатам работы над проектом
Реализуя данные цели:
- формирование у детей познавательного интереса к книге - источнику знаний, обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности (формирование умений организовывать свободное время, умений ориентироваться на местности, учиться составлять рефераты, развивать устную и письменную речь учащихся);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- формирование гражданской культуры личности учителя-ученика в процессе проектной деятельности учащиеся 4 – 5 классов познакомились с жизнью и творчеством В.С. Башмакова, его произведением «Приключение Петьки Луковкина в Уссурийской тайге». Учащиеся пользовались имеющейся библиотечной литературой и передвижкой из ЦБС, т.к. в течение многих лет пополнение книжного фонда библиотеки (изданий Приморских авторов) отсутствует.
Особый интерес у детей вызвали творческие задания: написание сочинений, составление кроссвордов и рефератов, выбор спортивных игр, составление памяток, изготовление пальчиковых кукол, подбор загадок, песен, стихотворений, фокусов, скороговорок и т. д. Все это пригодится при проведении интересных летних каникул и организации свободного времени, а также для укрепления здоровья детей.
Сложности возникли при анализе текста, написании отзывов о книге, при составлении пирамид.
Повышение престижа краеведческой литературы в целях нравственного, патриотического и духовного воспитания и образования учащихся (цель проекта) достигнута. Учащиеся 4–5 классов познакомились с литературой о Приморском крае с привлечением фондов школьной библиотеки и других библиотек города. У них сформировались умения и навыки к творческой деятельности: были написаны отзывы о прочитанных книгах, рефераты; оформлены обложки для книги и иллюстрации; составлены кроссворды, пирамиды, памятки. Ребята глубже изучили жизнь коренных народов, научились интересно организовывать свободное время.
Используемая литература
- Остер Г.Б. Задачник. Вредные советы/ Г.Б. Остер; Ил. Е. Ващинской, А. Мартынова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 187 с.: ил.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224с.: ил.
- Лысаков В.Г. 1000 загадок/ В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2206. – 318 с.: ил.
- Как организовать детский праздник. 1000 идей для ваших детей/ Сост. К.Г. Берсеньева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 415 с.
- Грачев А.М.: повести о природе /А.М. Грачев; худ. Л.Т. Кузнецов; автор вступительной статьи А.Л. Антонов.- 4-е изд., пересм. - Хабаровск: Изд. дом. «Приамурские ведомости», 2006.-256с.: ил. (Дальний Восток России. Окно в природу).
- ДеменокМ.С. Тропой Уссурийского тигра. Записки бывалого таёжника./М.С. Деменок; худ. Е.И. Хлебникова.-М.: изд-во «Россия», 1992.-320с. (Юным о России).
- Спангерберг Е.П.: очерки/ Е.П. Спангерберг; худ. В.Ю. Новиков; научный редактор доктор биол. Наук профессор В.Е. Флинт.- М.: изд-во Московского университета, 1987.-288с.