Проект "Приморье-Родина моя" (по книге В.С. Башмакова "Приключения Петьки Луковкина в Уссурийской тайге")

Разделы: Организация школьной библиотеки


Проблема:  В начале 2007/08 учебного года библиотекой МОУ СОШ № 3 проводилось анкетирование учащихся 4-5 классов (120 человек) «Я читатель». В результате анализа анкетирования выяснилось, что ребята нашей школы краеведческой литературы не читают. Данной литературы для их возраста в фонде библиотеки не хватает.

Следовательно, проблема: учащиеся 4-5 классов мало читают литературу о Приморском крае.

Масштаб: Локальный

Срок: с 01.10.2007 г. по     22.05.2008 г.

Миссия:  Формирование навыков грамотного читателя.

Цели проекта: 

  • Образовательная: Развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий – метод проекта;
  • Воспитательная: Воспитание чувства любви к малой родине, повышение престижа краеведческой литературы в целях нравственного, патриотического и духовного воспитания и образования учащихся.

Задачи: 

  • Раскрытие библиотечного фонда (знакомство читателей с литературой о Приморском крае с привлечением фондов   школьной библиотеки и других библиотек города), повышение интереса детей к чтению.
  • Развитие межпредметной интеграции, активизация познавательного интереса читателей к изучению жизни коренных народов.
  • Выявление способных и одаренных детей и их самореализация, развитие у них интереса к творческой работе (формирование умений и навыков в творческой деятельности  ребенка).
  • Совершенствование навыков работы с книгой и журналом, а так же интеллектуальных и коммуникативных навыков читателей.
  • Организация работы по привлечению родителей к семейному чтению.

Актуальность проекта:

  • Реализация национальной программы поддержки и развития чтения.
  • Углубление знаний о Приморье.
  • Привитие любви к Родине, малой родине.
  • Творческое развитие личности, расширение кругозора.
  • Устранение проблемы мотивации детей к чтению, улучшение качества знаний и развитие творческих способностей детей.
  • Применение продукта в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Планируемый результат:

  • знакомство учащихся и родителей с творчеством В.С. Башмакова;
  • формирование у детей познавательного интереса к книге как к источнику знаний;
  • обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
  • формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной  деятельности (формирование умений организовывать свободное время, умений ориентироваться на местности, научиться составлять рефераты, развить устную речь учащихся);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • формирование гражданской культуры личности учителя-ученика.

Этапы работы

Подготовительный этап:

  1. Анкетирование учащихся 4-5 классов.
  2. Налаживание связей.
  3. Оформление и презентация проекта.

Основной этап:

  1. Чтение и анализ книги.
  2. Организация и проведение библиотечных уроков.
  3. Организация и проведение игр.
  4. Посещение музея, аптеки, кабинета географии, читального зала библиотеки.
  5. Организация исследования в творческой лаборатории.

Заключительный этап: Анализ и диагностика проекта.

План работы

Мероприятия

Цель

Ответственный

Срок проведения

1.

Анкетирование

Узнать, что и о чем читают ребята.

Криволуцкая И.В.

8.10.07

2.

Чтение книги В.С. Башмакова «Приключения Петьки Луковкина в Уссурийской тайге» с исследовательскими заданиями

Реклама книги

Криволуцкая И.В.

15.10.07

3.

Библиотечный урок у книжной выставки «Край, в котором мы живем»

- ознакомить ребят с литературой о крае;
- побудить их к чтению этих книг.

Криволуцкая И.В.

30.10.07

4.

Обсуждение книги В. Башмакова по теме «Ты и твои друзья»

- на конкретных примерах из книг раскрыть сущность нравственных отношений между героями книги;
- научить самоуважению, сотрудничеству и взаимопомощи.

Криволуцкая И.В.

23.11.07

5.

Обсуждение книги В. Башмакова по теме  «Кому труд не в тягость, у того душа великая»

- на конкретных примерах показать важность труда;
- сформировать ответственное отношение к труду;
- расширить кругозор учащихся о мире профессий.

Криволуцкая И.В.

30.11.07

7.

Урок по окружающему миру: «Права и обязанности ребенка»

- расширить  знания детей  об их правах и обязанностях;
- помочь наладить более комфортные отношения между детьми и родителями.

Удовенко Н.К.

7.05.08 – 8.05.08

 

Библиотечный урок «Окружающий мир Приморского края»

- расширить  знания детей об окружающем мире

Удовенко Н.К.

30.01.08

8.

Родительское собрание: «Семья у нас и у других»

- расширить психологические знания родителей; помочь наладить более комфортные отношения между детьми и родителями.

Криволуцкая И.В.
Удовенко Н.К.

20.02.08

9.

Письмо - сочинение на тему «Детство счастливое мое»

- развитие устной и письменной речи по теме «Право ребенка на отдых»;
- обобщить  опыт проведения воспитательных мероприятий;
- выразить свое отношение к проведению летнего отдыха в семье.   

Удовенко Н.К.

19.04.08

10

Литературный час

- изучение песен и стихотворений о Приморском крае

Криволуцкая И.В.
Удовенко Н.К.

01. 03.08

11

Библиотечные уроки «Отзыв о книге», «Пирамида».

Умение рассказать о прочитанном, кратко, сжато, ясно.

Криволуцкая И.В.

18. 04. 08

12

Литературное сочинение на тему «Мы – граждане России»

развитие устной и письменной речи

Удовенко Н.К.

май 08

11

Иллюстрация книги.

Эстетическое воспитание детей.

Удовенко Н.К.

23. 04. 08

12

Выстраивание иллюстраций по страницам книги В. Башмакова «Приключения Петьки Луковкина в Уссурийской тайге».

Развитие интереса к чтению и воображения.

Удовенко Н.К.

25. 04. 08

13

Творческая лабораторная работа учащихся 4 «В» по составлению кроссворда о Приморском крае.

Углубление знаний, развитие логического мышления, пополнение словарного запаса, проверка содержания текста.

Удовенко Н.К.

Апрель 2008

14

Исследовательская работа по группам учащихся 4 «В» по изучению Приморского края

Знакомство и углубление знаний, развитие творческих способностей.

Удовенко Н.К.

Вторая половина апреля 2008

15

Спортивный час «Выходи играть во двор».

научить учащихся подвижным играм и их проведению с элементами занимательности и новизны.

Криволуцкая И.В.

15.05.08г.

16

Творческие работы ОБЖ:
- Безопасность на воде.
- Мы собираемся в поход.
- Если ты заблудился.

Ознакомить с правилами безопасности на воде.
Научить правильно собираться в поход, объяснить требования к каждому из предметов, их назначение.
Научить правильно реагировать на ситуацию – не волноваться, а поступать обдуманно.

Криволуцкая И.В.

 Вторая половина мая 2008

17

Творческие мастерские «Веселись, смекай, играй да книгу не забывай».
- Скороговорки.
- Настольные игры.
- Кукольный театр (изготовление инсценировки)
- Загадки.
- Фокусы.

Научить ребят интересно организовать свободное время; разучить новые игры; рассказать об интересных книгах на эту тему.

Криволуцкая И.В.

Вторая половина мая 2008

18

Бинарный урок «Элементы книги».
Творческая мастерская по оформлению обложки книги.

Знакомство с элементами книги.

Эстетическое воспитание учащихся.

Криволуцкая И.В.
Удовенко Н.К.

19.04.08

19

Беседа по книге В. Башмакова «В здоровом теле здоровый дух».

Научить оказывать пострадавшему первую помощь, формирование выносливости, настойчивости и терпения.

Криволуцкая И.В.

Вторая половина мая 2008

20

Защита проекта

Защита результатов работы по проекту

Криволуцкая И.В. и Удовенко Н.К.

22.05.08

Пирамида отзывов (для учащихся)

    1. О чем произведение? (1 слово).
    2. Особенности произведения (2 слова).
    3. Место и время действия (3 слова).
    4. Главные события (4 слова).
    5. Главные герои, их особенности (5 слов).
    6. Ваши чувства в ходе чтения (6 слов).
    7. Дополнение к первой строке (7 слов).
    8. Ваше личное мнение о произведении, посоветуете ли вы его другу.

Выводы по результатам работы над проектом

Реализуя данные цели:

  • формирование у детей познавательного интереса к книге - источнику знаний, обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
  • формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной  деятельности (формирование умений организовывать свободное время, умений ориентироваться на местности, учиться составлять рефераты, развивать устную и письменную речь учащихся);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • формирование гражданской культуры личности учителя-ученика в процессе проектной деятельности учащиеся 4 – 5 классов познакомились с  жизнью и творчеством В.С. Башмакова, его произведением «Приключение Петьки Луковкина в Уссурийской тайге». Учащиеся пользовались имеющейся библиотечной литературой и передвижкой из ЦБС, т.к. в течение многих лет пополнение книжного фонда библиотеки (изданий Приморских авторов) отсутствует.

Особый интерес у детей вызвали творческие задания: написание сочинений, составление кроссвордов и рефератов, выбор спортивных игр, составление памяток, изготовление пальчиковых кукол, подбор загадок, песен, стихотворений, фокусов, скороговорок и т. д. Все  это  пригодится  при проведении интересных летних каникул и организации свободного времени, а также для укрепления здоровья детей.

Сложности возникли при анализе текста, написании отзывов о книге, при составлении пирамид.

Повышение престижа краеведческой литературы в целях нравственного, патриотического и духовного воспитания и образования учащихся (цель проекта) достигнута. Учащиеся 4–5 классов познакомились с литературой о Приморском крае с привлечением фондов   школьной библиотеки и других библиотек города. У них сформировались умения и навыки к творческой деятельности: были написаны отзывы о прочитанных книгах, рефераты; оформлены обложки для книги и иллюстрации; составлены кроссворды, пирамиды, памятки.  Ребята глубже изучили жизнь коренных народов, научились интересно организовывать свободное время.

Используемая литература

  1. Остер Г.Б. Задачник. Вредные советы/ Г.Б. Остер; Ил. Е. Ващинской, А. Мартынова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 187 с.: ил.
  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224с.: ил.
  3. Лысаков В.Г.   1000 загадок/ В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2206. – 318 с.: ил.
  4. Как организовать детский праздник. 1000 идей для ваших детей/ Сост. К.Г. Берсеньева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 415 с.
  5. Грачев А.М.: повести о природе /А.М. Грачев; худ. Л.Т. Кузнецов; автор вступительной статьи А.Л. Антонов.- 4-е изд., пересм. - Хабаровск: Изд. дом. «Приамурские ведомости», 2006.-256с.: ил. (Дальний Восток России. Окно в природу).
  6. ДеменокМ.С. Тропой Уссурийского тигра. Записки бывалого таёжника./М.С. Деменок; худ. Е.И. Хлебникова.-М.: изд-во «Россия», 1992.-320с. (Юным о России).
  7. Спангерберг Е.П.: очерки/ Е.П. Спангерберг; худ. В.Ю. Новиков; научный редактор доктор биол. Наук профессор В.Е. Флинт.- М.: изд-во Московского университета, 1987.-288с.

Приложение.