К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации, само по себе, не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Мы должны создать условия для:
- формирования у детей информационной компетентности;
- формирования у ребят коммуникативной компетентности;
Надо учить:
- не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
- формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность.
Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Что же такое учебный проект? Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, техники, технологии, творчества.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.
Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Этапы учебного проекта:
- выбор темы и задачи проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- непосредственная реализация проекта;
- оценка и самооценка проекта;
- презентация проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.