Философия преподавания:
- «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский).
- «История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни». (античные мыслители).
- «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).
Мое профессиональное кредо: каждый урок
- источник радостного вдохновенного труда.
- источник нового, неизвестного.
- источник удивления.
- школа самостоятельности и творчества.
Активные методы обучения.
Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.
Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры.
Цели применения активных методов.
- При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
- При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
- При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.
- При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.
Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений. Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики. Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения.
Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно, конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое.
Интегрированные (бинарные) уроки: история+ литература (Россия в 19 веке – Грибоедов «Горе от ума», Н.Гоголь «Ревизор», Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».); история + специальные предметы (Удмуртия в период Великой Отечественной войны).
Творческие лаборатории: реконструкция общества по археологическим находкам, календарные и обрядовые праздники древних славян, званый ужин в средневековом замке, счастье и несчастье помещика и крестьянина после 1861г., выпуск газеты «Один день в истории».
«Я» в истории (погружение в предмет): письмо с фронта, письмо на фронт, мое послевоенное детство.
Историческое исследование: мои родственники в разные периоды истории( гражданская война, нэп, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины, перестройка).Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы лучших, итог.
Итоги. Активные методы учат:
- обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться.
- Знания каждого студента пополняются знаниями остальных.
- Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.