Урок русского языка "Работа с текстом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать умение работы с текстом, выделение ярких деталей при описании и составление собственного текста по образцу,
  • редактирование текста с нарушениями норм письменной речи (неоправданный повтор слов),
  • развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное; пробуждать интерес к предмету через,
  • воспитывать любовь к своему родному языку, к русскому языку, бережное отношение друг к другу, проявление заботы к природе, к окружающему миру.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, песня из фильма «Тайны зеленного острова», подарочные открытки, красочные листы бумаги.

Ход урока

I. О значимости родного языка.

Учитель: У нас с вами сейчас урок русского языка. Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из нас?

Ученики: это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание.

Учитель: Прошу прочитать высказывания на экране.

1. Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери.

Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду.
К.Кулиев

2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще –с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.
Лихачев

Я не случайно начала урок с разговора о родном языке. Завтра, ребята, большой праздник. 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. А еще, чтобы воздать должное многообразию языков человечества, 2008 год в мире объявлен годом родного языка. Как вы думаете, почему такое внимание проявляют к языкам?

Ученики:

  • Многие не умеют разговаривать на своем родном языке, многие на своих языках говорят, но, смешивая несколько языков и непонятно на каком языке разговаривают.
  • Что бы мы все в мире жили дружно, надо уважать и язык, и людей, и традиции, обычаи, литературу, культуру других народов.

Учитель: Вы правы. Все это делается с целью сохранения и развития языков, поощрения языкового многообразия на земле, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Бережно относиться к родной речи - это гражданский долг каждого из нас.

Россия многонациональная страна. Ее населяют более 100 национальностей и на протяжении веков они жили и живут в дружбе и согласии. Языковое разнообразие является огромным богатством и для нашей республики. Конечно же, мы не в силах изучить языки всех народов и учиться на этих языках, но у нас в России есть один язык, объединяющий представителей всех народов, дающий возможность понимать друг друга, - это какой язык? Правильно, русский язык. Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединить народы России и других стран мира. Значит, мы очень хорошо должны знать русский язык. А что нам в этом может помочь.

II. Словарная работа: Что значит сочинять? Что такое текст?

Ученик: Чтение.

Учитель: Правильно, ребята, чтение - вот лучшее учение. Но что происходит, когда мы книги читаем?

Ученик:

  • Когда читаем книги, наша речь обогащается, и мы говорим грамотнее.
  • мы многое узнаем о жизни, значит учимся жить,
  • мы мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях и путешествуем вместе с героями.
  • Стараемся подражать положительным героям и становимся лучше.
  • А ещё мы путешествуем, воображая что-нибудь, сочиняя.

Учитель: Спасибо ребята, а вы знаете, откуда взялось слово «сочинять»?

А как вы понимаете выражение «сели чинно», вот гости наши пришли и сели чинно, они же по всему классу не разбросанно сели, а сели рядком, т.е. в определенном порядке.

Учитель: А если я вам скажу так: «Все, ребята, будет чин-чинарём». Что бы это означало?

Ученик: Все будет в порядке.

Учитель: Делаем вывод: чин - чинно - он означает - порядок. А в слове сочинять - тоже старинный корень чин - значит сочинять это...?

Ученик: рассказывать по порядку.

Учитель: Правильно - это значит выстраивать мысли в определенном порядке. А что такое тогда сочинение? (Запись чего?)

Ученик: Сочинение - это запись мыслей.

Учитель: Будет ли сочинением запись сумбурно изложенных непонятных мыслей?

Ученик: Нет, сочинение - это запись мыслей, изложенных в определенном порядке.

Учитель: Молодцы! Но такое сочинение имеет свое другое название.

Ученик: Запись мыслей, изложенных в определенном порядке, называется текстом.

Учитель: Умницы, ребята, вы сами определили тему нашего сегодняшнего урока. Мне осталось только объявить её. Работа с текстом.

III. Работа с текстом из сказки «Самое дорогое».

Но прежде я хочу проверить, насколько вы были внимательны на уроках чтения и насколько внимательны сейчас. Читаю вам только три предложения. Запоминайте их для того, чтобы написать по памяти. Легче будет запомнить, если вы представите картину происходящего по тому порядку, по какому меняются действия.

Учитель читает: Пошел старик в лес. Приглядел он хорошее деревцо. Только замахнулся топором - а из чащи лесной дед выходит, (читает I раз). Видите, как меняются кадры:

Ученик: Да, I кадр - дед в лесу; II кадр - приглядел не просто деревцо, а хорошее деревцо; III кадр - замахнулся топором; IV кадр - из чащи лесной Дед выходит.

Учитель: Как происходит смена кадров?

Ученик: Один за другим, т.е последовательно.

Учитель: Последовательная смена кадров, как в фильме - это повествование.

Учитель: Читаю еще раз.

Пишем ребята, как запомнили. Пишем красиво и грамотно.

(Дети пишут, обязательно обращать внимание на посадку детей).

Учитель: Проверяем, как написали. (1-2 ученика читают).

Учитель: Давайте, ребята, вспомним, что сказано о лесном Деде? Вспомните точно - свершиться чудо.

Ученик: «Был этот дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят».

Лесной Дед: (Звучит музыка и появляется в классе Лесной Дед.

- Здравствуйте, дети, услышал о себе разговор и зашел к вам в гости. Откуда вы меня знаете?

Ученик: Мы читали о вас в народной сказке «Самое дорогое».

Лесной Дед: И что же, там мой портрет нарисован?

Ученик: Нет, дед, но там есть ваше описание.

Лесной Дед: А что такое описание?

Ученик: Это то, как выглядит предмет, или то, что окружает тебя.

Лесной Дед: То, как я выгляжу, как предмет, вы описали, ну-ка сочините, то, как может выглядеть мое жилище. А вот опорные слова. Они на экране. Еще дам я вам красочные листочки. Вы напишите туда сочинения - описания, а я их заберу и почитаю своим питомцам, они вам поставят и оценки.

Учитель: Значит надо писать очень старательно, и обратите внимание на то, чтобы в текстах не было неоправданных повторов, речевых и других ошибок.

ЛЕС, ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ, ПОЛЯНКА, БАБОЧКИ, ПЧЕЛЫ, ПТИЦЫ, ВОЛЧАТА, БЕЛОЛОБЫЙ, ТРОПИНКА, ТЕРЕМ.

(На экране эти слова только до тех пор пока пишут дети, как только они начинают читать, слова с экрана убираются и готовиться для показа песня из фильма «Тайна зеленного острова.)

Ученики пишут:

  1. Лес. За большими зелеными деревьями и низкими густыми кустарниками виднеется маленькая полянка. На ней порхают бабочки, жужжат пчелы, птицы выводят свои веселые песни, волчата резвятся вместе с Белолобым. К полянке тянется узкая тропинка, а там стоит терем из лиан, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
  2. В густом лесу есть маленькая полянка. Она окружена большими деревьями, под ними растут пушистые, зеленые кустарники. Полянка усыпана разноцветными цветами. И пчелы собирают нектар. Птицы поют свою весеннюю песенку. Там Белолобый играет с волчатами. Узкая тропинка ведет к зеленному терему, который построила сама природа.
  3. В густом лесу есть полянка. Её окружают высокие деревья и низкие кустарники. На зеленых ветках птицы щебечут, разноцветные бабочки, и пестрые пчелы дружно летают над яркими цветами. Свисающие густые ветки образовали зеленый терем Лесного деда. К нему по тропинке бегут волчата и Белолобый.

Учитель: Давайте прочитаем Деду наши сочинения - описания. (Дети читают)

Учитель: Молодцы ребята, вы с заданием справились замечательно. А как все остальные написали, мы с Лесным дедом почитаем сами.

Учитель: Ребята, каждый из вас описал терем Деда, не как рукотворное создание, а как создание самой природы. Почему?

Ученик: «Не трогай, старичок, моих деревьев, ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, - все тебе дам» - говорит он. Поэтому мы не могли представить терем из срубленных деревьев. Да и сам лесной Дед – по-моему - тамада природы, его защитник.

(Дети дарят Деду свои сочинения.)

Лесной дед: Как вы это хорошо заметили, ребята. Вы тоже создание природы, для вас природа тоже храм жизни и ее надо обязательно беречь. А в подарок за вашу доброту и внимание, за ваше прилежное старание учиться, я принес песню, тоже познавательную. Слушайте, смотрите, набирайтесь добра и даже можете отдохнуть, танцуя под музыку.

Физминутка:

Учитель: Ребята, слушая песенку пойдем шагать по природе.

Песня из фильма «Тайна зеленого острова».

IV. Работа по книге над текстом «Белолобый».

Учитель: Ребята, давайте теперь мы поведем деда по страницам нашей книги, где описываются его владения. Дедушка, мы еще раз окажемся па вашей воображаемой нами полянке, где Белолобый первый раз, будучи маленьким щенком, познакомился с волчатами. Теперь они самостоятельно поработают с текстом и закрепят пройденное.

Дед: Правильно, повторенье - мать ученья.

  1. Прочитайте текст, (озадачить перед чтением) читая, определите в какой части текста описание, в какой - повествование.
  2. Проверка исполнения, (дети читают описание и говорят в какой части)

Учитель: очень уж глупым описан Белолобый в рассказе.

Дед: Да нет, он не глупый, щенок он, совсем несмышленый, а это выражение «на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак» его никак не характеризует, оно просто более точно дает нам портрет щенка. Но там есть ребята еще одно слово, с которым при использовании в речи надо быть осторожным. Это слово «морда». Некоторые невоспитанные люди называют с пренебрежением других «морда». Это неуважение к себе, как человека произнесшего бранное слово, в отношении такого же как он сам человека и неуважение к лучшему другу людей -собаке, название лица которого превратили в бранное слово. Слово «Морда» должно быть сказано только по отношению к животным.

Учитель: Правильно Дед, каждое слово в русском языке имеет свое значение, и оно должно быть сказано к месту.

  1. Ребята, прочитайте пожалуйста повествование. (Дети читают повествование и называют глаголы, показывающие действия в повествовании)
  2. Запишем эти глаголы.
  3. Теперь расскажите нам о своем друге - животном, только постарайтесь его описать, (заранее дать задание: принести фотографии питомцев).

V. Подведение итогов.

Мы с лесным дедом сегодня провели у вас необычный урок, урок праздник, где вы все показали себя трудолюбивыми, умными, добрыми.

Я бы хотела знать, что самое главное каждый из вас взял с урока:

  • что родной язык надо любить, чтоб сохранить свой народ;
  • говорить надо грамотно;
  • читать надо много;
  • читать, понимая, о чем читаешь;
  • писать грамотно и красиво.

Мы закрепили знания о понятиях «повествование и описание», это важно для каждого человека, для писателя, чтобы точнее передать содержание текста, для режиссера, чтобы по описанию и повествованию поставить спектакль, для актера - войти в образ, понять, что из себя представляет его герой, для нас - чтобы, читая, могли представить о чем читаем и сами учились мастерству поэта, писателя, режиссера, актера, главное суметь стать добрее, справедливее, мудрее.

Учитель: Мы с дедом получили большое удовольствие, подарив каждому из вас частичку тепла своего сердца. Мы любим вас. Спасибо, ребята, за все. Спасибо лесной дед и тебе. Без тебя этот урок не был бы таким добрым и познавательным.

А теперь ребята, домашнее задание: На странице 24 есть еще один прекрасный текст «Старый Полкан», по условию данному к нему надо его выполнить. Оно подобно выполненному нами, да и вы знакомы с этим текстом, поэтому я его вам не объясняю.

Дети, что вы скажете нам на прощание?

Лесной дед: Спасибо ребята, приходите с добром в природу.

Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те - книг ряды,
Мой ключ - уметь читать.
До свидания! Я жду вас.

(Уходит.)

Учитель: Дед прав. Лес - это большой клад. Но самое большое богатство, которое нам дает лес - это книги. И если у вас будет ключ - это желание читать, вы будете иметь большое богатство, которое называется «знание», а ключ к этому богатству - умение читать.

Учитель: И от меня спасибо, ребята. Наш праздничный урок завершен, до новых встреч!