Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи на тему "Смыслоразлечительная роль ударения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания об ударении, дать понятие об его смыслоразличительной функции.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, способствовать развитию звукового анализа и синтеза.
  3. Воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи.

Оборудование: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Сядет тот, чьё зашифрованное имя я покажу (на доске графическими схемами записаны имёна детей, с указанием количества слогов и обозначением ударного слога).

2. Проверка домашнего задания.

- Как всегда мы начнём с проверки домашнего задания. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Я проверю ваше домашнее задание, все ошибки, найденные мной, но неисправленные, а отмеченные на полях специальной ручкой, вы можете найти и исправить сами, тогда ошибка исчезает.

а) проверка учителем-логопедом;
б) обозначение на полях условным знаком, допущенных ошибок;
в) нахождение их, и исправление самим ребёнком;
в) оценивание (безотметочное);
г) награждение (сладкие и разноцветные крупинки радости и счастья из авторучки с печатью).

- Запишите в тетрадках-дневниках дату нашего Путешествия и увлекательной вам дороги в поиске ключа от тайны фонемы!

3. Работа в тетрадях. Конкурс «Молчаливые художники».

а) Условия конкурса: Вас, ребята, ждёт интересное испытание. Конкурс «Молчаливые художники» научит вас выдержке и терпению, ведь очень нелегко работать молча, но таково условие. Я покажу слово, которое вы аккуратно и правильно перепишите в тетрадь (логопед показывает жестами, движение, имитирующее акт письма). Поставите в нём ударение (жест удара), и нарисуете (показ логопедом движения рисования) то, что вы записали, проиллюстрировав свою запись. Итак, в классе полная тишина, никто не имеет права произнести ни звука.

б) Чтение про себя.

Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.

в) Алгоритм выполнения в жестах.

Учитель-логопед жестами просит детей:

  •  записать молча это слово в тетрадь,
  •  поставить ударение,
  •  нарисовать картинку к этому слову;

г) Самостоятельная работа в тетрадях.

д) Выбор финалистов;

Логопед, обходя детей, молча выбирает тех, кто нарисовал разные рисунки и жестами просит их на доске нарисовать то, что они изобразили у себя. Подписать свой рисунок, не забыв, поставить ударение в нужном месте.

е) Работа на доске.

ё) Финальная мелодия.

Когда оба художника закончат свою работу, прозвучит мелодия, сигнализирующая о финале конкурса.

ж) Подведение итогов. Как вы думаете, кто правильно выполнил это задание? Данил или Наташа?

-Конечно, оба наши художника правы. Награды ждут призёров в конце нашего сегодняшнего путешествия.

з) Вывод. Кто скажет, чем отличаются эти два слова? Правильно, ребята, от места ударения зависит и смысл слова. Мы с вами открыли ещё одну функцию ударения смыслоразличительную. Все работали хорошо, теперь немного отдохнём, ведь путешествие продолжается и надо набраться сил. Встаём и переходим в игровую зону класса.

4. Физкультминутка (проводится в игровой зоне класса).

а) «Необычная комната» (чередование сильного напряжения и расслабления мышц рук, ног, спины).

- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:

  • потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..);
    -Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз).
  • стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);
  • стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);
  • пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).

б) Подвижная игра «Отпрыгай слово».

- Ребята, мы с вами знаем, что ударный слог в слове произносится иначе, чем безударный. Поэтому вам предстоит отпрыгать слова, обозначающие названия предъявляемых мною картинок, приседая на ударный слог.

- Внимательно слушайте пары слов, которые я назову, а картинки помогут вам не ошибиться. Логопед показывает предметные картинки: стрелки-стрелки, ирис-ирис, атлас-атлас, козлыозлы, кружки-кружки.

- Вы, молодцы! Возвращаемся на рабочие места, Путешествие продолжается!

5. Работа в тетрадях. «Быстрый диктант».

*Правила написания:

- Вас ожидает диктант, но не привычный, «Быстрый диктант». Предстоит зашифровать названия фруктов. Предъявляемые мной картинки вы будете записывать только одной буквой, той, на которую в слове падает ударение.

*называние предметных картинок фруктов;

Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.

*запись слова ударной буквой;

Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.

*проверка;

- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?

- Правильно, гласными. Почему?

- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.

* подведение итогов.

-Молодцы! Все справились с заданием, и мы все вместе можем встать и перейти к заключительному испытанию нашего необыкновенного Путешествия. Нас ждёт «Подкова счастья»!

6. Коллективная работа (проводится за столом, выполненном в форме подковы, где на равном расстоянии от учителя располагаются дети).

- Серьёзное и ответственное задание ждёт вас.

* Условия проведения:

Логопед объясняет детям, что результат выполнения этого задания, зависит от каждого. Предлагается тестовое задание, в результате которого, при условии правильного выполнения каждым своего этапа, должен получиться рисунок. Подписать название полученного изображения предстоит побуквенно, в клеточках, добавляя недостающие буквы. Подпись к рисунку, надо оформить в специальных контейнерах цветными фишками,указывающих, какой это звук (гласн. - красные, твёрдые согл. - синие и мягкие согл. - зелёные).

- Желаю удачи!

Содержание задания

  • Чтение детьми словосочетаний теста;
  • постановка ударения;
  • нахождение правильного ответа в графе с числовым обозначением;
  • стираемым фломастером на файле теста, ребята соединяют поочерёдно два числа, соответствующих правильному ответу;
  • рассматривают полученный рисунок (дом);
  • записывают в клеточках название рисунка буквами;
  • самостоятельно, с помощью цветных фишек в звуковых линеечках обозначают звуками слово дом;
  • коллективная проверка;
  • награждение лучших;

- Благодаря тому, что все вместе хорошо потрудились, помогали друг другу, вы справились и с этим заданием. За этим столом мы получаем минуты радости. Салют от «Подковы счастья»! (выдувают мыльные пузыри).

7. Домашнее задание:

- Чтобы на следующее занятие нас снова порадовала «подкова» вам предстоит выполнить домашнее задание. Участникам необычного путешествия вручаются приглашения-карточки, по теме «Ударение», с учётом дифференцированного подхода. Те, кто выполнит домашнее задание, сможет продолжить наше Путешествие за заветным ключом от тайны фонемы.

8. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу, вы все замечательно поработали. Чтобы следующий раз к нам в гости снова могло Ударение вспомним…

- На какую букву в слове падает ударение?

- Сколько раз встречается ударение в слове?

- Для чего нам необходимо ударение?

9. Награждение.

Поощрение победителей конкурса «Молчаливые художники» и тех, кто был активен на занятии.