Цели:
- Закрепить знания об ударении, дать понятие об его смыслоразличительной функции.
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, способствовать развитию звукового анализа и синтеза.
- Воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи.
Оборудование: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Сядет тот, чьё зашифрованное имя я покажу (на доске графическими схемами записаны имёна детей, с указанием количества слогов и обозначением ударного слога).
2. Проверка домашнего задания.
- Как всегда мы начнём с проверки домашнего задания. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Я проверю ваше домашнее задание, все ошибки, найденные мной, но неисправленные, а отмеченные на полях специальной ручкой, вы можете найти и исправить сами, тогда ошибка исчезает.
а) проверка учителем-логопедом;
б) обозначение на полях условным знаком, допущенных ошибок;
в) нахождение их, и исправление самим ребёнком;
в) оценивание (безотметочное);
г) награждение (сладкие и разноцветные крупинки радости и счастья из авторучки с печатью).
- Запишите в тетрадках-дневниках дату нашего Путешествия и увлекательной вам дороги в поиске ключа от тайны фонемы!
3. Работа в тетрадях. Конкурс «Молчаливые художники».
а) Условия конкурса: Вас, ребята, ждёт интересное испытание. Конкурс «Молчаливые художники» научит вас выдержке и терпению, ведь очень нелегко работать молча, но таково условие. Я покажу слово, которое вы аккуратно и правильно перепишите в тетрадь (логопед показывает жестами, движение, имитирующее акт письма). Поставите в нём ударение (жест удара), и нарисуете (показ логопедом движения рисования) то, что вы записали, проиллюстрировав свою запись. Итак, в классе полная тишина, никто не имеет права произнести ни звука.
б) Чтение про себя.
Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.
в) Алгоритм выполнения в жестах.
Учитель-логопед жестами просит детей:
- записать молча это слово в тетрадь,
- поставить ударение,
- нарисовать картинку к этому слову;
г) Самостоятельная работа в тетрадях.
д) Выбор финалистов;
Логопед, обходя детей, молча выбирает тех, кто нарисовал разные рисунки и жестами просит их на доске нарисовать то, что они изобразили у себя. Подписать свой рисунок, не забыв, поставить ударение в нужном месте.
е) Работа на доске.
ё) Финальная мелодия.
Когда оба художника закончат свою работу, прозвучит мелодия, сигнализирующая о финале конкурса.
ж) Подведение итогов. Как вы думаете, кто правильно выполнил это задание? Данил или Наташа?
-Конечно, оба наши художника правы. Награды ждут призёров в конце нашего сегодняшнего путешествия.
з) Вывод. Кто скажет, чем отличаются эти два слова? Правильно, ребята, от места ударения зависит и смысл слова. Мы с вами открыли ещё одну функцию ударения смыслоразличительную. Все работали хорошо, теперь немного отдохнём, ведь путешествие продолжается и надо набраться сил. Встаём и переходим в игровую зону класса.
4. Физкультминутка (проводится в игровой зоне класса).
а) «Необычная комната» (чередование сильного напряжения и расслабления мышц рук, ног, спины).
- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:
- потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..);
-Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз). - стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);
- стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);
- пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).
б) Подвижная игра «Отпрыгай слово».
- Ребята, мы с вами знаем, что ударный слог в слове произносится иначе, чем безударный. Поэтому вам предстоит отпрыгать слова, обозначающие названия предъявляемых мною картинок, приседая на ударный слог.
- Внимательно слушайте пары слов, которые я назову, а картинки помогут вам не ошибиться. Логопед показывает предметные картинки: стрелки-стрелки, ирис-ирис, атлас-атлас, козлы-козлы, кружки-кружки.
- Вы, молодцы! Возвращаемся на рабочие места, Путешествие продолжается!
5. Работа в тетрадях. «Быстрый диктант».
*Правила написания:
- Вас ожидает диктант, но не привычный, «Быстрый диктант». Предстоит зашифровать названия фруктов. Предъявляемые мной картинки вы будете записывать только одной буквой, той, на которую в слове падает ударение.
*называние предметных картинок фруктов;
Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.
*запись слова ударной буквой;
Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.
*проверка;
- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?
- Правильно, гласными. Почему?
- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.
* подведение итогов.
-Молодцы! Все справились с заданием, и мы все вместе можем встать и перейти к заключительному испытанию нашего необыкновенного Путешествия. Нас ждёт «Подкова счастья»!
6. Коллективная работа (проводится за столом, выполненном в форме подковы, где на равном расстоянии от учителя располагаются дети).
- Серьёзное и ответственное задание ждёт вас.
* Условия проведения:
Логопед объясняет детям, что результат выполнения этого задания, зависит от каждого. Предлагается тестовое задание, в результате которого, при условии правильного выполнения каждым своего этапа, должен получиться рисунок. Подписать название полученного изображения предстоит побуквенно, в клеточках, добавляя недостающие буквы. Подпись к рисунку, надо оформить в специальных контейнерах цветными фишками,указывающих, какой это звук (гласн. - красные, твёрдые согл. - синие и мягкие согл. - зелёные).
- Желаю удачи!
Содержание задания
- Чтение детьми словосочетаний теста;
- постановка ударения;
- нахождение правильного ответа в графе с числовым обозначением;
- стираемым фломастером на файле теста, ребята соединяют поочерёдно два числа, соответствующих правильному ответу;
- рассматривают полученный рисунок (дом);
- записывают в клеточках название рисунка буквами;
- самостоятельно, с помощью цветных фишек в звуковых линеечках обозначают звуками слово дом;
- коллективная проверка;
- награждение лучших;
- Благодаря тому, что все вместе хорошо потрудились, помогали друг другу, вы справились и с этим заданием. За этим столом мы получаем минуты радости. Салют от «Подковы счастья»! (выдувают мыльные пузыри).
7. Домашнее задание:
- Чтобы на следующее занятие нас снова порадовала «подкова» вам предстоит выполнить домашнее задание. Участникам необычного путешествия вручаются приглашения-карточки, по теме «Ударение», с учётом дифференцированного подхода. Те, кто выполнит домашнее задание, сможет продолжить наше Путешествие за заветным ключом от тайны фонемы.
8. Итог занятия.
- Занятие подошло к концу, вы все замечательно поработали. Чтобы следующий раз к нам в гости снова могло Ударение вспомним…
- На какую букву в слове падает ударение?
- Сколько раз встречается ударение в слове?
- Для чего нам необходимо ударение?
9. Награждение.
Поощрение победителей конкурса «Молчаливые художники» и тех, кто был активен на занятии.