І. Организационный этап
ІІ. Актуализация знаний
- В небе Солнышко проснулось. Солнце детям говорит.
- Хотите ли вы узнать что сказало солнышко?
- Посмотрите на схему.
- Сколько в слове гласных звуков?
- Сколько в слове согласных звуков?
- Сколько в слове слогов?
- Какой по счету ударный слог?
Дидактическая игра «Что сказало Солнышко»
- Сейчас солнышко расправит лучики, покажет на лучиках картинки, а предложит загадки про звуки, вы попробуете их угадать. Если загадки угаданы верно, то вам откроется тайна и вы увидите место нашего путешествия
- Готовы разгадывать? Тогда вперёд! Возьмите свои путевые листы и внимательно меня слушайте. (В путевых листах заготовка для схемы слова-отгадки.)
- 1 лучик принёс картинку «листик». Посмотрите на слайд.
- Найдите в этом слове звук согласный, твердый, глухой. ([К], [С])
- В этом слове подходят два звука. Назовите тот, что слышится раньше. ([С]) Назовите его мягкую пару. ([С]).
- Поставьте в схеме нужную фишку, обозначьте звук буквой.
- Посмотрите на слайд. У вас так?
- 2 лучик принес вам «Камень». Посмотрите на слайд.
- В слове «Камень» есть согласный, мягкий, звонкий звук. Найдите его. ([М], [Н])
- Назовите тот, что слышится раньше.
- Назовите его твердую пару. ([М])
- Поставьте фишку.
- У вас так?
-Можете звук обозначить буквой?
- 3 лучик принес «Гнездо»Посмотрите на слайд.
- В этом слове назови безударный гласный. ([Э],)
- Поставьте фишку. Какой буквой нужно его обозначить? (После мягкого пишу е.)
- У вас так?
- 4 лучик принес «Ромашки»Посмотрите на слайд.
- В нем найдите согласный, твердый, глухой. ([ш])
- Поставьте фишку.
- Сможем обозначить этот звук буквой? (Нет мы его еще не учили.)
- Проверьте схему.
- 5 лучик принес «Камыш»Посмотрите на слайд.
Этот вопрос предполагает ответ слабого ученика.
- Произнеси первый гласный звук, Дайте его характеристику. (Он безударный.)
- Поставьте фишку.
- Проверьте.
- 6 лучик принес «Речка»Посмотрите на слайд.
Этот вопрос предполагает ответ слабого ученика.
- Назовите первый звук. ([Р])
- Дай его характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий.)
- Назовите его мягкую пару. ([Р])
- Поставьте фишку.
- Можем обозначить его буквой?
- Вы наверное догадались кто приглашает вас в путешествие?
- Конечно же это Смешарики.
- Закончите схему до конца.
- Проверьте.
Почему не обозначили твердый звук буквой?
(Это звук [Ш], а мы не умеем обозначать его буквой.)
ІІІ. Постановка цели и задачи урока
- Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать звук[Ш] буквой, потом читать слоги и слова с этой буквой.)
- Да. Звук [Ш] обозначают буквами Ш, ш. (Дети заменяют фишку со звуком [Ш] буквой Ш.)
ІV. Первичное усвоение новых знаний
1. Знакомстство с новой буквой
Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
- Назовите мягкую пару звука [Ш]. (Дети предлагают свои варианты, но ничего у них не получается.)
- Смешарики сегодня путешествуют по «Планете открытий» и приглашают нас отправиться вместе с ними на поиски мягкой пары звука [Ш].
Сейчас не стоит стоять в середине пути.
Пора бы и мягкую пару скорее найти.
Смелее. Открытия ждут нас с тобой впереди.
2. Физкультурная минутка
За тучку солнце спряталось
На целую минутку.
А мы все дружно проведём физкультурную минутку.
Поглядело солнце влево.
Поглядело солнце вправо.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
V. Первичная проверка понимания
1. Упражнение в слышанье звуков.
Смешарики – это смешные мультяшки. Посмотрите на них. Вспомните как их зовут и назовите только тех, у кого в имени услышите звук [Ш] . (Смеш-ш-ш-арик - [Ш], согласный твердый…)
- Нашли вы мягкую пару? (Нет.)
-Тогда вперёд. За открытием. Очень обидно, что сразу его не нашли. А когда обидно, то становится очень скучно.
Не любят Смешарики скучные дни-
Решили открытий наделать они!
Лосяш усмехнулся: «Они ж на виду!
Берём телескоп – открываем звезду!»
Мы продолжаем открытья искать.
Смешарики нас зовут поиграть.
2. Чистоговорки
- Встаньте пожалуйста. Сейчас вы будите за мной повторять слоги.
- Я буду читать вам чистоговорки, а вы внимательно прислушивайтесь. Если услышите звук [Ш], то хлопните в ладоши два раза, а если услышите его мягкую пару, то хлопните в ладоши один раз.
- Ша-ша-ша - наша Нюша хороша.
- Ош- ош-ош – в ракету шлёпает Крош.
- Аш-аш-аш – жуков любит наш Бараш.
- Яш- яш-яш – шуршит книгой наш Лосяш.
- Ёш-ёш-ёш – нашёл банку умный Ёж.
-Нашли мягкую пару? (Нет.)
3. Чтение слогов.
- А может нам лучше с ними почитать?
Совунья предлагает карточки взять.
- Посмотрите на карточки.
(На карточках задания двух уровней. Для детей с низки уровнем развития задания первого уровня, а для детей высокого уровня развития задания второго уровня.)
- Читаем твёрдо. (ша, шо,шу, шы, ше)
- Читаем мягко. (шя - [ША], шё-[ШО], шю - [ШУ], ши - [ШЫ], ше - [ШЭ],)
- Получилось прочитать мягко? (Нет.)
- Тогда снова в путь.
4. Чтение слов.
Надеть акваланги! – командует Пин. –
Разведаем тайны подводных глубин!
Открытия ждут нас в пучине морей.
За мной, водолазы! Ныряем скорей!
VІ. Организация усвоения способов деятельности
1. Чтение предложений.
Кар-Карыч уверен, что к тайнам ведёт
Секретный подземный запутанный ход.
Хотите открытий побольше открыть?
Бери карандаш! Их нужно отрыть.
1 уровень (Работают с учителем. Продолжаем искать мягкую пару.)
Найди Смешариков среди строчки букв.
Бараш Брашабашабарбарашшабарбараш
Лосяш Осалосяошосялосяшлосяш
Пин Пиниппинпиннпикнпи
Нюша Нюшюнанашюнюшаашна
У Бараша молоток.
У Кар-Карыча клюв.
У ёжика наушники.
2 уровень (Работают самостоятельно.)
Найди Смешариков среди строчки букв и обведи их имена. Найди мягкую пару.
Нюшюнанашюнюшаашна
Пиниппинпиннпикнпи
Осалосяошосялосяшлосяш
Брашабашабарбарашшабарбараш
Соедини части предложений. Ищи мягкую пару.
Проверка самостоятельной работы детей второго уровня
- Сколько раз встретили имя Нюша, Пин,Лосяш, Бараш?
Удалось найти мягкую пару.(Нет.)
- А Смешарики не унимаются.
Копатыч сказал: «Чтоб открытия найти,
Иди на природу! Недолго идти.
Присядь на пенёк, оглянись-ка вокруг…
Исотни открытий ты сделаешь вдруг!»
1 Уровень. (Читают с учителем и стукают карандашо по парте, если услышат звук [Ш]?)
Шёл я лесом и боялся…
Чей- то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
2. Уровень.
Прочитай самостоятельно. Подчеркни слова со звуком[Ш]?
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
- Давайте проверим, удалось ли найти мягкую пару. Дети произносят слова со звуком [Ш].
В беседу Совунья вступила тогда:
«Не надо за ними идти никуда.
Открытий и дома хватает порой.
Желаешь проверить – учебник открой.
(Дети открывают учебник и читают правило.)
- Почему же мы не нашли мягкую пару? (У звука [Ш] нет мягкой пары.)
VІІ. Рефлексия.