Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа XXI в. с применением дифференцированного обучения и информационно-компьютерных технологий"

Разделы: Начальная школа


І. Организационный этап

ІІ. Актуализация знаний

1 СЛАЙД.

- В небе Солнышко проснулось. Солнце детям говорит.

- Хотите ли вы узнать что сказало солнышко?

- Посмотрите на схему.

- Сколько в слове гласных звуков?

- Сколько в слове согласных звуков?

- Сколько в слове слогов?

- Какой по счету ударный слог?

Дидактическая игра «Что сказало Солнышко»

- Сейчас солнышко расправит лучики, покажет на лучиках картинки, а предложит загадки про звуки, вы попробуете их угадать. Если загадки угаданы верно, то вам откроется  тайна и вы увидите место нашего путешествия

- Готовы разгадывать? Тогда вперёд! Возьмите свои путевые листы и внимательно меня слушайте. (В путевых листах заготовка для схемы слова-отгадки.)

2 СЛАЙД.

- 1 лучик принёс картинку «листик». Посмотрите на слайд.

- Найдите в этом слове звук согласный, твердый, глухой. ([К], [С])

- В этом слове подходят два звука. Назовите тот, что слышится раньше. ([С]) Назовите его мягкую пару. ([С]).

- Поставьте в схеме нужную фишку, обозначьте звук буквой.

3 СЛАЙД.

- Посмотрите на слайд. У вас так?

4 СЛАЙД.

- 2 лучик принес вам «Камень». Посмотрите на слайд.

- В слове «Камень» есть согласный, мягкий, звонкий звук. Найдите его. ([М], [Н])

- Назовите тот, что слышится раньше.

- Назовите его твердую пару. ([М])

- Поставьте фишку.

5 СЛАЙД.

- У вас так?

-Можете звук обозначить буквой?

6 СЛАЙД.

- 3 лучик принес «Гнездо»Посмотрите на слайд.

- В этом слове назови безударный гласный. ([Э],)

- Поставьте фишку. Какой буквой нужно его обозначить? (После мягкого пишу е.)

7 СЛАЙД.

- У вас так?

8 СЛАЙД.

- 4 лучик принес «Ромашки»Посмотрите на слайд.

- В нем найдите согласный, твердый, глухой. ([ш])

- Поставьте фишку.

- Сможем обозначить этот звук буквой? (Нет мы его еще не учили.)

9 СЛАЙД.

- Проверьте схему.

10 СЛАЙД.

- 5 лучик принес «Камыш»Посмотрите на слайд.

Этот вопрос предполагает ответ слабого ученика.

- Произнеси первый гласный звук, Дайте его характеристику. (Он безударный.)

- Поставьте фишку.

11 СЛАЙД.

- Проверьте.

14 СЛАЙД.

- 6 лучик принес «Речка»Посмотрите на слайд.

Этот вопрос предполагает ответ слабого ученика.

- Назовите первый звук. ([Р])

- Дай его характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий.)

- Назовите его мягкую пару. ([Р])

- Поставьте фишку.

15 СЛАЙД.

- Можем обозначить его буквой?

- Вы наверное догадались кто приглашает вас в путешествие?

- Конечно же это Смешарики.

- Закончите схему до конца.

- Проверьте.

Почему не обозначили твердый звук буквой?

(Это звук [Ш], а мы не умеем обозначать его буквой.)

ІІІ. Постановка цели и задачи урока

- Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать звук[Ш] буквой, потом читать слоги и слова с этой буквой.)

- Да. Звук [Ш] обозначают буквами Ш, ш. (Дети заменяют фишку со звуком  [Ш] буквой Ш.)

ІV. Первичное усвоение новых знаний

1. Знакомстство с новой буквой

23, 24, 25 СЛАЙД.

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

- Назовите мягкую пару звука [Ш].  (Дети предлагают свои варианты, но ничего у них не получается.)

- Смешарики сегодня путешествуют по  «Планете открытий» и  приглашают нас отправиться вместе с ними  на поиски мягкой пары звука [Ш].

Сейчас не стоит стоять в середине пути.
Пора бы и мягкую пару скорее найти.
Смелее. Открытия ждут нас с тобой впереди.

2. Физкультурная минутка

За тучку солнце спряталось
На целую минутку.
А мы все дружно проведём физкультурную минутку.
Поглядело солнце влево.
Поглядело солнце вправо.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.

V. Первичная проверка понимания

1. Упражнение в слышанье звуков.

Смешарики – это смешные мультяшки. Посмотрите на них. Вспомните как их зовут и назовите только тех, у кого в имени услышите звук [Ш] . (Смеш-ш-ш-арик - [Ш], согласный твердый…)

- Нашли вы мягкую пару? (Нет.)

-Тогда вперёд. За открытием. Очень обидно, что сразу его не нашли. А когда обидно, то становится очень скучно.

Не любят Смешарики скучные дни-
Решили открытий наделать они!
Лосяш усмехнулся: «Они ж на виду!
Берём телескоп – открываем звезду!»

Мы продолжаем открытья искать.
Смешарики нас зовут поиграть.

2. Чистоговорки

- Встаньте пожалуйста. Сейчас вы будите за мной повторять слоги.

- Я буду читать вам чистоговорки, а вы внимательно прислушивайтесь. Если услышите звук [Ш], то хлопните в ладоши два раза, а если услышите его мягкую пару, то хлопните в ладоши один раз.

- Ша-ша-ша  - наша Нюша хороша.

- Ош- ош-ош – в ракету шлёпает Крош.

- Аш-аш-аш – жуков любит наш Бараш.

- Яш- яш-яш – шуршит книгой наш Лосяш.

- Ёш-ёш-ёш – нашёл банку умный Ёж.

-Нашли мягкую пару? (Нет.)

3. Чтение слогов.

- А может нам лучше с ними почитать?
Совунья предлагает карточки взять.

- Посмотрите на карточки.

(На карточках задания двух уровней. Для детей с низки уровнем развития задания первого уровня, а для детей высокого уровня развития задания второго уровня.)

Приложение 1.

- Читаем твёрдо. (ша, шо,шу, шы, ше)

- Читаем мягко. (шя - [ША],  шё-[ШО], шю - [ШУ], ши - [ШЫ], ше - [ШЭ],)

- Получилось прочитать мягко? (Нет.)

- Тогда снова в путь.

4. Чтение слов.

26 СЛАЙД.

Надеть акваланги! – командует Пин. –
Разведаем тайны подводных глубин!
Открытия ждут нас в пучине морей.
За мной, водолазы! Ныряем скорей!

Приложение 2.

. Организация усвоения способов деятельности

1. Чтение  предложений.

27 СЛАЙД.

Кар-Карыч  уверен, что к тайнам ведёт
Секретный подземный запутанный ход.
Хотите открытий побольше открыть?
Бери карандаш! Их нужно отрыть.

1 уровень (Работают с учителем. Продолжаем искать мягкую пару.)

Найди Смешариков среди строчки букв.

Бараш Брашабашабарбарашшабарбараш 
Лосяш Осалосяошосялосяшлосяш
Пин Пиниппинпиннпикнпи
Нюша Нюшюнанашюнюшаашна

У Бараша       молоток.
У Кар-Карыча    клюв.
У ёжика        наушники.

2 уровень (Работают самостоятельно.)

Найди Смешариков среди строчки букв и обведи их имена. Найди мягкую пару.

Нюшюнанашюнюшаашна
Пиниппинпиннпикнпи
Осалосяошосялосяшлосяш
Брашабашабарбарашшабарбараш 

Соедини части предложений. Ищи мягкую пару.

Проверка самостоятельной работы детей второго уровня 

- Сколько раз встретили имя Нюша, Пин,Лосяш, Бараш?

Удалось найти мягкую пару.(Нет.)

- А Смешарики не унимаются.

28 СЛАЙД.

Копатыч сказал: «Чтоб открытия найти,
Иди на природу! Недолго идти.
Присядь на пенёк, оглянись-ка вокруг…
Исотни открытий ты сделаешь вдруг!»

1 Уровень. (Читают с учителем и стукают карандашо по парте, если услышат звук [Ш]?)

Шёл я лесом и боялся…
Чей- то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?

2. Уровень.

Прочитай самостоятельно. Подчеркни слова со звуком[Ш]?

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.

- Давайте проверим,  удалось ли найти мягкую пару. Дети произносят слова со звуком [Ш].

29 СЛАЙД.

В беседу Совунья вступила тогда:
«Не надо за ними идти никуда.
Открытий и дома хватает порой.
Желаешь проверить – учебник открой.

(Дети открывают учебник и читают правило.)

- Почему же мы не нашли мягкую пару? (У звука [Ш] нет мягкой пары.)

VІІ. Рефлексия.