Цель урока:
- уточнить представления и значения учащихся о функции слова в речи;
- развивать умения детей распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в предложении;
- развивать навыки письма слов с буквами а, е, и, о, с безударными гласными в двусложных словах;
- учить учащихся пользоваться правилами;
- формировать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфические навыки;
- развивать речь, память, мышление фонематический слух;
- воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений;
- повторить правила дорожного движения, предупреждение детского травматизма.
Оборудование:
- Сигнальные карточки (светофорчик).
- Индивидуальный набор гласных букв.
- Цветные карандаши.
- Плакаты и рисунки по правилам дорожного движения.
- Ребусы, загадки.
- Учебник «Русский язык 2 класс Т.Г. Рамзаева».
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы урока.
У: На уроке мы повторим слова, обозначающие предметы, действия предметов, признак предметов.
II. Проверка домашнего задания
У: Открываем тетради, проверяем домашнюю работу. Какие слова обозначают предметы?
Д: Они отвечают на вопрос: кто? что? Что? – Машины, конфеты, билеты, площадь, уголь, кукурузу, грузы.
У: Какие слова обозначают действия предмета?
Д: Отвечают на вопросы: что делает? что делают? Что делают? – Делают, выдают, подметают, добывают, сеют, перевозят.
У: Какие слова обозначают признак предмета?
Д: Отвечают на вопросы: какие? какая? какой? какие? Какие? – Умные, добрые, строгие, сильные, славные, быстрые.
У: Машины бывают разные, но сегодня мы поговорим о машинах которые живут на улицах нашего города. У всех машин и пешеходов есть добрый друг. он сегодня пришел к нам на урок. Кто это?
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий ... (светофор)
Рисунок 1
III. Чистописание
У: Открываем тетради; следим за посадкой; ручка – «легкое перышко,» «порхающая бабочка».
(Учитель записывает на доске.)
ООО све/то/фор ООО
У: Найдите ударный слог, укажите ударение и отметьте буквы безударного гласного звука.
(На доске ставится значок ударения, и точки под буквами Е и О.)
У: Проговорите слово орфографически, а теперь я закрою слово, а вы запишите его по памяти, как оно было написано. Отмечайте «опасные места.»
У: Кто уже записал слово, скажите, что нужно сделать, после того, как работа выполнена?
Д: Проверить.
У: Верно.
У: Кто догадается, что нужно делать, проверяя, правильно ли записано слово?
Д: Прочитать слово по слогам, посмотреть на «опасные места».
У: Сверьте, отмечены ли « опасные места» в слове СВЕТОФОР? Если нет, то отметьте. Подчеркните буквы безударных гласных
(Во время ответов дети используют макет «светофорчик». Если они согласны с ответом учащегося, то показывают зеленый сигнал «светофорчика», а если не согласны, то красный).
У: Молодцы, ребята.
У: Выполняй закон простой красный свет зажегся.
Д: Стой.
У: Желтый вспыхнул.
Д: Подожди!
У: А зеленый свет –
Д: Иди
У: Что объединяет все эти слова? Что обозначают эти слова?
Д: Признак предмета.
У: На какой вопрос они отвечают?
Д: Какой?
У: Запишите слова: красный, желтый, зеленый.
У: Разделите слова на слоги. Обозначьте ударения.
(Дети выполняют задания в тетрадях.)
Назовите трехсложные слова?
Д: Зеленый.
У: Докажите.
Д: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV. Самостоятельная работа. Зрительно-слуховой диктант
У: Прочитайте двустишье. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы.
Свет з...леный г...в...рит:
Прох...дите – путь открыт!
У: Вспоминаем памятку как писать без ошибок?
Д: Находим в слове орфограммы и определяем, знаем ли буквы, если не знаем, то пишем с «окошками». Если знаем, то пишем без «окошек», отмечаем орфограммы.
У: Проверяем самостоятельную работу.
Для проверки ученики используют индивидуальный набор гласных букв.
Д: В слове зеленый безударная гласная е – проверочное слово – зелень. В слове говорит – безударная гласная –о– и –о– проверочные слова: говор, поговорка.
В слове проходите безударная гласная – о – проверочное слово проход.
У: Как проверить безударные гласные?
Д: Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.
I в. Подчеркнуть слова, обозначающий предмет.
II в. Подчеркнуть слова, обозначающие действия предмета.
У: Умнички, ребята.
V. Словарная работа
У: Мы вошли с вами во двор
И вдруг:
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Что это?
Рисунок 2
Д: Улица.
У: Сколько слогов в слове улица?
Д: 3 слога.
У: Какой слог ударный?
Д: 1-й слог ударный.
У: Гласная «И» безударная – ее нельзя проверить – ее мы запоминаем. Это слово
«живет в словарике». Подберем однокоренные слова к слову
Улица.
Уличный (тротуар) ч//ц
Уличка.
У: Знаете ли вы, что когда-то существовало слово «ула». Оно имело значение «проход». Корень слова ула мы можем, найди в словах переулок, улочка, закоулок. Теперь мы употребляем в нашей речи слово улица выделяем в словах корень улиц–.
Составление предложения.
У: По утрам нас встречают шумные городские улицы. Мы слышим гул мотора. Что это?
Д: Это мчится машина.
Рисунок 3
(Учитель читает слова.)
У: Послушайте, ребята:
Ул...цам
Мч...тся
По
Гор...да
Маш...ины
Быстрые
У: Что я прочитала?
Д: Слова.
У: Что они обозначают?
Д: Предметы, действия предметов, признаки предметов.
У: Молодцы. А теперь составим из данных слов предложение.
(Дети составляют предложение) По улицам города мчатся быстрые машины. На какие орфограммы встретились слова?
Д: Безударные гласные непроверяемые ударением, сочетания ЖИ__ШИ, ЧА_ЩА, правописание предлогов.
У: Чем предложение отличается от слова? Что знаем о предложении?
Д: Предложение выражает законченную мысль, запишите предложение, вставьте пропущенные орфограммы. Выделите грамматическую основу.
У: Часто мы встречаем такое выражение: Будет и на нашей улице праздник – значит, для нас наступают радостные дни. Зеленая улица – открытый, свободный путь для чего-либо.
VI. Физкультминутка
У: Когда по улицам города мчатся машины, нужно быть очень внимательными и осторожными. Давайте отдохнем. Дети поют песенку и выполняют упражнения.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой.Я тебя ладонью хлопал
Ты скакал и громко топал
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.А потом ты покатился
И назад не воротился
Покатился в огород
Докатился до воротПодкатился под ворота
Добежал до поворота
Там попал под колесо
Хлопнул, лопнул – вот и все!
У: Что случилось с нашим главным героем? Какая основная мысль этой песенки?
Д: Нельзя играть на дорогах и улицах города!
У: Где можно играть в мяч, кататься на коньках, санках, играть в хоккей?
Д: Играть можно в парках, скверах, на спортивных площадках, на стадионах..
VII. Веселые знаки
У:
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она азбука над головой, знаки развешаны вдоль мостовой.
У: Ребята, прочитайте слова в левом столбике.
Дети читают.
У: Что они обозначают?
Д: Признак предмета.
У: Прочитай слова в правом столбике. Что они обозначают?
Д: Предметы.
У: Образуйте из данных слов словосочетание. Устно.
Д: Пешеходный переход.
Рисунок 4
Автозаправочная станция.
Рисунок 5
Скользкая дорога.
Рисунок 6
Двустороннее движение.
Рисунок 7
У: На улице вы кто?
Д: пешеходы.
У: В транспорте?
Д: пассажиры.
У: Ребята, вы должны соблюдать правила дорожного движения и не забывать о дорожных знаках. Запишите одно словосочетание по рядам к определенному знаку.
– Какой знак для водителей очень важный?
– О каком знаке не должны забывать пешеходы?
I ряд |
II ряд |
III ряд |
Пешеходный переход |
Скользкая дорога |
Автозаправочная станция |
VIII. Развитие речи. Творческая работа
У: Нельзя забывать о правилах дорожного движения. Когда мы идем в школу, в магазин необходимо быть внимательными.
У: К нам пришло любопытно письмо. Давайте попробуем его расшифровать. (На доске записан текст.)
Ребята!
Наступило раннее ________.
Ожили городские _________. Бегут по мостовой ______ и ________.
На перекрестке _________ встречает ___________. Ребята! Будьте внимательны при переходе УЛИЦЫ!
У: Что необычного в этом тексте?
Д: Предложения незакончены.
У: Давайте постараемся дополнить их.
(Дети дополняют предложения устно, вставляя пропущенные слова на карточках: УТРО, УЛИЦЫ, МАШИНЫ, АВТОБУСЫ, ДЕТЕЙ, СВЕТОФОР).
У: Найдите предложение, обозначающее призыв. Запишите его.
(Дети записывают предложение.) Ребята! Будьте внимательны при переходе улицы!
IX. Обобщение по теме. Вывод по уроку. Оценки
У: Что вы знаете о слове?
Д: Слово может обозначать предмет, действие, признак предмета.
У: На какие вопросы отвечают слова, обозначающий предмет?.
Д: Кто? Что?
У: Что обозначают слова, отвечающие на вопросы (Что делать?) и (Что сделать?).
Д: Действие предмета.
У: Чем предложение отличается от слова?
Д: Предложение выражает законченную мысль. В предложении о ком-то или о чем-то говорится.
У: Как в предложении называет подлежащие и сказуемое?
Д: Главные члены предложения.
У: С каким словарным словом мы познакомились?
Д: Улица.
Домашнее задание:
У: Много пословиц и поговорок есть о транспорте, о правилах дорожного движения в русском языке. Их создает сам народ. Запишите дома две пословицы или поговорки о правилах дорожного движения.
(Примерные ответы детей).
– Тиши едешь – дальше будешь!
– Не уверен – не обгоняй!
– Не ищут дороги, а спрашивают о ней.
– Где идет дорога, там и будет путь.
– Дорога как скатерть – садись да катись.
– Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
X. Итог урока
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
Дополнительный материал к уроку