Оборудование: Телевизор (или проектор) и подключенный к нему компьютер.
Приложение:
- Презентация PowerPoint «Сложение отрицательных чисел» <Приложение1>
- Листы личных достижений <Приложение2>
- Индивидуальные карточки <Приложение3>
- Ответы индивидуальных карточек <Приложение4>
- Грамота лучшему ученику <Приложение5>
Цели и задачи:
- Образовательная: помочь учащимся вывести правило сложения отрицательных чисел.
- Воспитательная: воспитывать интерес к математике, применяя интересные задания, используя различные формы работы.
- Развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно; развивать умение оценить свои силы, используя задания разного уровня сложности.
Тип урока: Объяснение нового материала.
План урока:
- Орг. момент: раздать тетради и отметить отсутствующих. (1-2 мин.)
- Повторение пройденного материала. (1-2 мин.)
- Объяснение нового материала. (5-7 мин.)
- Закрепление материала (решение исторической задачи по группам). (8-10 мин.)
- Ознакомление учеников с правилами работы по карточкам. (2 мин.)
- Закрепление материала (индивидуальная работа с карточками). (8-10 мин.)
- Проверка индивидуальной работы, заполнение листа индивидуальных достижений и перевод набранных баллов в оценку. (1-2 мин.)
- Озвучивание оценок и выдача грамоты ученику, набравшему наибольшее количество баллов. (1 мин.)
- Запись домашнего задания. (1 мин.)
1. Организационный момент – 1-2 мин.
Начнем урок. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Сложение отрицательных чисел».
В начале урока мы повторим изученный материал, затем сформулируем правило сложения отрицательных чисел, потом решим одну задачу и в конце урока поработаем по карточкам. За этот урок каждый из вас получит оценку и я надеюсь что все они будут положительными.
2. Повторение пройденного материала. 2-3 мин.
Сейчас мы с вами повторим изученный материал по данной теме.
- Что называют модулем числа?
(Ответ: модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки а.)
(Слайд-2)
- Чему равен модуль числа... |5|, |-9| и |0|
(Ответ: 5; 9; 0)
- Сравните числа…
(Слайд-3)
- Сравните числа (какое больше). -3 и 1; -8 и 0; -2 и -12
- Если сравнивать положительное и отрицательное число, то всегда больше… какое?
(Ответ: положительное).
- Если сравнивать отрицательное число и ноль, то всегда больше… какое?
(Ответ: ноль).
- Если сравнивать два отрицательных числа, больше то…?
(Ответ: у которого модуль меньше или которое находиться ближе к нулю на координатной плоскости).
3. Объяснение нового материала.
(Слайд-4)
Как вы знаете, впервые отрицательные числа появились в Китае во 2 веке до нашей эры. И толковались отрицательные числа как долг, а положительные числа – как имущество.
(Слайд-5)
Разберем задачу:
Древний Китай. Бедный крестьянин берет в долг у своего богатого соседа 3 мешка риса для весенней посадки. Однако лето было плохое, засушливое и бедный крестьянин ничего осенью со своего поля не собрал. А впереди зима, и пришлось идти бедняку к соседу опять. Богатый сосед не отказал и дал в долг еще 7 мешков риса, но с условием вернуть весь долг с 10% надбавкой. Сколько же мешков риса должен отдать бедный крестьянин?
(Слайд-6)
Краткая запись задачи на экране.
Далее на доске: 3 мешка риса взяты в долг, значит тройка будет каким числом… (положительным или отрицательным)? Точно также и 7, тоже будет числом отрицательным. Нам нужно найти сумму этих отрицательных чисел: -3 + (-7) = ? 10, а как вы думаете 10 будет положительным числом или отрицательным? (отрицательным -10).
И так, крестьянин должен 10 мешков риса, но условие - вернуть весь долг с 10% надбавкой. Нам нужно найти 10% от числа…? (10) Как нам быстро найти 10% от 10. (поделить на 10 и ответ 1)
Значит суммарно
-10 + (-1) = ? … -11.
Итак, мы вычислили долг бедного крестьянина, он составил 11 мешков риса.
А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим на два эти примера и попробуем сформулировать правило сложения отрицательных чисел.
(Слайд-7)
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно: сложить их модули и поставить перед полученным числом знак минус «-». (правило записываем в тетрадь)
(Слайд-8)
Короткая устная работа, на экране примеры:
-20 + (-15) = -35
-1,5 + (-4,5) = -6
-12 + (-13) + (-14) = -39
4. Групповая работа с исторической задачей.
Молодцы! А сейчас немного отдохнем и послушаем историю.
(Слайд-9)
Внимание на экран. Как вы знаете, раньше на берегах Амура не было русских поселений. Только в середине 17 века на Амуре появились первые русские люди, землепроходцы Поярков Василий Данилович и Хабаров Ерофей Павлович. А в середине 19 века по инициативе Муравьева Николая Николаевича началось активное заселение низовьев Амура русскими поселенцами.
(Слайд-10)
Однако берега Амура никогда не были безлюдными. Богатая рыбой река снабжала продовольствием многие племена коренных жителей Приамурья, а торговлю с ними вели, как вы наверное уже догадались, наши соседи – китайцы.
Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в те старые времена.
(Слайд-11)
Жил на берегу Амура в племени гольдов смелый охотник Дерсу. В своем племени он был самым удачливым охотником, казалось, зверь сам шел в его силки и ловушки. И вот однажды осенью, приехал в его племя торговец – хитрый китаец Ван Ли. Торговал он всем, что было нужно для охоты.
(Слайд-12)
И пошел Дерсу к нему, посмотреть товар. А китаец нахваливает:
«Порох – самый дешевый – две горсти с горкой, отдам всего за одного соболя. Свинец для пуль – вообще почти даром, 4 кусочка за одного соболя. Веревка хорошая, крепкая – один моток – один соболь.»
«Дорого берет китаец, - подумал охотник: - но зима близка, а на промысел идти не с чем.»
- Дай мне пороха – 7 горстей, свинца – 10 кусочков и два мотка веревки. Только нет у меня сейчас соболей.
- Это ничего, я тебя знаю, ты хороший охотник. Я тебе товар дам в долг, до весны, после зимнего промысла соболь у тебя обязательно будет.
Поблагодарил торговца Дерсу, взял товары и ушел.
(Слайд-13)
Зимний промысел был богатый, много соболей принес охотник домой. А к весне приехал китаец Ван Ли.
(Слайд-14)
Пошел к нему Дерсу с долгом рассчитаться.
«Ах, Дерсу, друга, рад тебя видеть, - пропел китаец: - Сейчас я посмотрю сколько ты мне должен. …Так, так… Всего 15 соболей.»
Дерсу, хоть и был хорошим охотником, но со счетом у него было очень плохо. И хотя чувствовал он, что обманывает торговец, но доказать ему ничего не мог. Да и ссорится с единственным торговцем не очень хотелось…
А давайте ребята поможем охотнику подсчитать долг и подскажем, что сказать торговцу, чтобы он не рассердился.
Работу организуем командами. У нас три команды. Сейчас каждой команде нужно выбрать капитана, который будет отвечать от имени своей команды. (Капитаны поднимите руки).
(Слайд-15)
Краткая запись задачи на экране телевизора. (команды – запишите краткую запись задачи)
(Слайд-16)
Задачи команды: - подсчитать долг и объяснить, что сказать торговцу, так чтобы он не рассердился.
(Пока ученики работают раздать листки личных достижений!)
Оценить работу команд по трехбалльной системе.
Молодцы ребята! С вашей помощью Дерсу удалось рассчитаться с торговцем без ссоры.
А теперь, заполним листы личных достижений <Приложение2>. Вверху напишите свою фамилию и инициалы. И в первую графу «Баллы, набранные командой за решение задачи» поставьте соответствующее количество баллов. 1 команда … балов, 2 команда … баллов и т.д.
5. Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности (три уровня сложности, по 6 вариантов в каждом, по три задания в варианте.)
(Слайд-17)
Сейчас мы с вами поработаем по карточкам. За правильное решение примеров в карточке вы будете получать баллы, чем больше баллов вы наберете, тем выше оценку получите. Ученик, набравший больше всех баллов, получит вот такую грамоту. (Показать грамоту).
Теперь, ребята, я расскажу о правилах работы по карточкам, в каждой карточке по три примера на сложение отрицательных чисел, карточки разноцветные (зеленые, желтые и красные) и различаются по сложности.
Зеленые - самые легкие, но за правильное решение каждого примера вы получите 1 балл.
Желтые – среднего уровня сложности и за правильное решение каждого примера вы получите 2 балла.
Красные - самые сложные, но за правильное решение каждого примера вы получите 3 балла.
Сложность карточки вы выберите сами. На работу выделяется 8 минут и если вы успеете сделать одну карточку, то можете взять еще одну, любую на ваш выбор и таким образом набрать большее количество баллов. При выполнении заданий обязательно запишите в тетрадь номер варианта и номера заданий.
6. Закрепление материала (индивидуальная работа с карточками).
7. Проверка заданий карточек и подсчет набранных баллов – 2-3 мин.
- Учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и по выведенным на экран ответам, проверяют правильность выполнения примеров, а затем подсчитывают количество набранных баллов. Потом отдают тетради хозяевам.
Теперь мы проверим правильность решений и подсчитаем набранные баллы.
(Слайд-18)
Ответы и набранные баллы вы видите на экране телевизора. Если пример решен правильно, то поставьте рядом с ним количество баллов указанное в скобках.
Теперь заполним листки личных достижений. Запишите общее количество баллов, набранное вами в строку «Баллы, набранные за работу по карточкам».
8. Подсчет общего количества баллов, просмотр оценок, полученных за урок, исходя из количества баллов, и награждение ученика, набравшего наибольшее количество баллов дипломом – 1-2 мин.
(Слайд-19)
Что ж, урок подходит к концу. Сейчас вам нужно подсчитать общее количество баллов, которое набрал каждый из вас за урок. И вписать их в графу «общее количество баллов»…
(Слайд-20)
По таблице, выведенной на экран телевизора, вы можете увидеть какую оценку заработал каждый из вас и поставить её в лист личных достижений.
Перед уходом с урока листы личных достижений прошу сдать мне.
А сейчас, награждение дипломом ученика, набравшего больше всех баллов.
Кто набрал более 10 баллов, прошу поднять руки. Кто набрал больше 15 баллов? Кто больше 20? Кто больше 25?
(Уточнить рекордсмена и наградить дипломом)
9. Домашнее задание.
(Слайд-21)
- На экране: дифференцированное домашнее задание.
- Запишите домашнее задание, одно задание общее для всех стр.188 упр.1029. Два задания дополнительно на оценку в журнал, на четверку задание №-1031, а на пятерку задание №-1032 и №-1039.
И закончить урок я бы хотел цитатой нашего великого русского ученого Михаила Ломоносова: «Математику только за тем учить стоит, что она ум в порядок приводит». Учите математику и тогда с остальными предметами у вас проблем возникать не будет никогда.