Игра-путешествие с динамическим компонентом "По дорогам сказок"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Увеличить двигательную активность детей.
  2. Научить детей упражнениям, формирующим правильную осанку и укрепляющим свод стопы.
  3. Развить у ребят умение работать в группах для выполнения поставленной задачи.
  4. Вызвать интерес к самостоятельному чтению детской литературы.

Сценарий

1.Организационный момент.

Дети входят в зал, садятся. Ведущим может быть любым сказочным персонажем: Тётушка Добро, Сказочник, Учёный Кот.

Ведущий:

Здравствуй, те ребятушки мои дорогие!
Здравствуйте, солнышки мои золотые!
Уж я рад(а) видеть вас моих любимых.
Уж я рад(а) видеть вас моих красивых.
Рад(а) смеху вашему расчудесному!
Рад(а) улыбкам вашим прекрасным!

Да, я же не представилась(я). Меня зовут ……. И собрались мыс вами сегодня, чтобы помериться силой ума вашего и смекалкой. Поиграем мы с вами и порисуем. Побегаем и разомнёмся. В общем, проведём время с пользой, весело! Вы готовы?

Дети: Да!

Ведущий: А, чтобы начать состязания, нам надо объединиться в команды. Команда займёт свой «домик» (стол, стулья). Каждый из вас вытянет цветную карточку и согласно цвету займёт домик.

Дети тянут карточки и рассаживаются. Цвет домика можно обозначить одинаковыми предметами, но разного цвета: флажок, цветок, мягкая игрушка. Ими команды сигнализируют о выполненном задании.

Ведущий: По ходу состязания, за каждое выполненное задание, вы будете получать карточку с частью фразы и очки за быстроту. А что у нас из этих частей сложится, мы узнаем в финале.

Фраза: «В сказке ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок», делится на части с учётом количества команд и кратности «5» (число этапов). При большем количестве команд, возможно деление слов на слоги.

Ведущий: Вы любите сказки?

Дети: Да! Любим!

Ведущий: Хорошо их помните и знаете?

Дети: Да! Знаем!

Ведущий: А вот сейчас я и проверю. Начинаем наши состязания!

2.Разминка.

Ведущий: Ребята вы прекрасно знаете, что перед любыми состязаниями проводится разминка. Вот и мы с вами сейчас разомнёмся. Я буду читать отрывки, хорошо вам известных сказок, а вы, если услышите в них ошибку, хлопните в ладоши. Ну, приготовили свои ладошки? Слушайте внимательно.

«Жила-была на свете девочка. Звали её Зелёная шапочка. Позвала как-то девочку тётушка и поёт: - Дочка моя, Синяя Кепочка! Пойди сегодня к дедушке, отнеси ему футбольный мячик и кеды. – Хорошо, - сказала Жёлтая Шапочка, взяла плюшки и пошла…»

«Жили-были муж и жена. Была у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью на базар в город и говорят Маше: - Ну, Гуля, будь умницей: иди, куда хочешь, но братца береги. А мы с базара компьютер привезём. Вот дедушка с бабушкой уехали, а Таня посадила братца на крышу, а сама на дискотеку побежала…»

Ой, молодцы! Не удалось мне вас запутать, заморочить!

Теперь приступим к основным состязаниям.

3.Собрать имя сказочного героя.

Заранее заготовить карточки с буквами, из которых состоят имена героев (БУРАТИНО, ЧИППОЛИНО, СНЕГУРОЧКА, ДЮЙМОВОЧКА) и корзиночки или красочные коробки. Чтобы уравнять количество карточек, добавьте пустые (оговорите это заранее). Карточки поочерёдно переносятся из корзиночки в домик, и дети составляют имя героя.

Ведущий: Первое сказочное задание заключается в следующем. Вам нужно из букв, находящихся в этих корзиночках, собрать имя сказочного героя. Но добраться до корзиночки не так просто. Давайте представим, что прошёл сильный дождь, и образовалась большая лужа. И чтобы не промокнуть, до корзиночки вы должны пройти на мысочках, а обратно на пяточках.

В данном случае использованы упражнения для укрепления свода стопы, служащие для профилактики плоскостопия (деформация стоп, характеризующаяся уплощением свода стоп). Выполняется босиком. Музыкальное сопровождение.

Ведущий: Встаньте друг за другом, снимите обувь и по моему сигналу начнём. Начали!

Дети выполняют задание.

Ведущий: Молодцы! Какие же вы быстрые и ловкие. Но у меня есть для вас один каверзный вопрос. За него можно заслужить ещё одно дополнительное очко: Какой из этих персонажей является настоящим человеком и почему? (Дюймовочка, хотя она очень маленькая. Буратино – деревянный, Снегурочка – из снега, Чипполино - овощ).

4.Нарисовать сказочных персонажей, используя геометрические фигуры.

Раздать командам листы бумаги и фломастеры. Оценивается быстрота и оригинальность исполнения.

Ведущий: Вы с успехом справились с моим первым заданием и узнали имена героев сказок. Теперь я хочу вам предложить нарисовать их. Образ героя должен состоять из геометрических фигур.

Дети рисуют сказочных героев.

Ведущий: Какие замечательные рисунки у вас получились! Молодцы!

Ну-ка покажите мне ваши красивые глазки. По-моему они немного устали, пока вы рисовали? Давайте представим, что по дороге на базар Муха-Цокотуха заблудилась, залетела к нам и стала летать по комнате. И чтобы её не спугнуть, понаблюдаем за ней, не поворачивая головы, только глазками. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы будете делать движения глазами в том же направлении. Хорошо? Сядьте ровненько на стуле и слушайте внимательно.

«Маршрут мухи» прослеживается при помощи упражнений, служащих для укрепления, тренировки глазных мышц. Движения глазными яблоками вправо и влево, вверх и вниз, фиксация на кончике носа (10-20 секунд), вращение глаз. Движение выполняются 4-6 раз с паузой (на 30-40 секунд закрыть глаза) между упражнениями.

Ведущий: Муха полетала влево…влево… Теперь закройте глазки и снова досчитайте до 20-ти и откройте их. Дальше муха полетела вверх…вниз.., закройте глазки и снова досчитайте до 20-ти. Откройте глаза. А сейчас она села к вам на кончик носа, посидела 1…10. На прощание покружила вокруг вашего лица: по часовой стрелке, затем – против часовой и улетела. Закройте глазки, сосчитайте до 20-ти, откройте их. Ну, вот и отдохнули ваши глазки.

5.Определить, кем и кому написано письмо.

Ведущий: Сейчас, ребята мы с вами переместимся на лесную поляну, конечно, воображаемую и продолжим наши состязания там (на ковре). Старайтесь, чтобы каждая команда организовала свой кружочек.

Дети из своих домиков перемещаются на ковёр и садятся в произвольной позе.

Ну, как вы устроились?

Вам удобно?

Тогда продолжим.

Вчера, мне Сорока-Белобока, принесла целый мешок писем. Сейчас я вам их прочитаю (произвести видимость, что вы читаете).

Ах, ну надо же, они не подписаны. Ребята, помогите мне определить, кем и о ком они написаны.

Представители от команд тянут конверты с письмами, читают их. Дают свои ответы.

«Мне нравится быть на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится путешествовать с ней по лесу, ходить к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. Из-за этого с ней происходят разные неприятности». (Красная шапочка о своей хозяйке.)

«Для меня очень вредно столько находиться в воде. Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё пролежал на дне?» (Золотой ключик о Буратино и о Тартилле.)

«Я конечно, готова была исполнить любое её желание. Ведь её муж сохранил мне жизнь. Но в конце, я поняла: чем больше человеку делаешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Золотая рыбка о сварливой старухе.)

«Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, поила и кормила. Как прекрасно жить! Радоваться солнышку, ветру, теплу». (Ласточка о Дюймовочка.)

Ведущий: Какие же вы молодцы! Вы каждый раз мне доказываете, что любите и хорошо знаете сказки. Теперь лягте на животик. Давайте попробуем изобразить Золотую рыбку, а потом Ласточку.

Выполняются упражнения для укрепления мышц спины, что способствует формированию правильной осанки.

«Золотая рыбка». И.П. – лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт « два» - принять исходное положение. (4-6 раз.)

«Ласточка». И.П. – лечь на живот, руки вытянуть вперёд. Насчёт «раз» - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» - руки в стороны, ноги немного развести; на счёт «три» - руки вперёд, ноги вместе; на счёт «четыре» - исходное положение.

Ведущий: Замечательно! Молодцы!

6. Определить ключевое слово.

Детям предлагается подобрать ключевое слово к трём сказам. Задание можно усложнить, не объединяя сказки в тройки. Обосновать своё решение. Заранее заготовить карточки. Вот возможные комбинации:

  1. КОЛОБОК
  2. КРАСНАЯ ШАПОЧКА
  3. МАША И МЕДВЕДЬ

Ключевое слово: ПИРОГ

  1. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
  2. АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
  3. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ и СЕМИ БОГОТЫРЯХ...

Ключевое слово: ЯБЛОКО

  1. ТЕРЕМОК
  2. КУРОЧКА РЯБА
  3. РЕПКА

Ключевое слово: МЫШЬ

  1. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО
  2. ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА
  3. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИППОЛИНО

Ключевое слово: СОБАКА

  1. ДЮЙМОВОЧКА
  2. ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
  3. СЕРАЯ ШЕЙКА

Ключевое слово: ПТИЦА

Ведущий: Наверное, я вам очень простые задания даю. Вы так с ними легко справляетесь. Надо что-то потруднее вам придумать… Придумал(а)! Представьте, что вы «гениальные сыщики». Вам нужно расследовать запутанное дело. Подберите к трём сказкам ключевое слово (к ключевому слову подобрать по три сказки). Объясните результаты своего расследования.

Командам раздаются карточки, и они приступают к заданию.

И с этим вы справились. Много сил и умения приложили. А хотите быть такими же красивыми и стройными, как Царевна-Лебедь, сильными и статными, как Иван-Царевич?

Тогда вам покажу волшебные упражнения, которые помогут стать именно такими.

«Выпрямляем спинку». И.п. – сесть на пятки, руки – в стороны. На счёт «раз» - согнуть руки в локтях, соединить их за спиной (правую – сверху, левую - снизу); на счёт «два, три» - держать принятую позу; на счёт «четыре» - принять исходное положение. Затем поменять положение рук.

«Напрягаем ручки и выпрямляем плечи». И.п. – сесть по-турецки, руки – сзади, пальцы переплетены. На счёт «раз» - глубокий наклон вперёд, руки – назад-вверх; на счёт «два, три» - держать принятую форму; на счёт «четыре» - принять исходное положение.

Данное упражнение также служит для формирования красивой осанки.

Ведущий: Ну, вот и пора вам возвращаться в свои домики.

Команды возвращаются на свои места в «домики». Перемещение сопроводить музыкой.

7.Эстафета «Паровозик».

По «команде» каждый игрок команды – «вагончик» должен добежать до определённого места (стул), коснуться его и встать, наклонившись вперёд. Правую руку вытянуть вперёд, а левую - назад между ногами. Сцепиться руками. Таким образом образовать «паровозик». Когда состав будет сформирован, ему необходимо вернуться к домику.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему сказки всегда заканчиваются хорошо, и герои успешно преодолевают все трудности?

Дать возможность детям порассуждать. Подвести их к понятиям взаимопомощь, взаимодействие и дружбе сказочных героев.

Конечно! Они помогали друг другу, действовали дружно, сообща. Вот и мы с вами попробуем действовать сообща в игре-эстафете.

Объяснить правила эстафеты. Действие сопроводить музыкой.

8.Заключительная часть. Награждение.

Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора подвести итог, и узнать какой секрет скрывают карточки. Давайте из карточек, собранных вами на этапах игры попробуем сложить фразу.

Представители команд вывешивают карточки на магнитную доску и все вместе составляют фразу.

Как вы понимаете это выражение?

Дать возможность детям порассуждать и прийти к общему правильному мнению.

Теперь подсчитаем набранные очки и объявим победителя.

Мне приятно было с вами,
И общаться, и шутить.
А теперь вы разрешите
Вам награду всем вручить.

Объявление победителя и вручение призов.