Цели урока.
Образовательные: в результате урока учащиеся обобщают знания о:
- строении и функциях органов пищеварительной системы;
- роли пищеварительных желез и ферментов в пищеварении;
- гигиенических требованиях к составу пищи;
- мерах профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний;
- влиянии курения, алкоголя на функции пищеварительной системы.
Развивающие: ученики продолжают развивать умения:
- распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, рисунках;
- анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию о гигиенических правилах и профилактике желудочно-кишечных заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;
- соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.
Воспитательные:
- учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения мер по предупреждению кишечных и глистных заболеваний, правил хранения продуктов и приготовления пищи;
- осознают вредное воздействие алкоголя, курения на пищеварение;
- воспитание любви к урокам биологии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Средства обучения: таблицы, схемы, дидактические карточки, учебники.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Фронтальная беседа.
- какой процесс называют пищеварением? (процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества).
- сколько и какие этапы выделяют в процессе пищеварения? (два: механической и химической обработки).
- что происходит со сложными органическими веществами в процессе пищеварения? (они расщепляются на более простые, которые в растворенном виде всасываются в кровь, а затем уже организм строит из них свое тело).
- как устроена пищеварительная система? (она состоит из пищеварительной трубки и ряда крупных желез).
- назовите и покажите по таблице органы пищеварительной системы.
Работа по дидактическим карточкам.
Карточка №1
Карточка №4.
Составление логической схемы.
Задание: составить логическую схему пищеварения, используя набор следующих слов и словосочетаний – пища, механическая и химическая обработка, сложное вещество, всасывание, удаление непереваренных остатков, простое вещество. (Приложение 1)
Продолжение фронтальной беседы.
- почему не происходит переваривания собственных стенок желудка? (этому препятствует слизь, обильно покрывающая стенки желудка).
- какие изменения происходят с пищей в желудке? (продолжается механическая и химическая обработка пищи, здесь уже начинается расщепление белков).
- назовите и покажите на таблице слюнные железы.
- каковы условия работы ферментов?
- самая крупная железа нашего тела (печень).
- происходит ли переваривание пищевого комка под действием птиалина? (да).
Проверка правильности выполнения заданий по дидактическим карточкам учениками-консультантами.
- как ухаживать за зубами?
- в каком отделе пищеварительного канала питательные вещества всасываются в кровь? (в тонком кишечнике).
Эвристическая беседа.
- Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения?
- Почему мы начинаем ощущать сладковатый вкус, когда долго жуем хлеб или картофель?
- Почему больные зубы нарушают процесс пищеварения?
Ответы учащихся.
Задания практического характера.
- на столе – карточки, на которых написаны слова: белки, жиры, углеводы, желчь, ферменты.
Задание: прикрепить данные карточки на таблицу «Строение пищеварительной системы» в нужные места, объяснить свои действия. (Приложение 2)
- на магнитной доске составить схему расщепления питательных веществ. (Приложение 3)
III. Обобщение и систематизация знаний о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
- Учитель. Дома вы должны были прочитать статью «В еде знай меру»; составить кодекс правильного питания и дать краткое физиологическое обоснование каждого правила.
Кодекс питания (гигиена)
Гигиенические правила | Краткое физиологическое обоснование |
---|---|
Вредно съедать за один раз много пищи. | Чрезмерное заполнение желудка ухудшает пищеварение, пища не переваривается. |
Необходимо принимать пищу в одни и те же часы. | Пищеварительные соки начинают отделяться еще до еды, поэтому пища переваривается лучше. |
Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде. | Вареная пища гораздо легче расщепляется пищеварительными ферментами, чем сырая. |
За обедом полезно съедать сначала салат и суп. | Эти кушанья содержат вещества, которые, легко проникая в кровь, усиливают сокоотделение. |
Необходимо тщательно пережевывать пищу. | Облегчается ее переваривание. К тому же при тщательном пережевывании начинается химическое расщепление крахмала. |
Во время еды вредно разговаривать и читать. | Ухудшается процесс пищеварения |
2. Постановка проблемного вопроса и его решение: что может предупредить желудочно-кишечные и глистные заболевания, а также пищевые отравления?
Учитель. Эту часть урока мы проведем в виде конференции (за стол приглашаются «знатоки», остальные учащиеся делятся на группы):
1-я группа – «Повара»,
2-я группа «Чистюли»,
3-я группа – «Школьные врачи»,
4-я группа – «Первая помощь».
Создание проблемных ситуаций:
Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
Знатоки. Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
Школьные врачи. Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.
Учитель. Что же делать, если все же отравились?
Первая помощь.Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.
Учитель. Спасибо за информацию.
Ситуация 2.
Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?
Знатоки. В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.
Учитель. В чем вред бычьего цепня?
Школьные врачи. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.
Учитель. Как избежать заражения?
Повара. Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.
Учитель. Спасибо.
Ситуация 3.
Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?
Школьные врачи. С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.
Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?
Чистюли. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.
Повара. Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.
Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?
Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию.
Учитель. Спасибо.
Ситуация 4.
Учитель. Нужно ли бороться с мухами?
Школьные врачи. Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.
Учитель. Как этого избежать?
Знатоки. Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.
Чистюли. Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.
Учитель. Спасибо.
3. Какой вред оказывает алкоголь и никотин на процесс пищеварения?
Организация выступления учащегося.
Отрицательное влияние на процесс пищеварения оказывает алкоголь и никотин. Попав в желудок, они раздражают желудочные железы, усиливая сначала их работу. Однако очень скоро деятельность желудочных желез нарушается, уменьшается выделение желудочного сока, от которого зависит аппетит. У людей, часто выпивающих, аппетит вовсе исчезает, затрудняется переваривание и усвоение пищи. Развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, -- гастрит. Алкоголь нарушает работу и других органов пищеварения, например печени. Так, печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.
IV. Игровой момент.
Загадки.
1. На красных холмах
30 белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся –
И смирными станут
До новых затей. (Зубы)
2. При необычном каком-то явлении
Его открываем мы от удивления. (Рот)
3. Первым пробовать привык
Угощенья все … Язык.
4. Просят беленькие зубки:
«Улыбайтесь чаще, … Губки!»
5. В одной комнатушке соседи живут
Одни все кусают, другие – жуют. (Зубы)
V. Выполнение задания «Какие утверждения верны?».
- В теле человека вода составляет в среднем 20-25%.
- В процессе пищеварения выделяют два этапа.
- Ферменты пищеварительного сока действуют на одно какое-либо вещество.
- Каждая челюсть имеет 4 резца.
- В ротовой полости происходит только механическая обработка пищи.
- Коронка зуба покрыта эмалью.
- Жиры перевариваются в ротовой полости.
- Желчь содержит вещества, размельчающие капли жира.
- Слизистая оболочка желудка образует складки.
- Проток поджелудочной железы впадает в желудок.
Правильные утверждения: 2,3,4,6,8,9.
VI. Домашнее задание. стр. 148-161.