Уроки программирования как средство усвоения знаний других предметов

Разделы: Информатика


Тема 1

Тема занятия: Творческое проектирование в среде Visual Basic. Проект «Индикаторы».

В результате изучения данной темы студент будет:

Знать:

  • свойства формы и объектов Image, Shape, Label, Frame, OptionButton и CommandButton;
  • технологию работы с цветом.

Уметь:

  • изменять свойства объектов в процессе создания формы;
  • изменять цвет объектов во время выполнения программы посредством создания соответствующих процедур.

 

Мотивация.

Умение распознать раствор с помощью индикатора имеет важное практическое значение, для медицинского работника в особенности. Сегодня мы с вами создадим работающее приложение, которое позволит прочно запомнить, как изменяются цвета различных растворов при добавлении в них индикаторов.

Оснащение занятия:

  • Материально-техническое:
    Персональный компьютер:
    1. Операционная система Windows 2000,
    2. Программная среда Visual Basic.5.0 или поздние версии.
  • Учебно-методическое:
    1. Методическое пособие: теоретические сведения об объектах, используемых на данном занятии; терминологический словарь; инструкция к осуществлению проектной деятельности; упражнения для профилактической гимнастики.
    2. Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии (стр. 164 – 224).
    3. Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.

Межпредметные связи:

Химия:

  • виды растворов
  • действие индикаторов

Внутрипредметные связи:

  • алгоритмы действий в среде операционной системы Windows
  • алгоритмы действий в программной среде Visual Basic.5.0.

Актуализация имеющихся знаний.

Поскольку в центре внимания на данном уроке будет находиться работа с цветом, то в начале занятия целесообразно повторить английские названия цветов. Сделать это быстро и интересно можно с помощью кроссворда (Рисунок 1):

рис.1

Рисунок 1

По вертикали (запишите английские названия следующих цветов):

  1. Ярко-малиновый.
  2. Коричневый.
  3. Темно-красный.
  4. Известковый.
  5. Морской волны.
  6. Зеленый.
  7. Красный.
  8. Черный.
  9. Синий.
  10. Белый.
  11. Зеленовато-синий.
  12. Желтый.
  13. Малиновый.

По горизонтали: при правильном написании названий цветов получится название основного объекта управления сегодняшнего проекта.

Образец заполненного кроссворда (Рисунок 2):

рис.2

Рисунок 2

Изучение нового материала.

Деятельность преподавателя – Проблемное изложение нового материала.

Деятельность студентов –  Осмысление сказанного преподавателем,  конспектирование, участие в обсуждении проекта.

Постановка задачи.

Создайте программу, которая работает так (Рисунок 3):

рис.3

Рисунок 3

Сразу после старта форма имеет вид, представленный на рисунке. После установки флажка в одно из положений – выбора соли и нажатия на командную кнопку «Запустить реакцию», происходит изменение цвета «жидкости в стаканах», в соответствие со свойствами реальных индикаторов (Рисунок 4), (Рисунок 5):

рис.4

Рисунок 4

рис.5

Рисунок 5

Самостоятельная практическая работа студентов.

Деятельность преподавателя –  Предлагает вниманию учащихся план работы над проектом, отвечает на возникшие у студентов вопросы и консультирует учащихся в процессе проектирования.

Деятельность студентов – После ознакомления с проектом и порядком работы над ним, приступают к компьютерной реализации проекта: создают формы, размещают на формах объекты управления, записывают программные коды процедур обработки событий, производят отладку программы.

Инструкция к осуществлению проектной деятельности.

План работы над проектом «Индикаторы»:

  1. Откройте Visual Basic и установите нужный размер формы. Измените значение свойства Caption формы, чтобы в заголовке формы появи­лась надпись «Индикаторы».
  2. Разместите на форме объекты Label, Shape, Frame  и OptionButton так, как они представлены на предложенной форме.
  3. Задайте всем объектам соответствующие свойства BackColor, Caption и другие.
  4. Разместите на форме командную кнопку с именем Command1, измените ее цвет и надпись на ней («Запустить реакцию»). Запишите процедуру, обрабатывающую событие Click, связанную с этой кнопкой.

В помощь студентам предлагается таблица (Рисунок 6):

 

Растворы:

Индикаторы

 

соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой

соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой

соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой

фенолфталеин

цвет раствора

малиновый

синий

желтый

лакмус

бесцветный

фиолетовый

оранжевый

метилоранж

бесцветный

красный

красный

Рисунок 6

  1. Запишите проект на диск в отдельную папку.
  2. Запустите программу на выполнение и проверьте, правильно ли она работает.

Усовершенствование проекта:

Если вы справились с этим проектом, усовершенствуйте его самостоятельно. Одним из вариантов усовершенствования может быть размещение на форме нескольких групп объектов OptionButton с формулами конкретных химических соединений.

Программный код:

Private Sub Command1_Click()

If Option1.Value = True Then

Label1.BackColor = &HFF00FF

Label2.BackColor = vbWhite

Label3.BackColor = vbWhite

End If

If Option2.Value = True Then

Label1.BackColor = vbBlue

Label2.BackColor = &H800080

Label3.BackColor = vbRed

End If

If Option3.Value = True Then

Label1.BackColor = vbYellow

Label2.BackColor = &H80FF&

Label3.BackColor = vbRed

End If

End Sub

Закрепление нового материала.

Деятельность преподавателя – Поскольку основным синтаксическим элементом  в данном уроке был условный оператор, преподаватель  предлагает учащимся составить тестовые задания с выбором одного ответа, используя конструкцию «If … Then … Else … End If», например:

В процедуру обработки события заложен оператор:

If Text1.Text = "3" Then

Label1.Caption = "Молодец, знаешь алгоритмы!"

Else

Label1.Caption = "Ты неправ!"

End If

Что получим в результате выполнения процедуры, если на момент ее начала Text1.Text = "2"?

  1. на экране появится надпись «Молодец, знаешь алгоритмы!»;
  2. на экране появится надпись «Ты неправ!»
  3. надпись «Молодец, знаешь алгоритмы!» будет заменена числом «3»;
  4. надпись «Молодец, знаешь алгоритмы!» будет заменена числом «2».

Деятельность студентов – Работа осуществляется в парах: каждый студент составляет по пять тестовых заданий, затем обменивается готовыми заданиями со своим соседом, учащиеся отвечают на задания друг друга, проводят взаимоконтроль. Готовые работы сдаются для последующей проверки преподавателю.

Образец готового проекта и необходимую графику к проекту см. в Приложении 1.

 

Тема 2

Тема занятия: Творческое проектирование в среде Visual Basic. Проект «Строение клетки».

В результате изучения данной темы студент будет:

Знать:

  • порядок размещения на форме объектов управления;
  • свойства формы и объектов Image, Label и CommandButton.

Уметь:

  • изменять свойства объектов в процессе создания формы;
  • изменять свойства объектов во время выполнения программы посредством создания соответствующих процедур.

 

Мотивация.

Клетка является основной структурой всех тканей человеческого организма. Сегодня мы с вами создадим работающее приложение, которое позволит прочно запомнить, каков состав клетки и назначение ее основных элементов.

Оснащение занятия:

  • Материально-техническое:
    Персональный компьютер:
    1. Операционная система Windows 2000,
    2. Программная среда Visual Basic.5.0 или поздние версии.
  • Учебно-методическое:
    1. Методическое пособие: теоретические сведения об объектах, используемых на данном занятии; терминологический словарь; инструкция к осуществлению проектной деятельности; упражнения для профилактической гимнастики.
    2. Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии (стр. 164 – 224).
    3. Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.

Межпредметные связи:

Биология:

  • строение клетки

Внутрипредметные связи:

  • алгоритмы действий в среде операционной системы Windows
  • алгоритмы действий в программной среде Visual Basic.5.0.

Актуализация имеющихся знаний.

Для создания проекта необходимо твердое знание свойств объектов управления Image, Label и CommandButton. Поэтому целесообразно перед началом проектной деятельности их повторить. Студентам предлагается заполнить таблицу (Рисунок 7):

Название свойства объекта:

Назначение:

Caption

 

BackColor

 

BackStyle

 

ForeColor

 

Alignment

 

Font

 

Visible

 

BorderStyle

 

Style

 

Picture

 

Stretch

 

Рисунок 7

Устно можно попросить студентов «рассортировать» предложенные свойства по объектам Label, Image, CommandButton.

Образец заполненной таблицы (Рисунок 8):

Название свойства объекта:

Назначение:

Caption

надпись на объекте

BackColor

цвет фона объекта

BackStyle

вид объекта

ForeColor

цвет символов

Alignment

выравнивание текста

Font

начертание шрифта

Visible

видимость объекта

BorderStyle

вид рамки вокруг объекта

Style

вид объекта

Picture

графика на объекте

Stretch

«подгонка» изображения под размеры объекта

Рисунок 8

Изучение нового материала.

Деятельность преподавателя – Проблемное изложение нового материала.

Деятельность студентов –  Осмысление сказанного преподавателем,  конспектирование, участие в обсуждении проекта.

Постановка задачи.

Создайте обучающую программу по биологии следующего вида (Рисунок 9):

рис.9

Рисунок 9

При щелчке пользователя мышью на командных кнопках с названиями частей клетки появляется пояснительный текст с назначением соответствующей части (Рисунок  10), (Рисунок 11):

рис.10

Рисунок 10

рис.11

Рисунок 11

Самостоятельная практическая работа студентов.

Деятельность преподавателя –  Предлагает вниманию учащихся план работы над проектом, отвечает на возникшие у студентов вопросы и консультирует учащихся в процессе проектирования.

Деятельность студентов – После ознакомления с проектом и порядком работы над ним, приступают к компьютерной реализации проекта: создают формы, размещают на формах объекты управления, записывают программные коды процедур обработки событий, производят отладку программы.

Инструкция к осуществлению проектной деятельности.

План работы над проектом «Строение клетки»:

  1. Откройте Visual Basic и установите нужный размер формы. Измените значение свойства Caption формы, чтобы в заголовке формы появи­лась надпись «Строение клетки».
  2. Разместите на форме объекты Image  и CommandButton так, как они представлены на предложенной форме (Рисунок 9).
  3. Задайте объектам соответствующие свойства BackColor и Caption.
  4. Разместите на форме объекты Label с пояснительными текстами к частям клетки (свойство Caption) (Рисунок 12):
рис.12

Рисунок 12

Установите для них значения свойств BackColor и BorderStyle. Сделайте объекты невидимыми на форме в момент старта программы.

  1. Для командных кнопок с названиями частей клетки запишите соответствующие процедуры обработки событий Click.
  2. Запишите проект на диск в отдельную папку.
  3. Запустите программу на выполнение и проверьте, правильно ли она работает.

Примерный программный код:

Private Sub Command1_Click()

Label1.Visible=True’метка, отражающая соответствующую часть клетки

Label2.Visible=False’все остальные метки

Label10.Visible=False

End Sub

Закрепление нового материала.

Деятельность преподавателя – Поскольку данный проект был основан на линейном операторе исвойствах объектов, то в финале занятия рационально снова повторить свойства объектов, но уже в другой форме. В зависимости от количества оставшегося времени студентам можно предложить:

  • составить лото «Свойства – Назначение свойств»;
  • письменно или устно ответить на вопросы по свойствам объектов (например, преподаватель диктует назначение свойств, а студенты пишут их названия);
  • тестовые задания по свойствам объектов (вопросы с выбором ответов).

Деятельность студентов – индивидуальная работа над предложенным преподавателем заданием с последующим обсуждением в группе.

Образец готового проекта и необходимую графику к проекту см. в Приложении 2.

Таким образом, за период осуществления проектной деятельности студент анализирует материал химии и биологии как минимум пять раз:

  • во время постановки задачи;
  • в процессе задания начальных свойств объектам управления;
  • в процессе написания программного кода;
  • при отладке программы;
  • при работе с готовым приложением.

Добавим к этому и положительный эмоциональный настрой: ведь то, что сделано своими руками всегда приятно. Можно быть уверенным – студенты прочно и надолго запомнят свойства индикаторов и органеллы клетки.