Творческие виды работ при подготовке к сочинению

Разделы: Начальная школа


Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания детей, подготовка их к активному участию в общественной и трудовой деятельности.

Формирование духовно богатой, активной личности предусматривает в качестве одной из важных задач свободное владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.

Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным возможностям школьников, формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществлять доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и другую деятельность.

Неисчерпаемую возможность в формировании личности обладают уроки русского языка, чтения, окружающего мира. Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества детей, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом.

Творческая деятельность должна взволновать ученика, вызвать потребность самовыражения. Занимаясь творчеством, по мысли И.В.Гёте, ученик если и не будет художником, то научится глубже понимать произведения искусства. Важную роль в этом играют сочинения. Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. “Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни”,– справедливо указывала М.А.Рыбникова.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели– формирования коммуникативно – речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

“Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил”,– пишет М.Р.Львов. Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма.

Опыт работы убеждает в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво– большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, своих ровесников, учителя и родителей по-своему. “Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если белое облачко предстанет перед ребёнком только как скопление серых капель, мир детства поблёкнет, детская мысль будет вялой. Если мы хотим, чтобы наши дети стали умными, любознательными, сообразительными, надо воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его ум красотой слова, мысли. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки доходит до ребёнка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума”.

Поэтому с первых дней ребёнка в школе я работаю над правильностью детских высказываний, об их логической последовательности, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, и его формы, постоянно работаю над грамотным оформлением мыслей.

Уже на уроках обучения грамоте показываю детям красоту родного языка, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью использую на уроках пословицы и поговорки, загадки, небольшие стихотворные тексты. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке, эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.

Приступая к работе над сочинением очень важно дать ясные ответы на вопросы:

– С чего начинается сочинение?

– Как начинать работу над сочинением в 1 классе?

Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего – надо научить детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова и выражения. Исключительно велика в этот период роль картин, прогулок, экскурсий, которые не только дают богатый материал для рассказов, но и настраивают на рассказывание.

В период обучения грамоте дети не пишут связных текстов, хотя и составляют их устно, а пишут лишь слова. Но и отдельное слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина “ЛЕС”, или если она служит для обобщения отрывка из связного текста.

Очень важно, если дети научатся видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, весенние воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья в ясную, туманную погоду). Поэтому я предлагаю детям: понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе, придя в класс, спрашиваю детей о том, что больше всего их особенно поразило, что больше всего запомнилось, записываем самые красивые 1-2 предложения. Выполняя такие задания, многие дети, прежде не обращавшие внимания на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир.

От составления устных рассказов, дети в дальнейшем переходят к написанию сочинений– миниатюр по темам. Вот здесь начинаем работать в группах.

Учитывая, что в начальных классах сочинение в основном носит обучающий характер, я составила для себя план работы при подготовке к сочинению.

1. Раскрытие темы. Например: “Давайте напишем сочинение о зиме”.

а) определение границы темы.
– Что изобразим? (Так как понятие слова “зима” очень широкое, дети говорят, что изобразят забавы детей, покажут труд людей в зимнее время).
б) заголовок “Белый ковёр зимы”
в) определение содержания на вопрос: “Как изобразим?”
– Покажем пользу снега, нашу радость, наше отношение к зиме, труду людей зимой.
г) композиция (место действия – детский парк, лес, действующие лица – дети, собачка, взрослые).

2. Определение средств художественной выразительности.

3.Грамматическое задание (использование слов, родственных слову снег и т.д.)

4. Составление плана.

– Вступительная часть (выразить общее впечатление)
– Основная часть (показать зимние забавы детей, зимние работы)
– Заключительная часть (оценочные суждения, выражение личного отношения к высказываемому)

5.Отбор языкового материала.

а) родственные слова: снег, снежинки, снеговики, Снежок, снегири, снегоочистительные машины;
б) сравнения: снег, как пуховое одеяло, снежинки, словно белые бабочки
в) эпитеты: красногрудые снегири, синичка, как жёлтый одуванчик, коричневато– серые воробьи;
г) пословицы о снеге: “Спасибо мороз, что снегу нанёс”, “Хороший снежок урожай сбережёт” и т. д.

При такой подготовке необходимо давать детям для наблюдения образцы художественных произведений, где можно ярко проследить, как автор строит своё произведение. При написании сочинений дети пользуются памяткой.

  1. Подбери эпиграф (в 3 классе сами находят эпиграф к определённой теме).
  2. Напиши вступление.
  3. Пиши на тему, соблюдая последовательность.
  4. Сделай вывод.

Каждое сочинение после проверки анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки. Дети любят писать сочинения о природе.

Во втором классе мы заводим тетради для творческих работ – это наши “словесные шкатулки”, куда дети записывают самые красивые слова, словосочетания, предложения, целые выражения о природе, делаем в тетрадях зарисовки. На лето даю детям задание: прочитать рассказы К.Паустовского, рекомендую сборник “Золотой линь”, выписать все выражения о природе. Рассказы К.Паустовского– это целый клад замечательных высказываний о природе.

Важное место на уроках занимает “проба поэтического пера”, свои “поэтические шкатулки” тоже заносим в тетрадь. Сначала даю две строки, а затем дети дописывают сами четверостишие, в классе анализируем и записываем лучшие в тетрадь.

Например:

Нарядились берёзки в осенние платья
И осинка с рябинкой взялись в хоровод
__________________________________
Только ели и сосны, как “сонные братья”
Охраняют покой их, глядя в небосвод.

Вот такое стихотворение у нас появилось после зимней экскурсии в лес, прослушивания произведения В.В.Бианки “Книга зимы”.

Снежок рассказы стал писать,
Совсем не так, как мы
Он пишет грамотно всегда
Про разные следы.
Вот здесь лиса сейчас прошла
Тут заяц проскакал
Под ёлкой белочка была,
Волк под гору бежал.
Снег написал про кружева
На елях и берёзках,
Укутал кустики в меха
На всех лесных дорожках.

Недавно мы к юбилею города провели конкурс четверостиший о нашей реке Ангаре (некоторым детям помогали родители).

Ангара – как ты красива
И красивы твои берега.
Ты течёшь величаво и гордо
Я люблю тебя, Ангара.

Каждый год зимой мы подкармливаем птиц, развеиваем в лесу самые разные кормушки, много наблюдаем за их поведением, даже белки спускаются с деревьев в “столовые”, а для синиц ещё намазываем стволы деревьев несолёным салом. Ежегодно в нашем городе проводится акция “Покормите птиц!”, в ней мы всегда принимаем участие, получаем грамоты, сертификаты, подарки.

На эту тему дети написали стихотворение:
Мы собрали крошки хлеба
Семечки подсолнуха, дыни и арбуза,
Чтобы в гости в зимний лес
К птицам бегать в стужицу.
И кормушки смастерили
Помогли родители,
Ждут нас птахи малые,
“Кормить нас не хотите ли?”
Рады встрече с нами птицы,
Звонко песенки поют,
Лихо скачут, ловко мчатся,
У кормушек все снуют.
И придёт весна не скоро,
Ведь мороз не страшен им
Потому, что третьеклашки
Позаботятся о них.

По наблюдениям за птицами, природой у нас рождаются самые разные сочинения. Тема природы в моей работе – особая тема (обобщение опыта работы на уровне города).

Побывав на экскурсии, в походе, всегда появляются стихи, сочинения. Дети с восторгом рассматривают белоснежные сугробы, любуются снежными шубками ёлочек, видят одно чудо за другим. Прошу взять в руки снег, задаю вопрос:

-Чем пахнет снег?

Постоим тихо– тихо. Послушаем зимний лес.

– На что похож кустик? Вглядитесь в деревья.

– На что похожи деревья? Кто, что представил себе? и т.д. Видим одно чудо за другим.

В третьем классе я усложняю задания, чтобы написать стихотворные строки. Есть только конечное слово. Вариантов очень много, все обсуждаем, обрабатываем, записываем на наш взгляд, лучшие. Например:

____________________снежинки Полетели белые снежинки
____________________ тропинке И легли на сказочной тропинке
____________________у реки Всюду кружатся они у реки
____________________уголки Залепили лёгким снегом уголки
____________________дома До бровей укрыли низкие дома
____________________зима Значит в гости к нам пришла зима.

Хорошей моей настольной книгой является книга Синицына В.А “Путь к слову”. Есть такой приём – “Слово– Магнит”. На этом приёме основана вся система творческой работы над словом (см. Приложение 1).

Эта работа проходит очень удачно, когда дети работают в группах. Начинается работа со словом, когда 4 человека совещаются, выбирают самые красивые слова, выражения, составляют устно мини– сочинения, решают, кто будет отвечать. Сначала я помогала по вопросам.

Снежинки +

– Какие видели снежинки? (Кружевные, лёгкие, белые)
– С чем можно сравнить? (Лёгкие, как пух, белые, как сахар)
– Что же они делают? (Летят, падают, кружатся, разговаривают, тают на ладошке, шепчутся).

После прослушивания одной группы, отвечает другая, дети говорят, что особенно понравилось в ответе первой группы и т. д. В 4 классе даю сложнее слова (пейзаж, лирика, палитра).

Дети часто представляют картину.

Задание: “Представьте себе такую картину”

Яркое солнце, лужайка, покрытая молодой весенней травой, а на ней множество жёлтых одуванчиков. Давайте словами нарисуем эту картину, но сначала подготовимся. Когда художник собирается писать картину, он заготавливает краски, из которых будет выбирать нужные. Мы же должны заготовить слова. Сначала я знакомлю детей с рассказом М.М.Пришвина “Золотой луг”.

– Держите перед глазами картину, которую будем описывать.

1. На доске: Трава какая? Пушистая, молодая, зелёная, мягкая, сочная, как бархатная, зеленеет, пушистый ковёр (обязательно обращается внимание на правописание орфограмм).

2. Представьте себе сами цветочки, как бы рассыпанные по траве.

– Как о них можно сказать, с чем сравнить?

О цветах дети предлагают варианты, я записываю на доске. (Жёлтые пуговки, яркие фонарики, огоньки, маленькие солнышки и т. д.)

3. Какие глаголы можно найти, описывая картину? (Растут, колышутся, желтеют, горят, рассыпались, выглядывают, засыпают на ночь, просыпаются утром).

Теперь ещё раз мысленно представьте себе полянку с одуванчиками. (Вспомнить какую полянку видели на краю леса.) Можно начать описание так: “Яркий солнечный день…

– Сделайте свою зарисовку для выставки словесных картин. Работая в группах, дети проявляют огромное творчество. После завершения работы, открываю обратную сторону доски. (На ней записаны выражения: на мягкой изумрудной траве, как золотые блёстки, жёлтые цветочки, как будто на зелёном ковре растут маленькие жёлтенькие пуговки, зелёное покрывало украшено огоньками.)

– Назвали вы такие выражения? – Да.

Другой вид работы при подготовке к сочинению позволяет вспомнить всё о радуге.

– Дети, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин.

– А хотите узнать от кого?

– Его прислала Фея Радуга. Она командует всеми красками. Краски любят её и дружны с ней, поэтому в их дворце всегда царят радость и веселье, много музыки и разноцветья.

К сочинению готовимся долго. Читаем стихотворение А.Береснева.

Ах надо же было такому случиться
Семь перьев в пути обронила жар-птица
А ветер нашёл их, присвистнул: “Откуда?
Кто здесь потерял семицветное чудо?”
Собрал, разложил в вышине полукругом -
И вспыхнуло….(чудо) ярко над лугом.

– Что это за чудо?

– Какого цвета семицветное чудо? (Называю цвета, предлагаю быстро запомнить)

– Нарисуйте радугу такой, как вы её себе представили. (Рассматривание работ друг друга в паре, в группе, можно выйти к доске). Записать слова в тетради. Работа в группах.

– Чудо, красота, коромысло, радость, жизнь, разноцветная, пёстрая, настроение, повисла, растянулась. Дома даётся задание:

– Найти рассказы, стихи, загадки о радуге и записать в тетрадь. Дети находят стихи Бунина, Тютчева, Вяземского, Шима.

Вопросы по теме подбираю самые интересные

– Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?

– Хотелось ли вам когда-нибудь дотронуться до неё рукой?

– Представьте, что вы дотрагиваетесь до радуги – передайте свои ощущения.

– Представьте, что вы разговариваете с радугой.

– О чём бы вы спросили её, что рассказали бы о себе? Расскажите свой разговор.

– Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?

– Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?

– Как вы думаете, чем пахнет радуга? Опишите её запах.

– Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?

– Можно ли назвать радугу улыбкой неба?

Дети с удовольствием пишут сказку о человеке, который с радугой дружил, о фее радости, которая жила на разноцветной радуге, о весёлой радуге, которая с дождиком дружила. Когда вся эта работа проводится постоянно в классе, дети обязательно много будут наблюдать за природой. И если заниматься изо дня в день такими видами творческой работы, объять всё невозможно, но думаю, что хоть капельку творчества дети несут с собой из начальной школы.

В заключение мне хочется сказать, что работа над сочинением не самоцель. Конечная цель этой работы – вызвать у детей потребность выражать свои чувства, мысли, намерения доступным и красивым языком, помочь им глубже осознать многие явления нашей действительности, увести их в мир творчества, выходящего за пределы урока. Каждый учитель должен создать свою систему письменных работ в классе, принимая во внимание и подготовку учащихся, и их индивидуальные особенности. Только при этих условиях учитель сможет успешно вести своих учеников “от маленького писателя к большому читателю”. Мы, учителя начальных классов стоим у истоков речевой культуры, и нам отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник с каждым годом становился всё более полноводным.

Литература:

  1. Воробьёва В.И, Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах, Тула “Родничок”, Москва “Астрель”. “Аст”, 2003.
  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Москва, Издательский центр “Академия”, 1999.
  3. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах. Москва. Линка-пресс, 1995.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души. Москва. Сфера, 1995.
  5. Синицын В.А. Путь к слову. Москва. АО “Столетие”, 1996.
  6. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Москва. Линка – пресс, 1994.

Приложение