В девяностые годы прошедшего века, среди возникших тогда общественных движений и течений, появился новый поток – детский. Отличаясь по целям, характеру, размерам деятельности, составу участников, детский поток включал в себя множество формирований. Именно в то время я, окончив десять классов, пришла работать в школу в качестве вожатой. Пионерской организации, как таковой, в школе уже не было, но мы продолжали, вместе с ребятами, ходить в походы, проводить творческие вечера, на которых веселились, спорили, предлагали свои проекты. Ребята чувствовали себя хозяевами, вели активную школьную жизнь, готовили себя к большим взрослым делам, так как знали, что они неизбежно выпадут на долю каждого в будущем. Тогда ребятам хотелось сберечь азарт коллективной работы, они умели дружить, дорожить словом.
Сейчас, много лет спустя, возникла необходимость снова возродить, такую нужную сейчас, вожатскую деятельность в школе. Это очень трудно, порою, кажется, что невозможно, особенно с ребятами из старших классов. Ведь известно, что разломать, развалить всегда легче, чем что-то создать, начиная с нуля. Приходиться от чего-то отказываться, что-то переделывать заново, подготавливать пакеты документов, разрабатывать цели, задачи, план работы.
И самое главное – дети сейчас другие, они в большинстве своем, не хотят участвовать в создании каких-либо формирований. Как их заинтересовать? Как завлечь?
Прихожу в 8 класс, побеседовать о создании школьной организации, о детских движениях, которые сейчас работают в других школах…Конечно, леса рук я не увидела, но некоторые заинтересовались и посыпались предложения с идеями, какой должна быть наша организация. В каждом предложении нахожу неповторимую индивидуальность и философский смысл. И совсем неважно, что некоторые предложения неприемлемы, / например такое: “Я буду участвовать, если мне будут платить”/, самое главное, все-таки, все ребята хотят, чтобы никто и никогда не плакал от горького сознания того, что они не поняты в семье или в родной школе…
Я говорила ребятам, что процесс становления сложный, и нам предстоит решать нелегкие задачи, которые мы наметим себе сами. Мы решили, что наша организация будет называться “Наша планета”. Нас пока мало и “Нашу планету”, может быть, не увидишь в самые сильные телескопы, но мы разработаем свой Устав, мы всегда будем вместе, мы будем проводить книжные посиделки, где побеседуем об истории нашего края. Мы будем говорить о добрых чувствах, будем анализировать, сопоставлять наши поступки, наши дела, будем заниматься самовоспитанием, будем говорить о жизненной цели, об уважении друг к другу, о красоте человеческих отношений. Мы будем учиться видеть радугу в капле росы и слушать тишину леса. А главным критерием наших планов является воспитание уважения к труду на земле. Любви к родной природе, воспитание умения и желания приложить свои силы на благо родного края.
Дело, которое мы начали, основано на добровольном начале, без всяких уговоров и притеснений. Мы никогда не оттолкнем протянутую руку. Приходите к нам все, кто хочет быть добрым, сильным, но непреклонным к злу. Кто сумеет постоять за себя, за слабого, за обиженного, кто не побоится встать на его защиту. Кто не хочет быть Иванами, не помнящими родства…
“Наша планета” относиться к движению “Древо жизни”, и я хочу, чтобы ребята лучше знали и ценили свою семью, бабушек и дедушек. Многие дети не знают своей родословной, а иные и знать не хотят, это страшно. Из моих бесед с ребятами я узнала, что некоторые из них не помнят даже отчество своей бабушки, не знают день ее рождения, а ведь именно в тех семьях, где мирно и дружно уживаются несколько поколений, где помнят свои корни, свой род, ребенок растет полноценно, спокойно, растет, постигая мудрость жизни, учась любить, уважать старших, уступать и прощать.
Для этого я провожу, и собираюсь делать это дальше, беседы-программы, которые, я надеюсь, будут побуждать ребят лучше узнавать друг друга, ощущать, как каждому из нас просто необходимо хранить тепло отчего дома, хранить в себе пьянящее, удивительное ощущение малой родины.
В ближайшее время мы с ребятами увлеклись идеей открыть музей старины. Дирекция школы обещает помочь с помещением, а экспонаты мы уже начали собирать, в этом нам охотно помогают жители села.
После открытия музея в нем можно будет проводить программу “Человек и природа в народной культуре”. Очень хотелось бы завести в нашей школе традицию идти “вслед за солнышком”, т.е. отмечать важные моменты народного календаря, радоваться праздникам, возрождать интересные обычаи в дни Рождества, угощаться блинами на Масленицу, выпекать “жаворонки” в день прилета птиц 22 марта, чествовать домашних животных в день Святого Георгия Победоносца.
По намеченному плану на нынешний год, мы намерены провести в школе несколько акций: “Подари книгу библиотеке”, “Посылка и письмо солдату, несущему ратную службу вдали от дома”, “Экологическая”.
Я думаю, у нас получится, потому что нашим сельским мальчишкам и девчонкам энергии и здоровых амбиций не занимать.
Я очень завидую тем вожатым, которые играют в футбол и волейбол, плавают, как дельфины, танцуют брейк и умеют играть на гитаре. Ах, как это здорово! Я ничего этого не умею /хотя хотела бы уметь/, но я искренна, я верю в детство, я слышу детство, я верю в милосердие и сострадание и очень хочу, чтобы дети поверили мне!
А я, когда возникает потребность разобраться в сплетениях, из которых состоит детская душа, бегу за советами к учителям, и они мне всегда помогают, так как обладают уникальным педагогическим опытом. И еще, я полагаю, что нужно, а порой просто необходимо проводить беседы с детьми об отношении учеников к своим учителям.
“Ученик не бывает выше своего учителя, но и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его” /Лука VI 40./
Однажды, если верить одной очень древней книге, создатель, засучив рукава, решил отделить твердь от хляби. Однако и по сей день хлябь не желает отделяться от тверди, но люди, обладающие естественной потребностью стремления к добру, помогают всевышнему в его работе и поныне. Немалая доля этой работы легла на плечи учителей. Я думаю, все понимают, что воспитывать душу ребенка это, пожалуй, самая трудная из всех наук, и никакая высшая математика не может с этим сравниться. Поэтому, во все времена, к учителю относились с великой благодарностью, трогательно и преданно. Сейчас многое утеряно в плане нравственности и, не вдаваясь, в психологические тонкости, приведу пример, который я наблюдала в нашей школе.
Учитель, стараясь быть последовательным и логичным, доказывает не ученику, а родителю ребенка, что есть грань в поведении, через которую нельзя переступать не при каких обстоятельствах, что причина плохого поведения в школе, лености – это вседозволенность дома. Что безмерно любить свое чадо это вовсе не значит считать его безупречным и заслуживающим всех земных благ. Что матерщина и курение с юного возраста способствуют развитию расхлябанности.
Слушая этот разговор, я думала, хорошо, если родитель хоть немного задумается, решив, что учитель прав. А то, нередко, слышишь: “Без вас знаем, своих воспитывайте!”
Сейчас мы часто слышим, что молодежь у нас плохая, что нет у нее никаких моральных устоев. Могу поспорить, что это не так. Ведь каждый человек, изначально, хороший и добрый, а зло появляется от наших поступков.
Каждый взрослый, когда-то, был ребенком. И великие Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой и, даже, Адольф Гитлер тоже были детьми. И они проказничали, дразнились ,гоняли голубей, может быть, боялись темноты… Но приходит время, и детство навсегда уходит в прошлое, но пусть, до конца дней своих, человек слышит детство и детский смех, и добродушный юмор учителя навсегда остается в памяти каждого человека.
Очень хотелось бы привлечь и заинтересовать наших ребят литературным наследием Василия Александровича Сухомлинского. Ведь главной его заповедью было не насиловать душу ребенка, внимательно приглядываться к его особенностям, заботиться об осмыслении ребенком своего места в мире. Сухомлинский призывал любить природу, и что-то делать /или не делать/ для того, чтобы и природа полюбила тебя. Есть у него притча “Камень”, по-народному мудрая и глубокая.
“Стоял в степи колодец. Поил ключевой водой путников. Питал деревья и травы вокруг. Однажды, мимо пробегал мальчишка и, бездумно, швырнул в колодец камень. Камень закрыл родник на дне, и вода перестала наполнять колодец. Высохли травы и деревья. Перестали прилетать и петь птицы. Пусто и тоскливо стало там, где раньше шумела жизнь. Шли годы. Мальчик, не ведавший, что сотворил, стал стариком, пришел на знакомое место, и очень удивился: “Что случилось? Куда все подевалось?”
Нужно ли говорить о том, насколько созвучна мысль этой притчи нашему времени, когда природа уже устала подавать нам тревожные сигналы: “Люди, что оставите вы после себя будущим поколениям?”
Пока еще существует вокруг нас очень много незаметной тихой красоты. Присмотритесь, пожалуйста, поздним вечером к звездному небу и проснется оно в вашем сердце-это чувство земной благодати. Недаром В.А. Сухомлинский называл мир под голубым небом “школой радости”.
Все, что можно сказать о радости, в понимании многих, связано со здоровьем, с красотой и добротой, но мало кто задумывается, что все это приносит радость только тогда, если сочетается в человеке в одинаковой мере. А это под силу только детям, ведь они не задумываются над возможностью и доступностью, таких слов они просто не знают. Дети просто чувствуют радость от добрых дел, оттого, что помогают людям, им хорошо вместе, они любят свою школу, гордятся ею, гордятся своими успехами, гордятся своими учителями. И если все это есть в нашей школе, значит, мы занимаемся именно тем, чем должна заниматься современная школа.
Хочу заметить, что я в своих рассуждениях и наблюдениях ни в коем случае не претендую на то, чтобы как-то обрисовать систему этического воспитания детей. Нет, конечно, нет. Просто я очень люблю наблюдать за детьми и мне хочется проанализировать свои впечатления от увиденного и услышанного, прочитанного…
Быстро и незаметно проходят дни, недели и годы. Подрастают дети. Подрос и тот русоголовый сероглазый мальчуган, который, однажды, будучи тогда первоклассником, подошел ко мне в школе и спросил: “Елена Александровна, а у вас бывает радость?” Согласитесь, вопрос оказался не совсем обычным. Я, признаться, растерялась и не смогла ему сразу ответить. Мне ,вдруг, почему-то, захотелось заплакать… И вспомнила я тогда слова Паоло Коэльо: “Каждый из нас, взрослых, должен внимательно вглядываться в детские глаза, ибо им дано видеть мир, лишенный горечи и обмана, лукавства и несправедливости. И если вы хотите узнать, какие люди вас окружают, посмотрите на них детскими глазами…”
А недавно в школе, подменяя заболевшую учительницу, я ,потеснив расписание, решила провести с ребятами беседу на тему “Я радуюсь”. Я предложила им написать, как они понимают, как ощущают слово РАДОСТЬ. У многих фантазии хватило только на одну фразу “Радость – это когда радостно”, “Радость– это каникулы”, “Радость– это когда мама все покупает”. А мальчик сорвиголова, который и минуты не может посидеть спокойно, вдруг притих и долго и старательно писал. Потом я прочла “Радысь это мой папа!” Вот как! Но больше всего меня поразила фраза, написанная корявым почерком со многими ошибками: “Радость– это когда папа и мама трезвые”. Вот такая получилась грустная-прегрустная радость. Что сказать этому мальчику, что посоветовать? Чем помочь? Что может сделать школа для этого маленького человека, чтобы как можно меньше было неблагоприятных обстоятельств в его судьбе? Ведь пьянство– это вековое зло, но это уже другая тема…
Ни один из моих маленьких собеседников не написал, сколько радостного дарит нам природа, и нужно только желание, чтобы познать силу и величие родной земли, по которой ступаешь босыми ногами. И разве это не радость, когда ранней весной к тебе в окно постучится цветущая ветка сирени? Ласточки, вернувшиеся к твоему дому, березка на школьном дворе, ясный месяц, который влюбился в нашу реченьку и дарит ей мир звезд? Радость – это туманы, опустившиеся с небес, и поющие свои тихие, щемящие сердце песни. Радость – это доброе отношение к друг другу, ибо каждый человек достоин уважения, даже первоклашка это уже личность, еще недостаточно развитая, но уже личность со своими представлениями о доброте и отзывчивости. Радость– это когда с тобой рядом есть настоящий друг, который не оставит тебя в беде. Радость это когда есть надежда на то, что когда-нибудь у нас все-таки будет изобилие, нет, не материальное, а изобилие добра, а это, пожалуй, самое нужное изобилие в человеческой жизни.
Я радуюсь, что ты живешь на свете
Живешь на свете также как и я,
Что нас не сломит самый сильный ветер
И мы с тобой хорошие друзья.
Полагаю, что для работы вожатого просто необходимо внеплановое, внешкольное общение с детьми, наблюдения и беседы…
Догорал последний денек запоздалого бабьего лета. Возле речки, под молодой яблонькой – дичкой играли дети. Они собирали опавшие листья в кучу, потом все вместе подбегали и подбрасывали листья вверх. На ветру листва кружилась и падала на плечи и головы малышам. Я долго наблюдала за их игрой, сразу вспомнилось пушкинское, осеннее “Очей очарованье”, и я решила спросить у ребят, знают ли они, кто такой Пушкин? Они замолчали, а потом пятилетний Андрюша глянул на меня своими удивительно синими глазами и сказал:
– Я знаю, кто такой Пушкин, это наш президент, – и твердо выговаривая слова, сообщил: – А я скоро в школу пойду, выучу уроки и пойду в армию!
– Вот какой молодец, – говорю, – мы все придем тебя провожать.
На что Андрюша, продолжая собирать листья, ответил:
– Не надо меня провожать, я сам дойду.
– А я, – продолжила разговор четырехлетняя Аннушка, – когда вырасту, на папке женюсь, он хороший, водку не пьет и нас с мамой любит…
Не дав закончить Аннушке мысль, ее перебивает Ваня 5 лет:
– А я не буду жениться, потому что мне мамка не велит, мне надо в институт ехать.
И тут самый маленький Алеша заявил:
– Я не буду учиться, и работать не буду.
– Так ведь это же, – говорю, – плохо, кто же тебя кормить-то будет?
– А никто, – отвечает Алешка, – я сам буду есть.
Мы побеседовали еще немного, потом детям надоело, они снова стали играть, бегать, смеяться… Я смотрела на них, и мне хотелось крикнуть: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”
Я думала, что же надо сделать нам, взрослым, чтобы такие милые создания выросли хорошими, достойными людьми? Чтобы не запятнали они чести своей дурными поступками. Чтобы, выбирая между добром и злом, они все чаще и чаще выбирали добро…
Говорят, для этого надо, чтобы дети росли счастливыми. А взрослые должны думать не только о нынешнем состоянии ребенка, но и о том, каким он станет в жизни, что принесет людям. Чтобы знали дети, что такое покаяние и добродетель, что такое милосердие. И тогда, может быть, что-то измениться в сознании людей, не будет войн, и снег будет белее, и дожди теплее, и небо прозрачнее и синее…Так должно быть и так будет.
Поздняя осень: холодно, промозгло. Только нашим сельским мальчишкам такая погода не помеха. Веселой стайкой пробежались они за околицу села играть, как они сами говорят, “в войнушку”. Все были вооружены деревянными автоматами. Они долго, собравшись в кучку, что-то кричали, спорили, наверное, обсуждали правила игры, а потом разделились на две противоборствующие стороны, и игра началась. Все попрятались в зарослях ивняка и у крутояра. Автоматные очереди они изображали голосом, согнувшись, перебегали с места на место. “Ты убитый!”– закричал один. И “убитый” долго бегал, искал место, где бы ему упасть, так как кругом было очень грязно. Наконец он грохнулся на кучу соломы, а воюющие, покинув свои укрытия, собрались возле “убитого” и дело чуть не дошло до настоящей драки: одни кричали, что убитый, а другие – что нет. Но тут сам предмет спора решил разрядить обстановку. Он встал и сказал: “Да не убитый я, а раненый!” И, ковыляя, пошел в сторону, наверное, в “лазарет”.
Было смешно, трогательно и пронзительно грустно наблюдать за нашими мальчиками. Я думала – пройдут годы и, став взрослыми, они будут вспоминать эту осень, такую для них добрую… И этот белесый туман над речкой, и горьковатый полынный запах пожухлой травы. Будут вспоминать эту свою игру – “войнушку”, в которой они делились на “белых и красных”. Может быть, тогда уже будет все равно “Кто на белом коне, кто на красном, нашу Родину будет спасать”. А может быть осуществиться вековечная мечта всех живущих – пожить без войны.
Недавно я смотрела рисунки учеников. Очень многие мальчишки рисуют войну. Рисуют танки, самолеты, военные корабли, которые ощетинились дулами пушек. И я вспомнила о книге, написанной столетие назад. Книга о детях, которые рано остались без родителей. Родители не оставили своим детям наследства, но успели научить их играть в счастье. Суть игры заключалась в том, чтобы находить в самой плачевной ситуации что-то хорошее, радующее. И постараться никогда не ощущать себя жертвой. Может быть, когда-нибудь, наши дети тоже научатся играть в счастье. А пока они играют в войну, и “летят во всю длину листа снаряды, желтые, как груши…”.
Нас всех учили в детстве, будто бы любой спор можно решить полюбовно, не прибегая к помощи кулака. Однако, мы почему-то оказались удивительно невосприимчивы к этой простой родительской истине. В мире полыхают военные конфликты.
Я ,в работе с детьми ,своим оружием выбираю слово. И оно , мое слово, чистое и ясное, может быть поможет кому-то превозмочь нравственную глухоту. И в нашей школе уже есть дети, которые растут умными, добрыми и отзывчивыми. Они активно участвуют во всех школьных мероприятиях. Думаю, что таких ребят надо поощрять. Поощрения всех видов укрепляют положительные ростки воспитания, толкают на поиски новых идей, побуждают стремление к новым успехам. Именно такие дети, добрые и отзывчивые, входят в окружающую школьную жизнь объединительной гранью.
Во всех моих исканиях, начинаниях, сомнениях и надеждах я опираюсь на педагогические труды Василия Александровича Сухомлинского, который в книге “Сердце отдаю детям” писал: “Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может быть настоящим воспитателем, а среди этих качеств – на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка”.
Я на всю жизнь запомнила слова Ивана Бунина о том, что при рождении ребенка, каждому, Господь Бог дает какую-то способность, и великий грех – не развивать эту способность, не лелеять, не холить, не любить. В данной моей работе-размышлении я хочу сказать, что цель школы одна – достойное воспитание подрастающего поколения, несмотря на коллизии нашего времени.
“Мир стоит на распутье, дойдя до роковой черты.
За этой чертой – закат цивилизации.
Все мы должны знать, что если не найдем верной дороги, наше столетие может стать последним в истории”. Эти слова всемирно известного протоиерея, философа Александра Меня актуальны для всех.
Литература.
- Пауло Коэльо “Книга воина света”.
- В.А. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”.
- И. Бунин.
- “Классный руководитель” за 2002 год.