Программа (экспериментальная) летнего профильного лагеря дневного пребывания для учащихся 6–8-х классов естественнонаучного профиля

Разделы: Внеклассная работа


I. Структура и содержание программы

1. Информационная карта программы, реализуемой в профильной смене.

Полное наименование программы: «Летний профильный лагерь дневного пребывания для   учащихся   6-8   классов   естественнонаучного   профиля»

2.  Авторы программы:

  • Скотникова Ирина Вольдемаровна, учитель биологии и экологии, руководитель экспериментальной площадки III уровня.
  • Матвеева Наталия Ивановна, учитель географии, руководитель ШМО учителей географии.

3. Учреждение, заявившее программу:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Усть-Кутского муниципального образования.

4. Полный адрес, банковские реквизиты:

666788, Иркутская область, город Усть-Кут, пер. Школьный, 2

Тел. 8 (39565) 22198

ИНН 3818015718

КПП 381801001    финансовое управление администрации УКМО (МОУ СОШ № 9 лицевой счёт № 122010090) для  ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛ., г. ИРКУТСК

БИК 042520001

Р. счёт № 40204810800000000377

5.  Цель программы:

Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, химии, а также определиться в выборе профиля  обучения в старших классах.

6. Образовательная область, в которой реализуется программа:

Учебные предметы, относящиеся к образовательной области «Естествознание» и «Обществознание» и прикладные дисциплины.

7. Специализация (профиль) программы:

Экологический лагерь труда и отдыха.

8. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа:

Учащиеся 12-15 лет, обучающиеся в 5-8-х классах предпрофильного обучения.

9. С какого времени используется данная программа:

Первый год.

10. Краткая информация об опыте работы по данной программе:

Опыта работы по данной программе нет, так как программа внедряется первый год.

11. География использования или место дислокации работы по программе

Программа будет осуществляться в городе Усть-Кут Иркутской области и его окрестностях.

12. Педагогический состав (квалификация):

Программа будет выполняться учителями МОУ СОШ № 9 УКМО и педагогами дополнительного образования.

  • Скотникова Ирина Вольдемаровна – 49 лет, высшая квалификационная категория, образование – высшее, ИГУ, биолого-почвенный факультет, учитель биологии и химии, педагогический стаж – 26 лет, учитель  МОУ СОШ № 9 УКМО;
  • Матвеева Наталья Ивановна – 48 лет, первая квалификационная категория, образование – высшее, КГПИ, биолого-географический факультет, учитель географии и биологии, педагогический стаж – 15 лет, учитель МОУ СОШ № 9 УКМО;
  • Жданова Любовь Михайловна – 58 лет, высшая квалификационная категория, образование – высшее, ИГПИ, естественно-географический факультет, учитель биологии и химии, педагогический стаж –  35 лет, учитель МОУ СОШ № 9 УКМО

II. Пояснительная записка

Актуальность:

В 2006-2007 учебном году в МОУ СОШ № 9 начался эксперимент, основной целью которого явилось создание классов предпрофильного обучения с ранней профилизацией. Классы предпрофильного обучения – это 6-9-е классы, в которых дети от 12 до 16 лет могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование повышенного уровня.

В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В классе естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога. Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.

Цель: предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, географии, экологии, химии.

Задачи:

1. Образовательные:

- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- помочь осознать, что человек - это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

- раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов.

2. Развивающие:

- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечить развитие экологического мышления, умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;

- развить умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

- воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения.

  1. обучить  навыкам исследовательской деятельности;
  2. развить навыки практической работы;
  3. развить творческие способности учащихся;
  4. развивать коммуникативные навыки;
  5. способствовать становлению личности учащихся;
  6. формировать экологическое миропонимание;
  7. способствовать развитию осознанного восприятия окружающей среды и себя как ее части;
  8. способствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
  9. оздоровить школьников.

Ожидаемые результаты:

Школьники, отдыхавшие в «Летнем профильном  лагере», в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.

Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, «семена экологического образования», заложенные педагогами летом в результате осуществления предложенной Программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом, по мнению авторов, заключается перспективность дальнейшего применения Программы летнего экологического лагеря.

Содержание:

Полевой практикум:

  1. Гидробиология
  2. Описание экосистем: лес, болото, река.
  3. Зоология беспозвоночных
  4. Минералогия с основами почвоведения
  5. Картография
  6. Геология
  7. Метеорология

Экскурсии (примерные):

  1. Метеостанция
  2. Лес как экосистема
  3. Болото как экосистема (окрестности Усть-Кутского курорта)
  4. Река как экосистема
  5. Поездка на слюдяные озёра (г. Северобайкальск)
  6. Форма отчета:
    1. Дневник практики
    2. Коллекции, гербарии
    3. Фотографии
    4. Научно-практическая конференция по итогам практики

Перспектива: выход научно-исследовательских работ на районную НПК «Исследователь природы»

Механизм реализации программы:

Реализация программы предусматривается в летнем профильном лагере дневного пребывания, базой которого будет МОУ СОШ № 9 УКМО.

Для эффективной работы необходимо:

Из этого имеется:

Коллектив заинтересованных педагогов

Учителя МОУ СОШ №9 УКМО

Педагоги дополнительного  образования МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО

Подбор учащихся особой категории

Учащиеся 6-8-х классов предпрофильного обучения

Материально-техническая база:

Гербарные прессы, газеты, сачки, морилки, пинцеты, лупы, микроскопы, лопатки, бланки геоботанических описаний, секундомер, шнур, определители, мусорные мешки.

Коллекции минералов, горных пород, картографическое оборудование и материалы, школьная метеостанция

Химическое лабораторное оборудование и реактивы.

Научная и научно-популярная литература, энциклопедии, справочники

Цифровой фотоаппарат

Видеокассеты, CD-диски;

Аптечка

Почти все в наличии:

необходимо только изготовить бланки и сачки.
Имеется

Есть в кабинете географии


Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Предварительная работа с детским коллективом и их родителями (ознакомление с правилами внутреннего распорядка работы лагеря).

Проведение родительского собрания вместе с детьми

Презентация летнего лагеря

Инструктаж по технике безопасности.

Проведение  перед полевыми и практическими занятиями.

Режим работы летнего профильного лагеря дневного пребывания:

07.45 – 08.00 – сбор учащихся в МОУ СОШ № 9

08.00 – 09.00 –  теоретическое занятие

09.00 – 09.15 – завтрак

09.30 – 12.00 – полевой практикум или экскурсия

12. 00 – 12.30 – дорога в школу, свободное время

12.30 – 13.00 – обед

13.00 – 14.30 – отдых, оздоровительные процедуры

14.00 – 14.50 – внеклассное мероприятие, занятие по специальности.

15.00 – 16.00 – обработка материала, подготовка к конференции по итогам практики

16.00 – 16.15 – полдник

16.15 – 17.00 – час общения, инструктаж на следующий день.

В случае плохой походы предусмотрен просмотр фильмов по биологии, географии и химии, работа в библиотеке, работа в сети Интернет.

Подготовительный период:

  1. Презентация летнего лагеря естественнонаучного профиля.
  2. Собрание с родителями.
  3. Установочное занятие с учащимися (цели, задачи летней практики). Инструктаж по технике безопасности.
  4. Написание писем на предприятия с целью оказания помощи в проведении экскурсии.          
  5. Подбор необходимого оборудования.
  6. Предварительный осмотр мест прохождения практики.
  7. Разработка тематики гербариев, печатание бланков, этикеток.

III. Календарный план

Календарный план представлен в Приложении 1.


Литература

  1. Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе»; -  Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; -  Волгоград, «Учитель», 2001.
  3. Барская В.Ф., Рычагов Г.И. «Практические работы по общей геологии»; - Москва, «Просвещение». 1971.
  4. Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение»; - Москва, «Омега», 1997.
  5. Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; - Москва, «Мысль», 1983.
  6. Войлошников В.Д. « Геология в школьном курсе географии»; Москва, «Просвещение», 1983.
  7. Голицын С.И. «Хочу быть топографом»: Ленинград, «Детгиз», 1953.
  8. Данилов С.В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: - «Биология в школе», №2, 2004.
  9. Жданова Ю.В., Назаренко В.И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; - «Биология в школе», №2, 2004
  10.  Крыгин А.Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; - «Биология в школе», №3, 1998.
  11.  Куприн А.М. «Занимательная картография», - Москва, «Просвещение», 1989.
  12.  Куприн А.М. «Занимательно об ориентировании»; - Москва, «Просвещение», 1980.
  13.  Куприянова М.К. «Вопросы и задания по физической географии»; Екатеринбург, «У-Фактория», 2003.
  14.  Лазаревич К.С. «Общая физическая география (в 2-х частях); - Москва,  «Первое сентября», 2003.
  15.  Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. «Решение задач по географическим картам»; - Москва, «Просвещение», 1996.
  16.  Меньчуков А.Е. «В мире ориентирования»» - Москва, «Недра», 1986.
  17.  Минина З.Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; - «Биология в школе», №4, 2002.
  18.  Муфазаров В.Г. «Основы геологии»; - Москва, «Просвещение», 1979.
  19.  Пивоварова Л.В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; - «биология в школе», №2, 2004.
  20.  Сборник «День Земли 2001». Материалы в помощь; - Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2001
  21.  «Сборник игр и упражнений для интерактивного обучения в экологическом образовании»; - Иркутск, Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2002.
  22.  Смолицкая Г.П. «Занимательная топонимика»; - Москва, «Просвещение», 1990.
  23.  Устимович Г.И. «Наркотик. Стоит ли ему доверять?» Блицтурнир; - «Биология в школе», №2, 2004