I. Структура и содержание программы
1. Информационная карта программы, реализуемой в профильной смене.
Полное наименование программы: «Летний профильный лагерь дневного пребывания для учащихся 6-8 классов естественнонаучного профиля»
2. Авторы программы:
- Скотникова Ирина Вольдемаровна, учитель биологии и экологии, руководитель экспериментальной площадки III уровня.
- Матвеева Наталия Ивановна, учитель географии, руководитель ШМО учителей географии.
3. Учреждение, заявившее программу:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Усть-Кутского муниципального образования.
4. Полный адрес, банковские реквизиты:
666788, Иркутская область, город Усть-Кут, пер. Школьный, 2
Тел. 8 (39565) 22198
ИНН 3818015718
КПП 381801001 финансовое управление администрации УКМО (МОУ СОШ № 9 лицевой счёт № 122010090) для ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛ., г. ИРКУТСК
БИК 042520001
Р. счёт № 40204810800000000377
5. Цель программы:
Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, химии, а также определиться в выборе профиля обучения в старших классах.
6. Образовательная область, в которой реализуется программа:
Учебные предметы, относящиеся к образовательной области «Естествознание» и «Обществознание» и прикладные дисциплины.
7. Специализация (профиль) программы:
Экологический лагерь труда и отдыха.
8. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа:
Учащиеся 12-15 лет, обучающиеся в 5-8-х классах предпрофильного обучения.
9. С какого времени используется данная программа:
Первый год.
10. Краткая информация об опыте работы по данной программе:
Опыта работы по данной программе нет, так как программа внедряется первый год.
11. География использования или место дислокации работы по программе
Программа будет осуществляться в городе Усть-Кут Иркутской области и его окрестностях.
12. Педагогический состав (квалификация):
Программа будет выполняться учителями МОУ СОШ № 9 УКМО и педагогами дополнительного образования.
- Скотникова Ирина Вольдемаровна – 49 лет, высшая квалификационная категория, образование – высшее, ИГУ, биолого-почвенный факультет, учитель биологии и химии, педагогический стаж – 26 лет, учитель МОУ СОШ № 9 УКМО;
- Матвеева Наталья Ивановна – 48 лет, первая квалификационная категория, образование – высшее, КГПИ, биолого-географический факультет, учитель географии и биологии, педагогический стаж – 15 лет, учитель МОУ СОШ № 9 УКМО;
- Жданова Любовь Михайловна – 58 лет, высшая квалификационная категория, образование – высшее, ИГПИ, естественно-географический факультет, учитель биологии и химии, педагогический стаж – 35 лет, учитель МОУ СОШ № 9 УКМО
II. Пояснительная записка
Актуальность:
В 2006-2007 учебном году в МОУ СОШ № 9 начался эксперимент, основной целью которого явилось создание классов предпрофильного обучения с ранней профилизацией. Классы предпрофильного обучения – это 6-9-е классы, в которых дети от 12 до 16 лет могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование повышенного уровня.
В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.
В классе естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога. Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Цель: предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, географии, экологии, химии.
Задачи:
1. Образовательные:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- помочь осознать, что человек - это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
- раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов.
2. Развивающие:
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- обеспечить развитие экологического мышления, умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
- развить умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
- воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
- воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения.
- обучить навыкам исследовательской деятельности;
- развить навыки практической работы;
- развить творческие способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать становлению личности учащихся;
- формировать экологическое миропонимание;
- способствовать развитию осознанного восприятия окружающей среды и себя как ее части;
- способствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
- оздоровить школьников.
Ожидаемые результаты:
Школьники, отдыхавшие в «Летнем профильном лагере», в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Таким образом, «семена экологического образования», заложенные педагогами летом в результате осуществления предложенной Программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом, по мнению авторов, заключается перспективность дальнейшего применения Программы летнего экологического лагеря.
Содержание:
Полевой практикум:
- Гидробиология
- Описание экосистем: лес, болото, река.
- Зоология беспозвоночных
- Минералогия с основами почвоведения
- Картография
- Геология
- Метеорология
Экскурсии (примерные):
- Метеостанция
- Лес как экосистема
- Болото как экосистема (окрестности Усть-Кутского курорта)
- Река как экосистема
- Поездка на слюдяные озёра (г. Северобайкальск)
- Форма отчета:
- Дневник практики
- Коллекции, гербарии
- Фотографии
- Научно-практическая конференция по итогам практики
Перспектива: выход научно-исследовательских работ на районную НПК «Исследователь природы»
Механизм реализации программы:
Реализация программы предусматривается в летнем профильном лагере дневного пребывания, базой которого будет МОУ СОШ № 9 УКМО.
Для эффективной работы необходимо: |
Из этого имеется: |
Коллектив заинтересованных педагогов |
Учителя МОУ СОШ №9 УКМО Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО |
Подбор учащихся особой категории |
Учащиеся 6-8-х классов предпрофильного обучения |
Материально-техническая база: Гербарные прессы, газеты, сачки, морилки, пинцеты, лупы, микроскопы, лопатки, бланки геоботанических описаний, секундомер, шнур, определители, мусорные мешки. Коллекции минералов, горных пород, картографическое оборудование и материалы, школьная метеостанция Химическое лабораторное оборудование и реактивы. Научная и научно-популярная литература, энциклопедии, справочники Цифровой фотоаппарат Видеокассеты, CD-диски; Аптечка |
Почти все в наличии:
необходимо только изготовить бланки и сачки. Есть в кабинете географии
Имеется Имеется Имеется Имеется |
Предварительная работа с детским коллективом и их родителями (ознакомление с правилами внутреннего распорядка работы лагеря). |
Проведение родительского собрания вместе с детьми Презентация летнего лагеря |
Инструктаж по технике безопасности. |
Проведение перед полевыми и практическими занятиями. |
Режим работы летнего профильного лагеря дневного пребывания:
07.45 – 08.00 – сбор учащихся в МОУ СОШ № 9
08.00 – 09.00 – теоретическое занятие
09.00 – 09.15 – завтрак
09.30 – 12.00 – полевой практикум или экскурсия
12. 00 – 12.30 – дорога в школу, свободное время
12.30 – 13.00 – обед
13.00 – 14.30 – отдых, оздоровительные процедуры
14.00 – 14.50 – внеклассное мероприятие, занятие по специальности.
15.00 – 16.00 – обработка материала, подготовка к конференции по итогам практики
16.00 – 16.15 – полдник
16.15 – 17.00 – час общения, инструктаж на следующий день.
В случае плохой походы предусмотрен просмотр фильмов по биологии, географии и химии, работа в библиотеке, работа в сети Интернет.
Подготовительный период:
- Презентация летнего лагеря естественнонаучного профиля.
- Собрание с родителями.
- Установочное занятие с учащимися (цели, задачи летней практики). Инструктаж по технике безопасности.
- Написание писем на предприятия с целью оказания помощи в проведении экскурсии.
- Подбор необходимого оборудования.
- Предварительный осмотр мест прохождения практики.
- Разработка тематики гербариев, печатание бланков, этикеток.
III. Календарный план
Календарный план представлен в Приложении 1.
Литература
- Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе»; - Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; - Волгоград, «Учитель», 2001.
- Барская В.Ф., Рычагов Г.И. «Практические работы по общей геологии»; - Москва, «Просвещение». 1971.
- Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение»; - Москва, «Омега», 1997.
- Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; - Москва, «Мысль», 1983.
- Войлошников В.Д. « Геология в школьном курсе географии»; Москва, «Просвещение», 1983.
- Голицын С.И. «Хочу быть топографом»: Ленинград, «Детгиз», 1953.
- Данилов С.В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: - «Биология в школе», №2, 2004.
- Жданова Ю.В., Назаренко В.И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; - «Биология в школе», №2, 2004
- Крыгин А.Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; - «Биология в школе», №3, 1998.
- Куприн А.М. «Занимательная картография», - Москва, «Просвещение», 1989.
- Куприн А.М. «Занимательно об ориентировании»; - Москва, «Просвещение», 1980.
- Куприянова М.К. «Вопросы и задания по физической географии»; Екатеринбург, «У-Фактория», 2003.
- Лазаревич К.С. «Общая физическая география (в 2-х частях); - Москва, «Первое сентября», 2003.
- Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. «Решение задач по географическим картам»; - Москва, «Просвещение», 1996.
- Меньчуков А.Е. «В мире ориентирования»» - Москва, «Недра», 1986.
- Минина З.Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; - «Биология в школе», №4, 2002.
- Муфазаров В.Г. «Основы геологии»; - Москва, «Просвещение», 1979.
- Пивоварова Л.В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; - «биология в школе», №2, 2004.
- Сборник «День Земли 2001». Материалы в помощь; - Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2001
- «Сборник игр и упражнений для интерактивного обучения в экологическом образовании»; - Иркутск, Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2002.
- Смолицкая Г.П. «Занимательная топонимика»; - Москва, «Просвещение», 1990.
- Устимович Г.И. «Наркотик. Стоит ли ему доверять?» Блицтурнир; - «Биология в школе», №2, 2004