Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время  в разговоре часто мы слышим слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Мы подчас не замечаем несправедливость в окружающем нас мире. Привычными и повседневными стали грубость в общении  и кучи мусора на улице. Какими вырастут наши дети? Не вырастут ли они черствыми и бездуховными людьми, не имеющими никаких нравственных ценностей? Общеизвестно, что нужно воспитывать в  детях доброту, умение помогать другим, терпение. Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, неприязнь ко всему злому  формируются с детства.

В справочнике педагогической терминологии СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ определяются  как  «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей.

 В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Воспитание социальных ценностей необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:

  • Формировать первоначальную систему нравственных ценностей.
  • Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
  • Дать детям представление о понятии «дружба»;
  • Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:

  • принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • принцип научности;
  • принцип наглядности;
  • принцип активности и сознательности обучения.

В процессе работы над формированием системы социальных ценностей используются следующие методы и приемы, представленные в таблице:

Схема1    

Основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.

Социальный аспект игры проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова  А. В. Запорожца  – «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений, который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.

Но нужно помнить, что в игре могут закладываться отрицательные свойства характера, такие как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость.

Для   реализации  задач  по формированию системы социальных ценностей у детей рекомендуется использование различных видов игр:

  • сюжетно-ролевых;
  • подвижных;
  • развивающих.

Сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.  

Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будут мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.  

Главное в процессе игры поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой, обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игр.

Например: Какая интересная сегодня получилась игра  «Магазин». Катя была вежливым продавцом. А Саша помог девочкам донести сумки с продуктами. Он заботливый мальчик, настоящий помощник. Наша игра получилась интересной, потому что мы играли все вместе и не ссорились.

Большую помощь в осознании детьми такого понятия, как «дружба» оказывает проведение хороводных игр. Круг – символ единения. Именно в кругу дети могут почувствовать близость стоящих рядом детей.

рис.1

«Посмотрите, какой дружный круг у нас получился, мы все вместе, наши ручки теплые, добрые».

Можно предложить детям «подружить ручки». Дети пожимают друг другу руки, поглаживают их. Педагог говорит о том, что наши руки ласковые, они нам нужны не для драки, а для добрых дел.

Развитие игры и игровых интересов зависит от реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми. Основная задача педагога помочь детям объединиться в игровые группы.

Как же добиться у детей проявления симпатии ко всем членам детского коллектива? Необходимо научить малышей видеть хорошие, положительные качества находящихся рядом сверстников. В этом может помочь  игра «Свет мой, зеркальце», в которой один ребенок берет на себя роль «зеркала».  «Зеркалу» нужно рассказать о том, кто смотрится в него, не забыть отметить не только внешний вид, но и  положительные черты характера.

рис.2

Например: Лера – добрая девочка, она всегда делится игрушками. С Ваней очень хорошо играть, потому что он веселый и не дерется. (В тексте приведены высказывания детей в процессе проведения описанных игр.)

Немаловажно дать представление о том, что такое «настоящий друг».  Для того чтобы дети смогли осознать это понятие лучше, используется игра «Какого бы ты хотел иметь друга?». При помощи опорных картинок  дети рассказывают о желаемом друге.

рис.3

Например: С веселым интересно играть. Добрый человек всегда делится игрушками. Когда человек злой – он плохой друг. Он дерется и всех обижает.

Часто дети действуют импульсивно, не отдают отчет о своих поступках. Малышам трудно понять, почему они поступают неправильно. Помочь в этом могут обучающие игры. Например, такие игры как «Оцени поступок», «Как поступить?». В игровой форме дети учатся быть заботливыми, внимательными друг к другу, усваивают общепринятые в обществе нормы поведения.

Большое значение для развития личности ребенка имеет его общение с природой. Именно общаясь с природой, человек может открыть в себе такие положительные качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но  и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Игры «Кто где живет?», «Рыбы, птицы, звери», «Найди меня», «Чей малыш?»и многие другие знакомят детей с многообразием животного и растительного мира нашей планеты.         

рис.4

(Описание предложенных игр см. в Приложении 1)

С помощью обучающих экологических игр «Оцени поступок», «Помоги лесным жителям» дети учатся не только заботливому и бережному отношению  к природе, но и правильно оценивать поступки людей. Они смогут сделать в конце игры такие выводы:

  • Нельзя ломать ветки деревьев, а то птицам негде будет жить.
  • Муравьев нельзя топтать ногами – им больно.
  • Если в лесу бросать мусор, то лес будет грязный и некрасивый.

В играх «Как себя вести в лесу», «Расчисть полянку» дети учатся правильно вести себя в природе, мотивировать свои поступки, различать понятия «добро» и «зло».

рис.5

Большую помощь в работе оказывает использование произведений художественной литературы: «Новые приключения Колобка» Николаевой, «Серая Звездочка» Заходера, рассказы о природе Бианки, Чарушина, Сладкова, стихи о природе и животных Степанова, Маршака. Так же в работе с детьми обязательно должен использоваться энциклопедический материал: «Они должны жить», «Детская Энциклопедия» и другие.

Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Играйте, учите, играя, воспитывайте, играя. Пусть Ваш опыт, доброта, сердечность помогут малышам сформировать необходимую систему социальных ценностей, и  вырасти достойными членами общества.