Урок по окружающему миру во 2–4-х классах "Растения и животные леса. Охрана леса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
  2. Ознакомить с частями лесов, географическим положением.
  3. Познакомить с растительным и животным миром.
  4. Познакомить детей с названиями групп растений.
  5. Обобщить знания о животных.
  6. Развивать познавательную активность.
  7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • картина «Лес»;
  • картинка растений и животных
  • карточки-помощники для детей 4 класса;
  • план-карта урока для 4 класса;
  • подбор стихотворений по охране леса;
  • учебники для 2, 4 класса;
  • рабочие тетради по окр. миру для 2, 4 класса.

Ход урока

Этапы урока Работа со 2 классом Работа с 4 классом
Орг. момент, сообщение темы и целей урока - Сегодня мы с вами совершим путешествие. Как вы думаете, куда? Отгадайте загадку.
Ученица 4 класса загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём! (лес)
- Правильно, это лес. Послушаем стихотворения о лесе.
Дети читают стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С.Погорельский)

- Итак, мы отравляемся в зону лесов. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

- Какие чудеса, как вы думаете, скрываются в лесу? (звери, птицы, растения)

- Запишем тему урока в тетрадь.

Новый материал На доске висит картина «Лес».

- Рассмотрите картину. Вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?

- Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (деревья)
Все названия закрепляются на доску.

- Чем деревья отличаются от других растений? (у них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви)

Самостоятельная практическая работа.

- На карте найдите зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
Каждому раздаётся карточка–помощница №10.
Работа ведётся по карте природных зон в атласах. Сообщение делается в паре. Заполняется карточка с пропусками.

Самостоятельная работа.

- Отгадать загадки о деревьях. Ответы записать в рабочей тетради с. 19 №3
Каждому даются карточки с загадками.

- Расскажите о зоне лесов.
Дети обобщают практическую работу.

- Чем ель отличается от других деревьев? (у ели вместо листьев иголки)

- Значит, деревья бывают лиственные и хвойные. Приведите примеры лиственных деревьев.

 

- Как называются одним словом эти растения?
Показываются карточки и называются кустарники.

  • Смородина
  • Шиповник
  • Малина
  • Орешник
(это кустарники)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (у них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких)

Карточки закрепляются на доску.
Самостоятельная работа по группам.

У детей план-карта урока, где подробно указывается данный этап. Также имеется вопросник. Дети делятся на 3 группы:
1 группа готовит рассказ о тайге,
2 группа о смешанных и широколиственных лесах,
3 группа о животных лесной зоны.

- Какие ещё растения могут быть в лесу кроме деревьев и кустарников? (травы)

- Какие травы мы можем увидеть в лесу?
Детям даются картинки.

- А сейчас дадим слово нашим ребятам, кто готовил доклады о травах.
Дети читают доклады о мать–и–мачехе, ромашке и одуванчике.

 
Сейчас ребята из 4 класса нам расскажут о тайге, смешанных и широколиственных лесах, а ученики 2 класса внимательно послушают и запомнят названные деревья, кустарники и травы.
  Выступления 1 и 2 группы.
Итак, ребята, подведем небольшой итог 1 части нашего урока.

Вывод: леса России – самая большая природная зона России, которая делится на 3 части: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лес состоит как бы из 3 ярусов: деревьев, кустарников и трав. Лес называют лёгкими нашей планеты. А о том, как сберечь наши леса, расскажут дети.
Читаются стихи об охране леса.

Фикультминутка
- Запишите в тетрадь названия тех животных, о которых расскажут учащиеся 3 группы 4 класса. Выступление 3 группы.
Знакомство с разными животными.
На доске таблица:
(она заполняется в процессе фронтальной работы с детьми)
Название группы Кол. ног, покровы
Звери 4 ноги, шерсть
Птицы Перья, 2 ноги, 2 крыла
Рыбы Ног нет, плавники, чешуя
Насекомые 6 ног

- Какие группы уже знаете? (звери, птицы, насекомые, рыбы)

- Кого относят к зверям? (собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы)

- Сколько у них ног, чем покрыто тело? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

- Какая следующая группа? (птицы)

- Приведите примеры? (голубь, синица, скворец, воробей, дятел)

- Чем покрыто тело птиц? (перьями)

- Назовите особенности птиц? (есть 2 крыла, 2 ноги)

- Следующая группа – это… (рыбы)

- Приведите примеры? (лещ, окунь, щука, карась)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуёй)

- Чем еще отличаются рыбы от других групп? (есть плавники, ног нет)

- Назовите 4 группу? (насекомые)

- Перечислите представителей данной группы? (жуки, пауки)

- Сегодня узнаем ещё 2 новые группы.

- К какой группе можно отнести лягушек и жаб? Где они обитают? (на суше и в воде)

- Они образуют свою группу «земноводные», у них 4 ноги, гладкая кожа.
Показать картинки с изображением змей, черепах, ящериц, крокодилов.

- К какой группе их можно отнести?
Все эти представители группы «пресмыкающихся», их особенность состоит в том, что у них тело покрыто роговыми чешуйками. У некоторых представителей 4 ноги.

Самостоятельная работа по учебнику и рабочим тетрадям.
Самостоятельная работа в группах.

У каждой группы на листах бумаги написаны загадки, даны картинки с изображенными представителями разных групп. Детям надо отгадать загадку и прикрепить отгадку-рисунок.

Проверка выполненных заданий, отметка.
Итог урока В лесу живём много различных животных. Богат и растительный мир лесов.
Надо беречь животный и растительный мир наших лесов!
Домашнее задание С. 50-51, дополнить таблицу другими группами. Списать с плана-карты.