Цели:
- Углубить представления детей о словах связках, как служебных частях речи.
- Показать, что союзы связывают слова и предложения.
- Вывести правило, что предлоги и союзы пишутся со словами отдельно.
Ход урока
1. Орг. момент.
У нас сегодня много гостей, поприветствуем.
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы вспомним написание элементов букв, затем пропишем их в словах и в пословице.
3. Работа в тетради.
25 апреля.
Классная работа.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпенье и труд рядом живут.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
- А какой труд для вас самый главный?
- Прочитайте пословицу еще раз глазами…
(закрываю слова «без» и «из»)
- Прочитайте еще раз.
- Понятен ли вам смысл этой фразы?
- Можно ли назвать это предложением или пословицей?
- Чего же здесь не хватает?
- А для чего они здесь нужны?
- Может вы догадаетесь, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Не могли бы вы назвать тему урока.
ИТАК: Тема нашего урока: «Предлоги и союзы»
А что это за слова и для чего они служат, мы попытаемся выяснить.
4. Работа над новым материалом.
- На доске:
а) Катя Вася лес прогулка пошли
Задание: Используя слова составить предложение:
б) Катя и Вася пошли на прогулку в лес.
Задание: Выделить орфограммы и разобрать по членам предложения.
- Какие слова мы с вами не подчеркнули? (предлоги и союзы)
- Какую помощь оказали нам эти слова?
(Они помогли связать слова в предложении.)
- Являются ли они членами предложения?
- Имеют ли они лексическое значение?
- Что соединяют союзы?
(слова одной части речи: Катя и Вася; большой и маленький; читать и петь)
- Написание предлогов зависит от связи одного слова с другими словами.
- Как пишутся предлоги и союзы в предложении?
На доске: схема: предлоги союзы
Вопрос ----- -----
Значение ----- -----
Член предл. ----- -----
Правописание: отдельно отдельно
- Какую же работу они здесь выполняют? (они служат)
ИТОГ: Предлоги и союзы служат для связи слов в предложении.
5. ФИЗМИНУТКА.
6. На доске: (схема предложения).
__________________________________________________________________
Задание: Подберите слова, чтобы получилось предложение:
Например: Наступило утро…..начался новый трудовой день.
Выглянуло солнце….по дорогам побежали ручьи.
Прозвенел звонок…..дети вышли из класса.
- Что поможет нам составить предложение? (союз и)
- Значит, что соединяют союзы? (слова и предложения).
7. Работа по учебнику: стр.120.
- Сравним наши выводы с выводами учебника.
(выводы совпадают)
8. Отгадайте загадку:
Чик-чирик,
К зернышку прыг
Клюй не робей,
Кто-же это? (воробей)
- Почему и зачем он к нам прилетел?
- Да, на улице еще холодно и не мешает покормить наших птичек, но он принес нам задание.
а) прочитайте текст: Воробьи.
Я люблю наблюдать за воробьями. Это смелые и умные птицы.
Воробьи всегда живут около жилья людей. Их гнезда не на деревьях, а под крышами домов. Воробьи живут стаями.
в) Укажите в тексте предлоги и союзы. С какими словами они связаны?
- Какую основную роль выполняют предлоги и союзы и для чего служат?
9. Работа в парах. (раздаю карточки)
- Составить и записать предложение.
- Какие слова связки использовали?
Наблюдать (за кем?) за воробьями
Живут (где? Около чего?) около жилья
Гнезда (на чем?) на деревьях
- Попробуйте поставить предлоги перед глаголами, что получилось?
ОКОЛО живут жилья
ЗА наблюдать воробьями
- Понятен ли вам смысл, удобно ли писать предлоги здесь?
- А что об этом говорится в учебнике? См. стр. 121 «ЗАМЕТЬТЕ»
10. Итог урока: С чем сегодня познакомились?
Что нового узнали?
Почему предлоги и союзы называют служебными словами?
Как пишутся предлоги и союзы со словами?
Что еще соединяют союзы?
11. Поощрение ребят, выставление оценок.