Форма: проект.
Цель:
- Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
- Обучение учащихся пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека.
- Формирование чувства ответственности за своё здоровье.
- Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от получения новых знаний о влиянии вредных привычек на здоровье человека.
Этапы работы:
- Выбор темы проекта.
- Составление списков групп.
- Распределение заданий.
- Анкетирование.
- Поиск материала
- Оформление материала.
Наглядность.
- Тематические таблицы: “Вред алкоголя”, “Вред курения”.
- Таблицы анализа результатов анкетирования учащихся.
- Практические советы тем, кто решил бросить курить.
- Пословицы и поговорки о вреде алкоголя.
Организация деятельности учащихся:
- Учащиеся класса разбиваются на 3 группы.
- Выбор своей темы проекта, руководителя группы.
- Выбор названия проекта и подбор материала по вопросам, выданным учителем.
- Составление плана защиты проекта, отбор материала, составление сценария выступления группы.
- Подготовка наглядного материала.
- Оформление проекта.
Вопросы, предлагаемые для разработки проекта:
- Анкетирование по теме проекта.
- Поиск статистики негативного отношения влияния курения, алкоголя, наркотиков на организм человека.
- Разработка мер по зависимости в социуме.
- Выявление причин, в результате которых человек попадает в зависимость от вредной привычки.
- Подтверждение наглядными примерами (экспериментами, примерами из художественной литературы, фильмов и т.п.) вреда, который наносят наркотики, алкоголь и табак организму человека.
- Исторические справки о распространении вредных привычек на Руси.
- Использование народного фольклора, художественной литературы по теме проекта.
- Оказание первой медицинской помощи при отравлении табаком, алкоголем или наркотиками.
План проведения часа общения
Вступительное слово учителя: “Сегодня на часе общения мы поговорим с вами о вредных привычках, их влиянии на здоровье, профилактике.
Мы не раз обсуждали эту тему на часах общения, внеклассных мероприятиях проводимых в рамках декады “За здоровый образ жизни”, вы изучали эту тему на уроках биологии и обществознания.
К сожалению, не все смогли избавиться от этих привычек, и поэтому, поговорим на эту тему еще раз.
Вы приготовили 3 проекта.
Каждая группа представляет свой проект.
Защита проекта: “Нет – курению”.
Оформление и оборудование:
Таблицы:
- Причины курения.
- Анализ анкеты.
- “Вред курения” (влияние курения на организм человека).
1. Руководитель группы (ведущий) вступление.
1.1. Определение “Привычка”.
1.2. Понятие вредная привычка.
1.3. Курение – вредная привычка.
2. Мы нашли несколько определений слова “привычка” в толковых словарях русского языка. Зачитает определение из словаря русского языка под редакцией А.П. Евгеньева. [11]
Работая над нашим проектом, мы провели анкету среди восьмиклассников, многим из них нет еще и 14.
3. Анализ анкет “Причины курения среди подростков” (Приложение 1).
Ведущий: Мы нашли описание состояния курильщика в художественных произведениях:
Зачитывают отрывок из произведения Л.Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность” [16].
Ведущий: Из этого отрывка видим, что курение отрицательно влияет на состояние человека. Подтверждение этому мы нашли в учебнике биологии и другой литературе.
4. Продолжим наш рассказ о воздействии курения на организм человека (Приложение 2). [10,12,17]
5. “Нет — курению!” (Стиль жизни современного человека обзор периодической печати, Федеральный Закон Российской Федерации об ограничении курения табака от 10.07.2001г) [18]
6. Стихотворение М. Мартовского. (Приложение 3).
7. Ведущий: Тем, кто курит в нашем классе, мы предлагаем практические советы, как бросить курить! (Приложение 4). [2,10,12]. Надеемся вы не оставите их без внимания и воспользуетесь ими.
8. В заключении мы хотим напомнить произведение великого Гёте “Фауст” Читает “Забава для дураков” (отрывок из произведения Гете “Фауст”) [19]
Надеемся, что среди нас дураков нет!
Защита проекта: “Вред алкоголя и профилактика развития пристрастия к спиртному”.
Оформление и оборудование:
Колбы с растениями для эксперимента
Таблицы:
- Анализ результатов анкетирования.
- “Вред алкоголя”.
- “Оказание первой медицинской помощи при отравлении алкоголем”.
1. Руководитель группы (ведущий) вступление.
Всем известно, что пословицы – это народная мудрость. С них мы и начнем наше выступление. Вдумайтесь в их содержание и возьмите их на заметку. (Приложение 5)
Ведущий: Пристрастие к спиртному является вредной привычкой. Появится она у нас или нет, зависит только от нас. Мы часто слышим, что пьянство традиционно существовало на Руси. Мы решили найти этому подтверждение в исторической литературе. Но мы были приятно удивлены, что это совсем не так.
2. Как с пьянством боролись на Руси? [6]
Ведущий: Ограничения в употреблении спиртного объяснимо. Ведь алкоголь вреден для здоровья человека.
3. Вред алкоголя, влияние его на организм человека [7,14]
Влияние алкоголя на рост растения. Эксперимент: в 2-е колбы наливают воду и водку и сажают в них растения. Наблюдают за ростом растений. Итоги проведения эксперимента.
Ведущий: Многим из нас полезно задуматься стоит ли наносить вред своему организму употребляя спиртное.
4. Анализ анкеты “Отношение к алкоголю”. Итоги анкетирования одноклассников. [4] (Приложение 6)
Ведущий: Наша группа считает, что каждый из нас должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
5. Оказание первой медицинской помощи при отравлении алкоголем [13]
6. Ведущий: Надеемся, что все мы будем разумны и нам не понадобятся эти советы. В заключение нашего выступления мы хотим привести слова Уильяма Гладстона, английского государственного деятеля, премьер-министра Великобритании: “Алкоголизм делает большие опустошения, чем три бича, вместе взятые: голод, чума и войны”.
Защита проекта: “Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?”
Оформление и оборудование:
Видеомагнитофон, телевизор, кассета с фильмом.
Таблица с мифами о наркомании.
1. Руководитель группы (ведущий) вступление “ Наркотическое рабство”.
Люди с незапамятных времен пытались научиться летать как птицы. Одержимые этим желанием, они создавали различные приспособления для полета. Результатом их усилий явились воздушные шары, самолеты, дирижабли, а затем и космические корабли. Почему люди хотели летать? Потому что завидовали птицам. И потому что их представления о полете не омрачались мыслями о плохом. Действительно, наблюдать за полетом птицы приятно. И сразу возникает мысль: а самому полетать, наверное, еще приятнее.
"Что считать полетом? — Лишь то, что может повторяться без опасности для организма. А если в конце полета гибель или травма, то это уже не полет, а падение. Например, если человек прыгает с большой высоты без парашюта — это не полет, а падение, т. к. в конце такого “полета” — гибель.
Известно, что некоторые химические вещества способны вызывать такие же ассоциации, как и во время полета: легкость и “парение”. В связи с этим некоторые люди пытаются вызвать. У себя эти ощущения путем использования химических веществ. Эти вещества получили название наркотик (наркотики, токсические вещества).
Человеку, который начал употреблять наркотики, каждый раз кажется, что он летит. Он не думает о том, что закончится это падением. Но он обязательно ударится. Обо что? О мучительное состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика. Его называют “ломка”, а научное его название – абстиненция. Чем дольше человек употребляет наркотики, тем “ломка” более мучительна.
В момент “ломки” человек раздражителен, неуравновешен, напряжен, злобен. У него болят мышцы шеи, спины, конечностей, живот и т. д. Он не владеет собой, мечется, не может найти себе места.
Такое состояние длится неделю или дольше и лишь постепенно угасает. Но оно быстро снимается новой дозой наркотика. Здесь полное сходство с опохмелением при пьянстве. И все с тем же результатом: сначала приятно, потом мучительно. Так человек становится рабом химического вещества: он и хотел бы продолжать свои “полеты”, и очень боится того мучительного состояния, в которое попадает при отсутствии очередной дозы.
Наркотическое рабство. Начав употреблять наркотики, человек оказывается “связан” по рукам и ногам. Он не может обходиться без наркотика и при его отсутствии непрерывно бьется о дно пропасти, в которую попал, начав его употреблять. Полет ассоциируется со свободой. Но какая же свобода может быть у того, кто стал рабом своего пристрастия к химическому веществу? [1,5,8]
2. Мы хотим предложить вашему вниманию мифы о наркотиках и их развенчание. (Приложение 7) [13,17]
3. Словарная разминки “Подбери антоним”.
Ведущий: Мы знаем из русского языка, что антонимы – это слова, противоположные по значению другому слову. Предлагаю сейчас проверить, как вы поняли правду о наркотиках. Я буду называть слово, а вы предлагать мне слова – антонимы, связанные с проблемой наркомании.
Целеустремленность – бесцельность;
Оптимизм – пессимизм;
Смелость – трусость;
Твердость – неуверенность;
Искренность – хитрость;
Коммуникабельность – замкнутость.
Мудрость – глупость;
Свобода – зависимость;
Удовольствие – боль, страдание;
Здоровье – болезнь;
Счастье – горе, беда;
Радость – грусть, отчаяние;
Богатство – нищета;
Любовь – ненависть;
Добро – зло;
Жизнь – смерть;
Сила воли – безволие.
Ведущий: И в заключение своего проекта мы предлагаем вам фрагмент из кинофильма “Я выбираю жизнь”
Надеемся всем нам достаточно информации о наркотиках, чтобы никогда не употреблять их и даже не желать их пробовать.
Прежде, чем поддаться интересу, узнать, что это, вспомните о своих близких и родных, любимых родителях. Не доставляйте им горя.
Подведение итогов работы:
“Дорогие ребята!
Я благодарю вас всех за хорошую подготовку и отличную работу.
Ваши проекты еще раз показали и доказали какой вред нашему здоровью наносят курения, алкоголь и наркотики.
Вся эта информация была представлена для того, что бы вы могли сделать правильный выбор!
А сейчас давайте, определим несколько правил, что необходимо делать, чтобы не приобрести вредные привычки? (Учащиеся формулируют эти правила).
Используемая литература:
- Голубева Я.В. Проблемные классные часы. Волгоград, Учитель, 2004 г.
- Горонская Е.В., О.С. Баранова Выбираю жизнь. Программа Д.О.М.: учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. – 2 изд., – Петрозаводск, 2002.
- Колисов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. М., Дрофа, 2002 г.
- Котып Н.Я. Скворцова Е.С. “Алкоголь и подростки” М., Медицина, 1998 г.
- Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г.
- Маюров А.Н. “Антиалкогольное воспитание”. М., Просвещение 1998 г.
- Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. “Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения” М., Просвещение, 2002 г.
- Романова О.Л. Тимакина Е.Н. “Как уберечь детей от наркотиков”, Ижевск, изд.дом “Удмуртский университет”, 2002 г.
- Русские пословицы и поговорки под ред. Анкина В.П. М., Художественная литература, 1988 г.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. “Модульный курс профилактики курения” 5-11 классы., М., “ВАКО”, 2004.
- Словарь русского языка в 4-х томах под ред. Евгеньева А.Е., М., из-во “Русский язык”, 1984 г. т.2, стр. 78
- Смирнов Н.К. Предупреждение табакокурения у школьников. М., Минобразования РФ, 2004 г.
- Смирнов А.Т., Васнев А.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10-11 класс. М., Просвещение, 2003 г.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология Человек учебник для 8-9 класса, М., Дрофа, 2002 г.
- Спутник классного руководителя” М., Центр “Педагогический поиск”, 2004 г.
- Толстой Л.Н. “Детство. Отрочество Юность”. М. Художественная литература, 1986 г.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. “Нетрадиционные формы работы с родителями”. Воронеж, ООО “5 за знания”, 2005 г.
- Федеральный закон от 10.07.2001г. № 87-ФЗ “Об ограничении курения табака” (принят ГД ФС РФ 21.06.2001 г.)
- Хрестоматия по литературе 8-9 класс. М., Просвещение, 2000 г.
- Шевердин С.Н. “У опасной черты”. М., Педагогика, 2002 г.
- Шипицина Л.М. Казакова Е.И. “Школа без наркотиков”., С-П-б, из-во “Образование – Культура”, 2002 г.