Час общения "Вредным привычкам — нет"

Разделы: Внеклассная работа


Форма: проект.

Цель:

  • Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
  • Обучение учащихся пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека.
  • Формирование чувства ответственности за своё здоровье.
  • Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от получения новых знаний о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Этапы работы:

  • Выбор темы проекта.
  • Составление списков групп.
  • Распределение заданий.
  • Анкетирование.
  • Поиск материала
  • Оформление материала.

Наглядность.

  • Тематические таблицы: “Вред алкоголя”, “Вред курения”.
  • Таблицы анализа результатов анкетирования учащихся.
  • Практические советы тем, кто решил бросить курить.
  • Пословицы и поговорки о вреде алкоголя.

Организация деятельности учащихся:

  • Учащиеся класса разбиваются на 3 группы.
  • Выбор своей темы проекта, руководителя группы.
  • Выбор названия проекта и подбор материала по вопросам, выданным учителем.
  • Составление плана защиты проекта, отбор материала, составление сценария выступления группы.
  • Подготовка наглядного материала.
  • Оформление проекта.

Вопросы, предлагаемые для разработки проекта:

  1. Анкетирование по теме проекта.
  2. Поиск статистики негативного отношения влияния курения, алкоголя, наркотиков на организм человека.
  3. Разработка мер по зависимости в социуме.
  4. Выявление причин, в результате которых человек попадает в зависимость от вредной привычки.
  5. Подтверждение наглядными примерами (экспериментами, примерами из художественной литературы, фильмов и т.п.) вреда, который наносят наркотики, алкоголь и табак организму человека.
  6. Исторические справки о распространении вредных привычек на Руси.
  7. Использование народного фольклора, художественной литературы по теме проекта.
  8. Оказание первой медицинской помощи при отравлении табаком, алкоголем или наркотиками.

План проведения часа общения

Вступительное слово учителя: “Сегодня на часе общения мы поговорим с вами о вредных привычках, их влиянии на здоровье, профилактике.

Мы не раз обсуждали эту тему на часах общения, внеклассных мероприятиях проводимых в рамках декады “За здоровый образ жизни”, вы изучали эту тему на уроках биологии и обществознания.

К сожалению, не все смогли избавиться от этих привычек, и поэтому, поговорим на эту тему еще раз.

Вы приготовили 3 проекта.

Каждая группа представляет свой проект.

Защита проекта: “Нет – курению”.

Оформление и оборудование:

Таблицы:

  1. Причины курения.
  2. Анализ анкеты.
  3. “Вред курения” (влияние курения на организм человека).

1. Руководитель группы (ведущий) вступление.

1.1. Определение “Привычка”.
1.2. Понятие вредная привычка.
1.3. Курение – вредная привычка.

2. Мы нашли несколько определений слова “привычка” в толковых словарях русского языка. Зачитает определение из словаря русского языка под редакцией А.П. Евгеньева. [11]

Работая над нашим проектом, мы провели анкету среди восьмиклассников, многим из них нет еще и 14.

3. Анализ анкет “Причины курения среди подростков” (Приложение 1).

Ведущий: Мы нашли описание состояния курильщика в художественных произведениях:

Зачитывают отрывок из произведения Л.Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность” [16].

Ведущий: Из этого отрывка видим, что курение отрицательно влияет на состояние человека. Подтверждение этому мы нашли в учебнике биологии и другой литературе.

4. Продолжим наш рассказ о воздействии курения на организм человека (Приложение 2). [10,12,17]

5. “Нет — курению!” (Стиль жизни современного человека обзор периодической печати, Федеральный Закон Российской Федерации об ограничении курения табака от 10.07.2001г) [18]

6. Стихотворение М. Мартовского. (Приложение 3).

7. Ведущий: Тем, кто курит в нашем классе, мы предлагаем практические советы, как бросить курить! (Приложение 4). [2,10,12]. Надеемся вы не оставите их без внимания и воспользуетесь ими.

8. В заключении мы хотим напомнить произведение великого Гёте “Фауст” Читает “Забава для дураков” (отрывок из произведения Гете “Фауст”) [19]

Надеемся, что среди нас дураков нет!

Защита проекта: “Вред алкоголя и профилактика развития пристрастия к спиртному”.

Оформление и оборудование:

Колбы с растениями для эксперимента

Таблицы:

  1. Анализ результатов анкетирования.
  2. “Вред алкоголя”.
  3. “Оказание первой медицинской помощи при отравлении алкоголем”.

1. Руководитель группы (ведущий) вступление.

Всем известно, что пословицы – это народная мудрость. С них мы и начнем наше выступление. Вдумайтесь в их содержание и возьмите их на заметку. (Приложение 5)

Ведущий: Пристрастие к спиртному является вредной привычкой. Появится она у нас или нет, зависит только от нас. Мы часто слышим, что пьянство традиционно существовало на Руси. Мы решили найти этому подтверждение в исторической литературе. Но мы были приятно удивлены, что это совсем не так.

2. Как с пьянством боролись на Руси? [6]

Ведущий: Ограничения в употреблении спиртного объяснимо. Ведь алкоголь вреден для здоровья человека.

3. Вред алкоголя, влияние его на организм человека [7,14]

Влияние алкоголя на рост растения. Эксперимент: в 2-е колбы наливают воду и водку и сажают в них растения. Наблюдают за ростом растений. Итоги проведения эксперимента.

Ведущий: Многим из нас полезно задуматься стоит ли наносить вред своему организму употребляя спиртное.

4. Анализ анкеты “Отношение к алкоголю”. Итоги анкетирования одноклассников. [4] (Приложение 6)

Ведущий: Наша группа считает, что каждый из нас должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.

5. Оказание первой медицинской помощи при отравлении алкоголем [13]

6. Ведущий: Надеемся, что все мы будем разумны и нам не понадобятся эти советы. В заключение нашего выступления мы хотим привести слова Уильяма Гладстона, английского государственного деятеля, премьер-министра Великобритании: “Алкоголизм делает большие опустошения, чем три бича, вместе взятые: голод, чума и войны”.

Защита проекта: “Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?”

Оформление и оборудование:

Видеомагнитофон, телевизор, кассета с фильмом.

Таблица с мифами о наркомании.

1. Руководитель группы (ведущий) вступление “ Наркотическое рабство”.

Люди с незапамятных времен пытались научиться летать как птицы. Одержимые этим желанием, они создавали различные приспособления для полета. Результатом их усилий явились воздушные шары, самолеты, дирижабли, а затем и космические корабли. Почему люди хотели летать? Потому что завидовали птицам. И потому что их представления о полете не омрачались мыслями о плохом. Действительно, наблюдать за полетом птицы приятно. И сразу возникает мысль: а самому полетать, наверное, еще приятнее.

"Что считать полетом? — Лишь то, что может повторяться без опасности для организма. А если в конце полета гибель или травма, то это уже не полет, а падение. Например, если человек прыгает с большой высоты без парашюта — это не полет, а падение, т. к. в конце такого “полета” — гибель.

Известно, что некоторые химические вещества способны вызывать такие же ассоциации, как и во время полета: легкость и “парение”. В связи с этим некоторые люди пытаются вызвать. У себя эти ощущения путем использования химических веществ. Эти вещества получили название наркотик (наркотики, токсические вещества).

Человеку, который начал употреблять наркотики, каждый раз кажется, что он летит. Он не думает о том, что закончится это падением. Но он обязательно ударится. Обо что? О мучительное состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика. Его называют “ломка”, а научное его название – абстиненция. Чем дольше человек употребляет наркотики, тем “ломка” более мучительна.

В момент “ломки” человек раздражителен, неуравновешен, напряжен, злобен. У него болят мышцы шеи, спины, конечностей, живот и т. д. Он не владеет собой, мечется, не может найти себе места.

Такое состояние длится неделю или дольше и лишь постепенно угасает. Но оно быстро снимается новой дозой наркотика. Здесь полное сходство с опохмелением при пьянстве. И все с тем же результатом: сначала приятно, потом мучительно. Так человек становится рабом химического вещества: он и хотел бы продолжать свои “полеты”, и очень боится того мучительного состояния, в которое попадает при отсутствии очередной дозы.

Наркотическое рабство. Начав употреблять наркотики, человек оказывается “связан” по рукам и ногам. Он не может обходиться без наркотика и при его отсутствии непрерывно бьется о дно пропасти, в которую попал, начав его употреблять. Полет ассоциируется со свободой. Но какая же свобода может быть у того, кто стал рабом своего пристрастия к химическому веществу? [1,5,8]

2. Мы хотим предложить вашему вниманию мифы о наркотиках и их развенчание. (Приложение 7) [13,17]

3. Словарная разминки “Подбери антоним”.

Ведущий: Мы знаем из русского языка, что антонимы – это слова, противоположные по значению другому слову. Предлагаю сейчас проверить, как вы поняли правду о наркотиках. Я буду называть слово, а вы предлагать мне слова – антонимы, связанные с проблемой наркомании.

Целеустремленность – бесцельность;
Оптимизм – пессимизм;
Смелость – трусость;
Твердость – неуверенность;
Искренность – хитрость;
Коммуникабельность – замкнутость.
Мудрость – глупость;
Свобода – зависимость;
Удовольствие – боль, страдание;
Здоровье – болезнь;
Счастье – горе, беда;
Радость – грусть, отчаяние;
Богатство – нищета;
Любовь – ненависть;
Добро – зло;
Жизнь – смерть;
Сила воли – безволие.

Ведущий: И в заключение своего проекта мы предлагаем вам фрагмент из кинофильма “Я выбираю жизнь”

Надеемся всем нам достаточно информации о наркотиках, чтобы никогда не употреблять их и даже не желать их пробовать.

Прежде, чем поддаться интересу, узнать, что это, вспомните о своих близких и родных, любимых родителях. Не доставляйте им горя.

Подведение итогов работы:

“Дорогие ребята!

Я благодарю вас всех за хорошую подготовку и отличную работу.

Ваши проекты еще раз показали и доказали какой вред нашему здоровью наносят курения, алкоголь и наркотики.

Вся эта информация была представлена для того, что бы вы могли сделать правильный выбор!

А сейчас давайте, определим несколько правил, что необходимо делать, чтобы не приобрести вредные привычки? (Учащиеся формулируют эти правила).

Используемая литература:

  1. Голубева Я.В. Проблемные классные часы. Волгоград, Учитель, 2004 г.
  2. Горонская Е.В., О.С. Баранова Выбираю жизнь. Программа Д.О.М.: учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. – 2 изд., – Петрозаводск, 2002.
  3. Колисов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. М., Дрофа, 2002 г.
  4. Котып Н.Я. Скворцова Е.С. “Алкоголь и подростки” М., Медицина, 1998 г.
  5. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г.
  6. Маюров А.Н. “Антиалкогольное воспитание”. М., Просвещение 1998 г.
  7. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. “Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения” М., Просвещение, 2002 г.
  8. Романова О.Л. Тимакина Е.Н. “Как уберечь детей от наркотиков”, Ижевск, изд.дом “Удмуртский университет”, 2002 г.
  9. Русские пословицы и поговорки под ред. Анкина В.П. М., Художественная литература, 1988 г.
  10. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. “Модульный курс профилактики курения” 5-11 классы., М., “ВАКО”, 2004.
  11. Словарь русского языка в 4-х томах под ред. Евгеньева А.Е., М., из-во “Русский язык”, 1984 г. т.2, стр. 78
  12. Смирнов Н.К. Предупреждение табакокурения у школьников. М., Минобразования РФ, 2004 г.
  13. Смирнов А.Т., Васнев А.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10-11 класс. М., Просвещение, 2003 г.
  14. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология Человек учебник для 8-9 класса, М., Дрофа, 2002 г.
  15. Спутник классного руководителя” М., Центр “Педагогический поиск”, 2004 г.
  16. Толстой Л.Н. “Детство. Отрочество Юность”. М. Художественная литература, 1986 г.
  17. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. “Нетрадиционные формы работы с родителями”. Воронеж, ООО “5 за знания”, 2005 г.
  18. Федеральный закон от 10.07.2001г. № 87-ФЗ “Об ограничении курения табака” (принят ГД ФС РФ 21.06.2001 г.)
  19. Хрестоматия по литературе 8-9 класс. М., Просвещение, 2000 г.
  20. Шевердин С.Н. “У опасной черты”. М., Педагогика, 2002 г.
  21. Шипицина Л.М. Казакова Е.И. “Школа без наркотиков”., С-П-б, из-во “Образование – Культура”, 2002 г.