Интегрированный творческий день "Синичкин календарь" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель ИТД:

  • Обобщить и систематизировать знания о природных явлениях составляющих понятие "погода", понятие о народной примете, о значении метеорологического прогноза.
  • Развивать умения компоновать элементы пейзажа, точность при выполнении задания, оценивать оригинальность мышления.
  • Воспитывать умения работать в коллективе, навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

Ход ИТД

Вступительное слово учителя:

Сегодня наш творческий день называется "Синичкин календарь" Посмотрите на интеграцию тем нашего дня. (Учитель объясняет ход ИТД. Составляет пирамиду).

Мы сегодня с вами будем выпускать журнал. Ребята, скажите, кто выпускает журнал, как называются люди, которые этим занимаются?

Сотрудники журнала называются по разному: корреспондент, фото корреспондент, художник. Наборщик. Главный редактор. Все эти люди вместе издают журнал. Но наше задание будет отличаться тем, что у каждого из вас будет свой журнал. У кого-то очень интересный рассказ, а у кого-то не очень. Всё зависит от вас.

Начнём с прогноза погоды на сегодня.

Итак, мы с вами попали в отдел кадров журнала "Синичкин календарь", где определят, пригодны ли вы для работы в журнале (презентация Интегрированного Творческого Дня)

Выполнив задание, вы заполните 1 страницу своего журнала.

1 рубрика "Я вам пишу:"

Творческое задание: Напишите рассказ, о воробье заполнив пропуски, найди в тексте имена существительные в именительном падеже.

Работа в группах, чтение детьми рассказа.

КАК ВОРОБЕЙ :::: ИСКАЛ.

Наступила ::::::::::::::::::::::::.::: :: ::. .приходится ::::::::::::::::..Решил ::: воробей :::::::::::..разыскать.:::::::.у солнышка: "Где найти::: :: :: ?". :::::::::::. ответило солнышко.

:::::: ::::::::. у ветра : "-::::найти мне:::: :::..?"- зверям и птицам очень плохо. "::::" отвечает ветер. Полетел воробей дальше, увидел::::::: решил спросить куда:::::::.. . Но месяц тоже ничего не

сказал воробышку. Пришлось ждать когда :::::. придет своим чередом. Голод и холод одолели. Хорошо, что люди помогли. ::::::::.люди повесили::: ::::. . Спасибо, люди за :::::::::::::::::::. . Весной дождались птицы и звери тепла. Спел воробей веселую песенку. Заслушались люди, радуются, что воробей до весны дожил.

Проверку вы прошли, а теперь приступаем ко 2 странице нашего журнала.

2 рубрика "Погода"

1. Дайте научный прогноз погоды.

2. Составьте кластер "ПОГОДА"

3. "Проверь себя" разгадайте кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

1. прибор используется для измерения влажности воздуха -

2. прибор измеряет температуру воздуха -

3. прибор измеряет атмосферное давление -

4 прибор измеряет скорость ветра -

5. прибор измеряет осадки в миллиметрах -

6. барограф измеряет атмосферное: ?

7. Что формируют явления природы?

Учитель: Мы с вами дали научный прогноз погоды в начале нашего дня. А кто занимается прогнозированием погоды? (метеорологи)

  • Назовите приборы, которыми пользуются метеорологи?
  • Какая работа проводится на метеостанциях?
  • Что такое погода?
  • Погоду формируют - давление, облачность, температура, влажность, осадки.
  • А вы знаете, как определить погоду без использования специальных приборов?

3 рубрика "Лесная примета"

Учитель: Эта рубрика посвящена казахстанскому писателю-натуралисту Максиму Звереву, большому знатоку природы.

Специальный корреспондент учащийся нашего класса подготовила информацию об этом писателе.   Знакомство с биографией писателя Максима Дмитриевича Зверева. Вступление учащегося с опережающим материалом о писателе. Чтение реферата.

Максим Дмитриевич Зверев
(1896-1996)

Писатель-натуралист. Род. в Барнауле. Окончил реальное училище (1916), ускоренный курс Московского военного училища (1917), служил в чине прапорщика в Барнаульском стрелковом полку, избирался в горсовет раб. и солд. деп., в период боев с белочехами (май-июнь 1918) -- воен. комендант ж.-д. ст. Барнаул. В 1923 окончил Томский университет, работал научным сотрудником Сиб. института защиты растений и Новосиб. зоопарка. Затем переехал в Казахстан. Один из основателей Алма-Атинского зоопарка и заповедника, руководил в них науч. работой. Крупный ученый-зоолог, основоположник регион. с.-х. териологии -- науки о биологии вредных млекопитающих и борьбе с ними. Автор 109 науч. работ, в т.ч. 3 монографий. Кандидат биологических наук, доцент Томского и Казахского университетов. Долгое время совмещал науч. и преподават. деят-сть с лит. творчеством. С 1948 -- профессиональный литератор. Написал ок. 900 рассказов и 9 повестей о жизни зверей и птиц. Они многократно переиздавались в СССР и за рубежом, их общий тираж св. 12 млн экз. В тв-ве З. органично сочетаются художник слова и ученый-иссл., что крайне редко в мир. литературе. Одно из высших творческих достижений -- автобиогр. пов. "Заимка в бору"(1980). Блестящий публицист, защитник природы. Награжден ордном Трудового Кр. Знамени, "Знак Почета" (дважды), лауреат премии им. Абая (трижды), нар. писатель Казахстана.

 

Учитель: В нашей рубрике напечатан рассказ Максима Зверева "Лесная примета " Вам ребята, нужно прочитать и ответить на вопросы:

"Лесная примета"

Где-то недалеко закричал бурундук. Вдали откликнулись ещё несколько. - Плохо дело! - проворчал проводник, погоняя коня и таща за повод ленивую вьючную лошадь. - Скоро дождь будет. Слышите, бурундуки закричали?

В этот вечер мы рано расположились на ночлег. Бурундуки не обманули. Едва успели натянуть палатку и вскипятить чай. Как начал накрапывать дождь. Мы укрылись в палатке и ужинали под стук капель.

В последствии мне удалось проверить в зоопарке эту способность бурундуков предчувствовать перемену погоды. Оказалось, они поднимали крик примерно за девять часов до начала дождя после длительной хорошей погоды. При переменной погоде, когда солнечный день то и дело сменялся дождём, бурундуки молчали. (М. Зверев)

Работа над текстом:

1. О чем хотел рассказать нам автор в своём рассказе?

2. За какими животными наблюдал автор в рассказе?

3. Как ведут себя животные при изменении погоды?

4. Запишите народную примету в таблицу.

Заполнение таблицы: "Народные приметы"

"Народные приметы"

Народные приметы

Сбылась - или +
______________________________

23 ноября. С Ераста жди крепкого наста.

Творческое задание:

Уважаемые корреспонденты, возьмите интервью. Поговорите с взрослыми и выясните несколько народных примет. Запишите приметы в таблицу. Обмен впечатлений об услышанных приметах.

4 рубрика "Домашняя страничка" - Мы знаем писателей!

Вы получили задание, которое должны были выполнить дома. Задание: Рассмотри портреты писателей, напиши их имена и произведения, которые они написали.

Узнали ли вы, писателей вспомнили произведения, которые они написали? Работа в группе. Краткий пересказ прочитанных произведений. Работа по учебнику. Задание: Прочитайте произведение Максима Зверева "Кто поёт в январе?" Составить кластер, дать характеристику главным героям. 1 группа - зима, 2 группа - оляпка. Защита кластера.

5 рубрика "Прикладное творчество"

Творческое задание: Прочитай рассказ Максима Зверева "Воробьи бьют тревогу" Объясните примету описанную в рассказе. Запиши её в таблицу на 3 странице в таблицу народные приметы. Выполните коллаж, проиллюстрировав примету.

"Воробьи бьют тревогу"

Зима в этом году была тёплая. Земля только слегка промёрзла. Наконец выпал снег, но больших морозов не было. Полевые воробьи уже давно перекочевали к жилым постройкам и смешались в общие стайки с домовыми воробьями. Однажды утром зоолог Аксу-Жабаглинского заповедника увидел в окно лаборатории, как воробей летел под крышу с пером в клюве. В этот день он увидел ещё несколько воробьёв с пухом или перьями в клювах. На следующий день уже много воробьёв таскали пух и перья под крыши, собирая их около курятника. Старик сторож, поглядывая на воробьёв, сгребал снег со всего двора и укладывал его на крышу ямы-подвала, где хранился картофель.- Смотри, дед, кажется, воробьи начинают гнёзда вить. - Зимы, видно, не будет! - сказал с усмешкой зоолог сторожу. - Мороз ударит большой, они стараются ночлеги свои под крышами утеплять!- ответил старик молодому учёному. На следующий день было по-прежнему тепло, но вечером по радио зоолог услышал экстренное сообщение о наступающем сильном похолодании. Утром солнце поднялось в морозной дымке, и начались морозы. За трое суток до этого воробьиное "бюро погоды" забило тревогу!

Выполнение коллажа учащимися. Выставка работ учащихся.

6 Рубрика "Игровая".

Творческое задание: Поиграйте в лесные игры и придумайте условия новой игры о птицах.

"Поймай воробышка".

  • Дети становятся в круг, выбирают "воробья", "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка"- за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают.

"Займи домик".

  • Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. "Закапал дождь", птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми "домиками".

"Воробей, чирикни".

  • Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "воробья", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи, Тот говорит: "Воробей, чирикни". "Воробей" чирикает: "чик-чирик" - сидящий угадывает, кто это.

"Воробьи- вороны".

  • Дети делятся на две команды - "воробьи" и "вороны". Команды встают спиной друг к другу. Ведущий говорит: "Вороны". "Вороны" быстро разворачиваются и ловят "воробьев". Если ведущий говорит: "Воробьи" , то "воробьи" ловят "ворон". Побеждает та команда, которая больше поймает птиц из другой команды.

Домашнее задание: Вам ещё раз придется побыть корреспондентами. Самостоятельно выполнить следующие задания наших последних рубрик журнала "Синичкин календарь". 1. Проверить примету на 23 ноября.2. Прочитать рассказы Максима Зверева в учебнике на странице 111-114, по литературному чтению и нарисовать иллюстрацию к его произведениям.

Подведение Итогов ИТД: Понравился вам ИТД? Что нового вы узнали в ходе этого дня?