Использование статистических характеристик в социальном проектировании

Разделы: Математика


Цель урока: Научить применять математические знания по статистике при решении конкретных проектных задач.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с общими основами статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов.
  2. Формировать системы теоретических и практических знаний в области статистики‚ необходимых ученикам для проектирования
  3. Развивать исследовательские навыки и графическую культуру учащихся.
  4. Способствовать развитию деятельностных и коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы‚ при проведении статистических опросов‚ в общении с людьми.
  5. Формировать логическое, рациональное мышление, проектные навыки.
  6. Воспитывать внимательность‚ аккуратность и точность‚ эстетический подход к дизайну информации
  7. Способствовать приобретению реалистичного взгляда  на жизнь .

Предварительный этап:
За месяц до урока учащиеся были поделены на четыре группы:
«Экологи», «Социологи», «Экономисты», «Аналитики-проектанты». Перед каждой группой стояла задача-собрать информацию по проблеме проекта в своем направлении.

Первый этап:
Формулировка проблемы, на решение которой направлен проект:
В центре города были уничтожены уникальные деревья, земля отдана под застройку. Трагедия голубых елей всколыхнула общественность, однако ,деревья уже не вернуть,но можно спасти от гибели многие скверы города. Используя знания по статистике необходимо доказать нецелесообразность сноса зеленых мест города.

Второй этап:
На столах у учеников пазлы из слов определений статистических характеристик, необходимо составить определения и проверить с помощью Интерактивной доски SMART (функция проявления).

Третий этап:
Каждая команда получает проектные задания и выполняет вычисления по группом, решения оформляются на больших листах.

Проектное задание для экологов.

Введем обозначения Ед.поглощения выхл.газа\в сутки
Береза-1
Тополь-2
Яблоня-3
Кустарник-4
Ива-5
Клен-6
Ель голубая-7
Клен-8
Рябина-9
Сирень-10
Жимолость-11
Бузина-12
Вяз-13
Каштан-14
123
203
317
234
120
112
304
235
124
245
112
245
276
274

Выборка (одной части сквера):
12,10,10,4,4,4,5,6,7,1,2,13,13,11,1,2,3,3,3,3,2,2,2,11,11,12,8,8

Найди:

  1. Упорядоченный ряд
  2. Объем
  3. Среднее арифм.
  4. Частота
  5. Размах
  6. Мода
  7. Медиана

Сделай вывод:
Какие растения чаще встречаются в сквере?
В чем их ценность? (см.таблицу поглощения выхл.газов).

Проектное задание для социологов.

Введем обозначение:
«Я-за»-1
«Я-против»-2
«Мне все равно»-3

Выборка (частичная)
1,1,1,3,3,2,2,1,1,1,1,1,1,3,3,3,3,1,1,1,1,1,1,1,3,1,2,1,3,2,1,1

Найди:

  1. Упорядоченный ряд
  2. Объем
  3. Среднее арифм.
  4. Частота
  5. Размах
  6. Мода
  7. Медиана

Сделай вывод: Какой ответ чаще встречается? Почему?

Проектное задание для экономистов.

Введем обозначение Стоимость строительства:
Торговый центр-1
Развлекательный центр-2
Офисное здание-3
Парковка-4
Музей-5
Сквер-6
50000000€
120000000€
80000000€
13000р
634000000р
100000р

Данные за последние 5 лет, было построено:
6,6,5,4,4,1,1,1,1,1,1,2,3,3,4,3,3,2,3,3,3,3,3,3,4,4,4

Найди:

  1. Упорядоченный ряд
  2. Объем
  3. Среднее арифм.
  4. Частота
  5. Размах
  6. Мода
  7. Медиана

Сделай вывод:
Какое здание скорее всего построят на месте сквера?
Сравни затраты на строительство (см.таблицу) и сохранение сквера?

Проектное задание для экспертов-проектантов.

Был задан вопрос: «Что надо сделать со сквером, что бы он стал посещаемым местом в городе?

Были предложены варианты, введем обозначения:

Построить детское кафе-1
Поставить в сквере цветочные часы-2
Продать землю бизнесменам-3
Установить памятник Гофману-4
Создать макет современного Калининграда-5

Выборка:
1,2,2,5,5,2,2,2,1,1,4,3,3,2,2,1,1,5,5,1,4,5,5,2

Найди:

  1. Упорядоченный ряд
  2. Объем
  3. Среднее арифм.
  4. Частота
  5. Размах
  6. Мода
  7. Медиана

Сделай вывод:
Что можно построить в сквере, чтобы привлечь туда горожан и гостей?

Четвертый этап:
Каждая команда представляет на интерактивной доске заранее подготовленный слайд, на котором представлена информация собранная по своему направлению проекта. Листы с расчетами вывешиваются для обсуждения, представитель команды представляет выводы которые сделаны на основании статистических расчетов.

Пятый этап:
Математический вывод: Статистические характеристики можно использовать в социальном проектировании.

Социальный вывод: Математические подсчеты показали, что уничтожать сквер нельзя, это приведет к экологическому, социальному напряжению. Экономически выгоднее сохранить сквер и вдохнуть в него новую жизнь, установить там макет города, это привлечет жителей и гостей города.

Педагогические выводы:  Проектная деятельность предоставляет учащимся широкую возможность для самостоятельной  работы при проведении статистических исследований, в процессе которой формируются прикладные и коммуникативные компетенции: способность решать практические проблемы, связанные со статистикой ; применять новые технологии для решения прикладных статистических задач, уметь четко и аргументировано излагать свои мысли, быть реалистичными в оценке своих способностей. Кроме того обеспечивает ученикам ресурсы для будущей профессиональной деятельности. Полученные знания и умения применимы в математике‚ экономике‚ географии‚ социологии‚ обществознании.

Приложение