Задачи урока:
- введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»;
- отработка алгоритма поиска главных членов предложения;
- развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;
- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование: карточки-перфокарты для индивидуальной работы учащихся, тетради, шишки-жетоны, учебник «Русский язык» (авт.- С.В. Иванов), карточки-рисунки с заданиями, таблица с алгоритмом разбора предложения.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока
У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –
Здравствуйте, ребята! |
У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.
Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.
Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.
За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.
III. Повторение изученного материала
(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)
1-ая часть =
Как на письме отделяется одно предложение от другого? |
Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.
2-ая часть =
Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения. |
(Дети приводят свои примеры )
3-я часть =
Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных? |
Д.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Волга и Москва.
4-ая часть =
Как обозначаются звуки на письме? |
Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.
У.- Какие бывают звуки?
Д.- Гласные и согласные.
У.- Как отличить гласный от согласного?
Д.- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный!
5-ая часть =
Как отличить согласный звук от гласного? |
Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!
6-ая часть =
Как пишутся сочетания |
Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только «И» всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву «А»!
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву «У»!
7-ая часть =
Как пишутся сочетания ЧК и ЧН? |
Д.- Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной.
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.
(По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)
У.- Кто изображен на рисунке?
Д.- Медведь.
У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.
IV. Объявление темы урока
У. - А тема урока – «Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.
У.- Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
1. Минутка чистописания
У.- Итак, мы попали с вами в лес.
Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС.
Дети записывают:
Лл лл лл лл
|
У.- Что объединяет эти слова?
Д.- Корень, общий смысл.
У.- Какое слово является проверочным для всех слов?
Д.- Слово «лес».
У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.
Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.
У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.
У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.
(Лучшее предложение записывается в тетрадь)
2. Работа над темой урока
У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите ?
Д.- Медвежонка.
У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».
Д.- «Медвежонок ест мед».
У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д.- «Ест мед».
У.- Про кого мы не смогли узнать?
Д.- Про того, кто ест.
У.- Нравится вам такое предложение?
Д. - Нет.
У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?
Д.- «Медведь мед».
У.- О чем не узнали?
Д.- Что делает медведь.
У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?
Д.- «Медведь ест».
У.- Можно назвать это предложением?
Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.
Прочитаем правило на стр.50 -51 учебника о главных членах предложения.
(Дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)
У.- Так без каких слов не может существовать предложение?
Д.- Без подлежащего и сказуемого.
У.- Какое второе название есть у главных членов?
Д.- Грамматическая основа.
У.- На стр. 51 учебника прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.
Как находить подлежащее и сказуемое,
|
(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)
(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем –
Крылья сложим назад.
V. Закрепление изученного материала
1. У.- Выполним упражнение № 1 (стр. 52) учебника. Надо письменно ответить на вопросы и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Например: «Рыба водится в реке».
Д.- В предложении говорится о рыбе.
(Кто?) рыба – это подлежащее, подчеркиваем одной линией.
Рыба (что делает ?) водится – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.
У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.
2. У.- А сейчас выполните упр. № 2 (стр. 52) учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.
(Дети выписывают самостоятельно)
Солнце закатилось. Тени легли. |
(Взаимопроверка тетрадей)
3. Самостоятельная работа
Зверька узнаем мы с тобой
|
У.- Отгадайте загадку:
Д.- Это - белка.
У.- Правильно. Она принесла вам задание.
(Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить и подчеркнуть главные члены предложения)
(Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами)
VI. Итог урока
У.- Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.
(Подсчет шишек и выставление оценок)
У.- Чему вы научились на уроке?
Что понравилось на уроке?