"Главные члены предложения", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


рис.1

Задачи  урока:

  • введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»;
  • отработка  алгоритма  поиска  главных  членов  предложения;
  • развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;
  • воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.

Оборудование:  карточки-перфокарты   для  индивидуальной  работы  учащихся,  тетради, шишки-жетоны,  учебник «Русский  язык» (авт.- С.В. Иванов), карточки-рисунки  с  заданиями,  таблица  с  алгоритмом  разбора  предложения.


Ход  урока

I. Оргмомент

Проверь,  дружок,
Готов  ли  ты  начать  урок?
Все  на  месте, все  в  порядке:
Книги,  ручки  и  тетрадки?

II. Сообщение  цели  урока

У.- Ребята, сегодня  почтальон  принес  письмо. Я  его вам  прочитаю –

рис.2

Здравствуйте, ребята!
Я  приглашаю  вас  в  лесную  школу.
Помогите  мне  объяснить  зверятам  новую  тему.
С  уважением…

У.-  К  сожалению,  рисунок автора  разорван  на  части.

Мы должны  его  собрать. На  обратной  стороне  каждой  части  рисунка  написаны  вопросы.

Если  вы  правильно  на них  ответите, то  узнаете, кто  отправил  письмо  и  просит  помощи.

За  правильные  ответы  будут  даны  шишки-жетоны.

III.  Повторение  изученного  материала

(Дети поочередно  выбирают  части  рисунка  и  отвечают  на  вопросы)

1-ая  часть =    

Как  на  письме  отделяется  одно  предложение от  другого?

Д.-  Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой  буквы, в  конце  предложения  ставится  точка,  вопросительный  или  восклицательный  знак,  может  быть  и  многоточие.

2-ая  часть =  

Приведите  примеры  повествовательного,  вопросительного,  восклицательного  и  побудительного  предложения.

(Дети  приводят  свои  примеры )

3-я  часть =  

Как  пишутся  имена  и  фамилии  людей, клички  животных?

рис.3

Д.- Имена, фамилии, клички, города
      Все  с  заглавной  буквы  пишутся  всегда.
      Начинает  буква  важные  слова:
      Иванова  Анна,  Волга  и  Москва.

 4-ая  часть =  

 Как  обозначаются  звуки  на  письме?

рис.4

Д.- Звуки  на  письме  обозначаются  буквами.

У.- Какие  бывают  звуки?

Д.- Гласные  и  согласные.

У.-  Как  отличить  гласный  от  согласного?

Д.- Воздух  свободно  идет  через  рот,
      Нет  препятствий  разных.
      Голос  участвует, голос  зовет -
      Звук  получается  гласный!

5-ая  часть = 

Как  отличить  согласный звук  от  гласного?

Д.-   А  согласные  согласны
        Шелестеть, шептать, скрипеть,
        Даже  фыркать  и  шипеть,
        Но  не  хочется  им  петь!

6-ая  часть = 

рис.5

Как  пишутся  сочетания
ЖИ – ШИ,  ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?

Д.-  В  сочетаниях ЖИ – ШИ
       Только  «И»  всегда  пиши!
       В  сочетаниях ЧА – ЩА
       Пишем  только  букву  «А»!
       В  сочетаниях ЧУ – ЩУ 
       Пишут  только  букву  «У»!

7-ая  часть = 

Как  пишутся сочетания ЧК и ЧН?

Д.-  Козочка, горочка,
      Тридцать  три  пригорочка!
      Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
      Кочка, почка,  звездочка.
      Срочный, уличный, ночной.
      Точный, шуточный, речной.
      Знаем  мы  наверняка,
      Где  ЧН, а где  ЧК.

Эти  сочетания  пишем  без  мягкого  знака.

рис.6

(По  мере  ответов  на  вопросы  учителя  на  доске  складывается  рисунок  медведя)

У.- Кто  изображен  на  рисунке?

Д.- Медведь.

У.- Мишка  косолапый
В  школу  к  нам  пришел.
Объяснить зверятам  тему
Просит  он.

IV. Объявление  темы  урока

У. - А  тема  урока – «Главные  члены  предложения».    Отправляемся  в  Лесную  школу.

рис.7

У.- Вот  так  чудо  из  чудес:
Мы  попали  с вами  в  лес.
У  зверят  идет  урок.
Медведь – учитель  очень  строг.

1. Минутка  чистописания                                              

У.- Итак, мы  попали  с  вами  в  лес.                                                   

Сегодня  в  чистописании  мы  пропишем  букву, которая  соответствует  первому  звуку  в  слове  ЛЕС.                             

рис.8

Дети  записывают:

Лл   лл   лл   лл
Лес   лесок    лесная   лесник

У.- Что  объединяет  эти  слова?

Д.- Корень, общий  смысл.

У.- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?

Д.- Слово  «лес».

У.- Какое  слово  «лишнее»? Почему? Разберите  это  слово  по  составу.

Д.- Это  слово  «лесная». Все  имена  существительные, а это -  имя  прилагательное.

У. - Молодцы! Вы  справились  с  этим  заданием.

У. - А  теперь  составим  предложение  с  одним  из  этих  слов.

(Лучшее  предложение  записывается  в  тетрадь)

2. Работа  над  темой  урока

У.- Рассмотрите  картинку.  Кого вы  видите ?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте  предложение  со  словом  «медвежонок».

Д.- «Медвежонок  ест мед».

У.- Представьте, что из  предложения  выпало  первое  слово. Что получилось?

Д.- «Ест  мед».

У.- Про  кого  мы  не  смогли  узнать?

Д.- Про  того, кто  ест.

У.- Нравится  вам  такое  предложение?

Д. - Нет.

У.- А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О  чем  не  узнали?

Д.- Что  делает  медведь.

У.- Из  предложения  выпало  третье  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь  ест».

У.- Можно  назвать  это  предложением?

Д.- Да!

У.- Верно, это - предложение. Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

Прочитаем  правило  на  стр.50 -51  учебника  о  главных  членах  предложения.

(Дети  читают  правило  сначала  про  себя,  затем  вслух  хором)

У.- Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

Д.- Без  подлежащего  и  сказуемого.

У.- Какое  второе  название  есть  у  главных  членов?

Д.- Грамматическая  основа.

У.- На  стр. 51 учебника  прочитаем  алгоритм  нахождения главных  членов  предложения.

Как  находить  подлежащее  и  сказуемое,
то  есть  грамматическую  основу  предложения

  1. Найди  слово,  которое  называет  то,  о  ком или  о  чем  говорится  в  предложении.
  2. Проверь,  отвечает  ли  это  слово  на  вопросы  КТО?  или  ЧТО?
  3. Найди  слово,  которое  называет,  что  делает  или  каков  тот,  о  ком  сообщается  в  предложении.
  4. Проверь,  отвечает  ли  слово  на  вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

(На  доске  вывешивается  таблица  с  алгоритмом)

(Дети  вместе с  учителем  разбирают  предложения синтаксически)

рис.9

Физминутка:

Руки  подняли  и  покачали –                          
Это  деревья  в  лесу.
Руки  согнули, кисти  встряхнули –
Ветер  сбивает  росу.
В  сторону  руки, плавно  помашем –
Это  к  нам  птицы  летят.
Как  они  тихо  садятся
Покажем –
Крылья  сложим  назад.

V. Закрепление  изученного  материала

1.  У.- Выполним  упражнение  №  1 (стр. 52)  учебника. Надо  письменно  ответить  на  вопросы  и записать  предложения, а  потом  найти  и  подчеркнуть  в  них  подлежащее  и  сказуемое.

Например:  «Рыба  водится  в  реке»

рис.10

Д.- В предложении  говорится  о  рыбе.

(Кто?) рыба – это  подлежащее, подчеркиваем  одной  линией.

Рыба (что  делает ?) водится – это  сказуемое, подчеркиваем  двумя  линиями.

У.- Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.

2.  У.- А  сейчас  выполните  упр. № 2 (стр. 52)  учебника. Нужно  найти  в  предложениях  грамматическую  основу  и  записать  в  тетрадь.

(Дети  выписывают  самостоятельно)

рис.11 рис.12

Солнце  закатилось.  Тени  легли.
Ежиха  вылезла.  Ежата  показались.

(Взаимопроверка  тетрадей)

3.  Самостоятельная  работа

рис.13

Зверька  узнаем  мы  с  тобой
По  двум  таким  приметам:
Он  в  шубке  серенькой  зимой,
А  в  рыжей  шубке  летом.

У.- Отгадайте  загадку:    

Д.- Это - белка.

У.- Правильно. Она  принесла  вам  задание.

(Учитель раздает  учащимся  индивидуальные  перфокарты,  на  которых  надо определить и   подчеркнуть   главные  члены  предложения)

(Проверка  правильности выполнения  задания  учениками-консультантами)

VI.  Итог  урока

У.- Вот  и  закончился  урок  в  лесной  школе. Сейчас  мы  узнаем  самого  прилежного  ученика.

(Подсчет  шишек  и  выставление  оценок)

У.- Чему  вы  научились  на  уроке?

Что  понравилось  на  уроке?

рис.14